Аналитическая записка о деятельности инициативной группы за 2023 - 2024 учебный год
МАДОУ № 17
Юшкова А.В.
Аналитическая записка о деятельности инициативной группы «Звуковая культура речи и подготовки к обучению грамоте в общеразвивающих группах для детей 4-7 лет в соответствии с ФОП ДО» за 2023 - 2024 учебный год
Группа была организованна с целью повышения профессиональной компетентности и консультативной поддержки педагогических работников общеразвивающих групп ДОО, по вопросам речевого развития: звуковой культуры речи и обучения грамоте детей с 3 до 7 лет, в соответствии с переходом на ФОП ДО, через создание методических материалов по данной теме и применение их на практике.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть задачи звуковой культуры речи и подготовку к обучению грамоты в соответствии с ФОП ДО; проанализировать речевое развитие в связи с переходом на ФОП ДО;
- раскрыть значение ключевых понятий «звуковая культура речи», «воспитание звуковой культуры речи» и «обучение грамоте» дошкольников 4-7 лет общеразвивающих групп;
изучить опыт современных методик и предложить направление по работе звуковой культуры речи и обучению грамоте в образовательном процессе ДОО;
освоение участниками группы данных методик с целью повышения их профессиональной компетентности;
предоставить педагогам возможность для распространения личного опыта по применению;
формировать разделы методической копилки личными разработками педагогов ДОО (участниками группы);
- поделиться опытом работы по данной теме педагогов коррекционных групп МАДОУ № 17 «Серебряное копытце».
В группе было зарегистрировано 31 педагогических работников из шести ДОУ города (№ 1, 2, детский сад «Умка», 17, 18, 23). Из них один заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, музыкальный руководитель, педагог – психолог, два учителя – логопеда, учитель дефектолог, двадцать пять воспитателей.
В рамках инициативной группы для целевой аудитории воспитателей общеразвивающих групп и педагогов дошкольного образования было проведено 4 занятия.
На первом заседании были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией ФОП дошкольного образования речевого развития. Рассмотрели задачи звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоты, содержание образовательной области «Речевое развитие», а также провели сравнительный анализ речевого развития ФГОС и ФОП ДО.
В ходе беседы с коллегами, выяснилось, что большинство из них не определились в выборе методики проведения занятий по звуковой культуре речи и обучению грамоты с детьми дошкольного возраста. И, в связи с этим, педагогам было предложено просмотреть видео Нищевой Н.В – логопеда из Санкт-Петербурга. В нем она знакомит со своей новой книгой, где предлагает методические рекомендации по работе над ЗКР и обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО с детьми от 3 до 7 лет.
В конце встречи было предложено самостоятельно проанализировать речевое развитие детей в соответствии с ФОП ДО своей возрастной категории детей. И, если будет возможность, проанализировать методические рекомендации по ЗКР и обучению грамоте, предложенной Натальей Валентиновной Нищевой.
На втором заседании обсудили следующие вопросы:
1) Речевые задачи как средство воспитания звуковой культуры речи у детей 4 -7 лет общеразвивающих групп в соответствии с ФОП ДО.
2) Современные методики по работе над звуковой культурой речи в образовательном процессе ДОУ и распространение личного опыта по их применению: опыт воспитателей общеразвивающих групп и рекомендации специалистов МАДОУ №17.
В ходе встречи специалисты и воспитатели МАДОУ №17 делились с участниками личным опытом в данном вопросе в виде презентаций и видеоматериаловигр и упражнений по ЗКР с детьми каждой возрастной группы (начиная со средней). Так же с материалами можно было ознакомиться на выставке.
Педагог подготовительной к школе группы МАДОУ №17 Кузнецова С.В. с начала учебного года в своей работе применяет методику, разработанную в соответствии с ФОП ДО Нищевой Н.В. – логопедом из Санкт-Петербурга по проведению занятий по звуковой культуре речи и обучению грамоте. Светлана Владимировна порекомендовала коллегам использовать данную методику и поделилась опытом работы.
