«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации проектной деятельности"
МАДОУ № 25
В связи с переходом на новую основную образовательную программу «Вдохновение», на первое место встало детская инициатива и потребность в индивидуальном подходе.
В ходе программы «Вдохновение» вовлекается в творческий процесс не только художественно-музыкальное восприятие, но и собственное созидание ребёнка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество.
Данная программа, состоящая из различных образовательных технологий, предусматривает тесное сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в реализации образовательной деятельности.
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Задачи, решаемые педагогом в музыкальном образовании детей направлены на оказание помощи детям, организацию педагогических условий, организацию самостоятельной музыкально – творческой деятельности, а также музыкально – дидактического материала.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.
Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. В своей работе используем формы взаимодействия с коллегами.
Как вы думаете, на каких принципах должно основываться педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя?
Принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равно-правную позицию сотрудничающих субъектов.
Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности.
Принцип интегративности определяет взаимодействие как произведений различных видов искусств, так и различных видов художественно-музыкальной деятельности.
Принцип одномоментости восприятия искусства дает возможность к созданию наиболее целостного художественного образа, вызывает наиболее полное усвоение информации и большой диапазон эмоций и чувств, обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слов и осознание миры культуры. В результате этого ребенок способен выйти самостоятельно на различные способы, сродства передачи образов в рисунке, пластике движений, мимике, слове.
Совместный образовательный процесс осуществляем в музыкальном зале, в Лего центре, и в группе с использованием информационном коммуникационных технологий, которые способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей.
В совместной музыкально-продуктивной деятельности совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов.
Эмоциональная основа способствует более качественному восприятию и усвоению волевых качеств и принятых норм поведения.
В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие ребенка, его эмоциональный настрой. Исходя из этого, педагог может решать, необходима ли усиленная интерпретация музыкального произведения, чтение поэтических произведений во время прослушивания.
В ходе всего занятия педагог ориентируется на ребенка, идет от ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь определить ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.
Процесс общения дошкольника с Лего – это не только конструирование, но и творчество. Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Манипулируя с элементами Лего, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.
ЛЕГО – технология предлагает эффективные образовательные инструменты, разработанные, чтобы пробуждать у детей естественное любопытство и желание исследовать, изобретать и вновь открывать для себя этот удивительный мир.
Образовательная область «художественно – эстетическое развитие» направлена на развитие продуктивной (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) и музыкально-художественной деятельности детей. Для наиболее эффективной работы по данному направлению использую такие методы как: слайд-шоу, арт-терапию (пластилинография, мозаичная аппликация способом обрывания бумаги, рисование ладошками и т.д.), иллюстративный и практический методы, Лего – конструирование, которое дало возможность создать рисунок не только в 2D плоскости, но и в 3D плоскости, т.е. сделало его объемным.
В своей работе используем Лего – технологии, которые позволяют детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Созданные постройки из Лего использовали в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки. В одном из обсуждений постройки ребенок предложил, что если бы была музыка, то было бы интереснее! И тогда для реализации своих проектов мы стали приглашать музыкального руководителя, который нам помогал в подборе музыкального репертуара.
В своей работе также используем методы:
-объяснительно – иллюстративный –предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
-эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
-проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
-репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
-частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
-поисковый– самостоятельное решение проблем;
-метод проблемного изложения- постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;
-метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Наше совместное взаимодействие заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность, через Лего - технологию.
Ведь наша задача развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом наша совместная деятельность предусматривает целостность музыкального образования и всестороннего развития воспитанников.
В процессе нашего взаимодействия мы убедились в том, что Лего – технология – это не только конструирование, но и творчество! Лего - технология — пример интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.