Анализ результатов анкетирования
МАДОУ № 17
Анализ результатов анкетирования педагогов дошкольного образования «Готов ли я работать с детьми с особыми образовательными потребностями?»
На начальном этапе работы инициативной группы «Организация работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями» педагогам было предложено принять участие в анкетировании на тему «Готов ли я работать с детьми с особыми образовательными потребностями?» (далее ООП). Целью анкетирования стало определение готовности педагогов детских садов к работе с детьми данной категории.
Анкета содержала 12 вопросов с несколькими вариантами ответов.
В анкетировании приняли участие 17 педагогов. Три педагога имеют стаж педагогической работы менее 3-х лет, семь педагогов – более 5 лет и семь педагогов работают в сфере дошкольного образования более 20 лет, 76% коллег имеют опыт работы с детьми с ООП.
Более 88 % опрошенных (15 человек) считают вопрос об инклюзивном образовании (дошкольном) актуальным и понимают инклюзивное образование, как обеспечение равного доступа к образованию всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Понимая актуальность и идею данного подхода в образовании большинство педагогов (65%) все же считают, что дошкольники с особыми образовательными потребностями должны посещать не массовые группы, а коррекционные группы или детские сады.
Выяснилось, что педагоги имеют опыт работы с детьми с разными видами нарушений. Чаще всего это дошкольники с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи, с нарушением интеллекта, зрения. Реже в группах встречаются дети с расстройствами аутистического спектра и нарушением слуха.
При описании ребенка с ООП педагогами чаще всего использовались такие прилагательные как: зажатый, замкнутый, неуверенный, стеснительный, тревожный, ранимый, невнимательный. Реже о ребенке отзывались как о добром, ласковом или агрессивном.
Шестьдесят пять процентов респондентов считают, что присутствие «особенных» детей в массовой группе положительно влияет на остальных сверстников в плане развития эмпатии и толерантности, 24% допускают возможность негативного влияния в плане развития у «здоровых» детей нетерпимости, антипатии и неприятия.
Работать на группе дошкольников, которую посещают несколько детей с ООП готовы 47% опрошенных, 47% скорее готовы работать, чем не готовы, один педагог указал, что не готов работать с данной категорией детей (6%).
Стоит отметить, что 35% педагогов пошли бы работать на данную группу детей, так как не могут оспаривать решение руководителя, а 65% , так как понимают, что дети с ООП нуждаются в их помощи и готовы сделать всё возможное для их успешного обучения.
Большинство опрошенных педагогов (88%) считают себя не достаточно профессионально подготовленными для работы с детьми с ООП, 6% - скорее подготовленными, 12% (два педагога) полностью уверены в своих силах. Все респонденты в анкете указали, что работая с детьми с ООП, нуждаются в помощи дефектолога, логопеда или психолога.
Анализ результатов анкеты показал, что большинство педагогов готовы работать с детьми с особыми образовательными потребностями при условии дополнительной профессиональной подготовки и помощи специалистов – логопедов, дефектологов, психологов.