В конце встречи руководитель инициативной группы Анна Владимировна подарила участникам группы «Памятку воспитателю общеразвивающей группы по развитию у дошкольников ЗКР».
На третьем заседании углубились в вопросе по подготовке к обучению грамоте детей 4-7 лет в общеразвивающих группах детского сада. Были рассмотрены цели, задачи, были даны рекомендации к проведению занятий.
Далее с участниками группы был проведён практикум – деловая игра «Знатоки развития речи». Членами жюри данного мероприятия (учитель-логопед Богданова Л.Н. и воспитатель коррекционной группы – Шипилова Л.В.) было принято решение объявить всех участников победителями, все получили сертификаты.
В заключении, руководитель группы объявила о проведении конкурса в рамках работы городской инициативной группы «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах для детей с 4 — 7 лет в соответствии с ФОП ДО» на «Лучшее дидактическое пособие по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте» среди участников группы – педагогических работников дошкольных образовательных учреждений ГО Карпинск (Положение размещено на сайте «Методсовет» в блоге инициативной группы МАДОУ №17).
Четвётое – ИТОГОВОЕ заседание было проведено в марте на тему «Взаимодействие педагогов с родителями по развитию звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в общеразвивающих группах для детей 4-7 лет в соответствии с ФОП ДО». Участники делились опытом в данном вопросе, а воспитатель МАДОУ №17 Нестерова С. А. порекомендовала, какие советы мы можем дать родителям, обучая детей звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в общеразвивающих группах для детей 4-7 лет в соответствии с ФОП ДО.
На данной встрече руководитель представила участникам «Сборник дидактических игр для развития звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста», которое могут применять в работе не только педагоги, но и родители дома.
Итогом работы инициативной группы стало подведение итогов конкурса на «Лучшее дидактическое пособие по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте» среди участников группы – педагогических работников дошкольных образовательных учреждений ГО Карпинск.
На конкурс заявились 8 участников. Перед оглашением результатов каждый участник представил своё методическое пособие, выполненное удобным способом: леп-бук (1 игра), интерактивная игра (2 игры), методическая разработка (5 игр). Участники группы могли ознакомиться с работами: рассмотреть методическое пособие, поиграть, задать вопросы разработчику, взять на заметку понравившиеся идеи для собственных игр. Все представленные работы были авторскими.
Сертификаты участника были вручены:
* Салаватовой В.Ф., МАДОУ №17 (интерактивная викторина «Кто лучше знает буквы» (МАДОУ №17);
* Брянцевой А.В., МАДОУ «Умка» (дидактическое пособие «Звуковая ромашка»);
* Камерцель П.И., МАДОУ №23 (интерактивная игра «Доктор Айболит»);
* Масленниковой С.Ю., МАДОУ №18 (дидактическое пособие «Играем в слова»).
Дипдомы III степени разделили:
* Киселева Елена Георгиевна, МАДОУ №17 (леп-бук «В мире звуков и букв»);
* Юстус Ирина Рудольфовна, детский сад «Умка» (дидактическое пособие «Говорящие буквы-пазлы»).
Диплом II степени вручили Самосадовой Евгении Анатольевне, МАДОУ №1 (дидактическое пособие «Морской бой. Словолодочки»).
Диплом I степени вручили победителю – Сиренко Наталье Владимировне, МАДОУ №1 (дидактическое пособие «Рассели животных и птиц по домикам. Раздели слова на слоги»).
Фото материалов и информация о победителях опубликована на портале «Методсовет».
Таким образом, можно сделать вывод, что группа являлась важным носителем теоретической и практической информации, способствовала совершенствованию профессиональной компетенций и консультативной поддержки педагогических работников общеразвивающих групп ДОО, по вопросам речевого развития: звуковой культуры речи и обучения грамоте детей с 3 до 7 лет, в соответствии с переходом на ФОП ДО, через создание методических материалов по данной теме и применение их на практике. Цель инициативной группы достигнута.