Модуль 1. "Чердак Времени": развитие навыков будущего через знакомство детей с предметами прошлого

МАДОУ "Умка"

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию инновационную образовательную практику «Чердак Времени». Данный проект развивает навыки будущего через знакомство детей с предметами прошлого, традициями и обычаями, а также помогает развивать у дошкольников навыки коммуникации, эмоционального интеллекта, правильной речи, творческого мышления, которые в дальнейшем помогут им решать разные жизненные задачи.

Шаги реализации проекта:

1. Создание пространства для чердака времени в группе

2. Привлечение родителей к организации и участию в проекте

3. Организация сбора вещей прошлого

4. Выбор варианта участия в проекте - с жителями чердака или изучаем прошлое сами

5. Проведение мероприятий, направленных на формирование softskills (гибких навыков)

6. Создание видеоархива проекта

Роль ребенка и взрослого на этапе выполнения задания:

Ребенок – активный участник проекта, любознательный исследователь старины. Он спрашивает, уточняет, отыскивает нужную информацию и недостающие знания, включается в действие.

Взрослый - организатор сюжетно-игровой ситуации. Он «заражает» детей участием в проекте, организуя специальное чердачное пространство, дает возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир.

На чердаке времени можно найти много таинственного, неизведанного и интересного для каждого.

Для совместного построения чердака времени в группе понадобится: основа для крепления крыши; покрывала; слуховое окно для таинственности; фонарики для исследования; камин для атмосферы; обитатели чердака, например, паучки, как хранители времени; старый чемодан с вещами.

Формы проекта могут быть разными. Условно их можно разделить на следующие рубрики:

"Чердаки со всего мира"- участники проекта рассказывают о своих чердачных пространствах и жителях, которые их наполняют.

«Фольклористика» - участники делятся мероприятиями, прошедшими на чердаке, а также историями традиций и обрядов своего народа; выполняют чердачный календарь.

«Гости на Чердаке Времени» - участники приглашают гостей на Чердак Времени, сотрудничают с музеями, библиотеками, школами, театрами. Снимают, фотографируют, описывают прошедшее мероприятие.

«Читаем и играем на Чердаке» - участники делятся авторскими детско-взрослыми сочинениями сказок, рассказов, комиксов и пр.; играют в игры из старого сундучка или присылают новые, придуманные детьми.

«Исследователи прошлого» - участники проекта, «превращаясь» в исследователей, отправляются на поиски старинных вещей; самостоятельно выбирают для себя тематику и объекты изучения.

«Фантазёры – изобретатели» - участники примеряют на себя роль фантазера-изобретателя и придумывают новый предмет, наделяя старый необычными качествами и свойствами, используют для этого самые разнообразные материалы (пластилин, тесто, конструктор, спагетти, шишки, коробки и пр.).

«Коллекционеры» - участники собирают коллекции однородных предметов; тематика коллекций основывается на свободном выборе, самостоятельности детей. Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.

Коллекции могут быть как коллективными (групповыми), так и индивидуальными.

«А у нас на чердаке…» - участники проекта подводят итоги. Что же у нас получилось? Формы для этого могут быть разные: детские репортажи, в которых дети рассказывают, что им удалось узнать нового о предмете прошлого, каким бы они хотели видеть этот предмет в будущем; совместные детско-взрослые чердачные посиделки; праздники; концерты; вечера, рассказывание историй; театрализованная деятельность; выпуск газеты, журнала, книги; создание мини-музея изученного предмета.

Таким образом, можно передать подрастающему поколению историю, ценности, традиции, особенности быта и обычаи народа.

А детский сад становится местом необыкновенных открытий для маленьких исследователей.

Предлагаю разработать сюжетно-игровые ситуации на «Чердаке времени» для детских исследований, воплотить их на практике, отснять видеоролик и отправить на электронную почту sw_eta@bk.ru. Реализованные идеи будут участвовать в конце учебного года в педагогическом голосовании на выявлении лучших и отмечены дипломами 1, 2, 3 степени.

МАДОУ "Умка", подготовительная группа (6-7 лет), воспитатель Башенёва Светлана Сергеевна

МАДОУ "Умка", средняя группа (4-5 лет), воспитатель Подольская Татьяна Генриховна

МАДОУ "Умка", младшая группа (3-4 года), воспитатель Романова Анна Владимировна

МАДОУ "Умка", подготовительная группа (6-7 лет), воспитатель Коваль Ольга Валерьевна

МАДОУ "Умка", подготовительная группа (6-7 лет), воспитатель Башенёва Александра Андреевна

Ждем ваших видеороликов с "Чердака Времени", присоединяйтесь! Хотелось бы узнать ваше мнение о заявленных работах. Пишите в комментариях.

13:17
509
RSS

интересные взяты темы для работы, ребята молодцы, особенно малыши)))

Светлана Сергеевна, как всегда, очень насыщенно, а самое главное, интересно детям!

Очень интересная технология и подходит для любого возраста детей. А самое главное — дети с большим интересом включаются в «путешествие» по «чердаку времени». 

Действительно, практика показала, «Чердак времени» можно использовать в педагогической практике, что даёт эффективные результаты. Т.к. наполняемость чердака зависит от темы планирования и каждое занятие, проводимое на чердаке неповторимо.

16:18 (отредактировано)

Все очень интересно грамотно познавательно для работы очень пригодилось молодцы и педагог и детки!

Уважаемые коллеги, благодарю вас за сотрудничество и проявленный интерес к данной теме. Все наши «Чердаки времени» получились разными, а по реакции детей можно сделать вывод, что  было  интересно и познавательно! Считаю, что  в «Год  педагога и наставника» решение об открытых показах своей профессиональной деятельности реализовано нами ярко и достойно. 

Спасибо большое всем педагогам за ваш труд и за то что вы делитесь своим опытом!

Ольга Валерьевна, Вы молодец! Заинтересовали детей интересной темой!