Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

МАДОУ № 2

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательном учреждении.

В современном мире инклюзия детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательных учреждениях – это глобальный общественный

процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является

готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к

людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая образование. Проблемы здоровья детей с особыми образовательными потребностями, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для обучающихся различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения определенных рамок выбора при определении своего жизненного пути. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефектана личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияниекомпенсировать. Особенности развития личности ребенка-инвалида и различныеограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что егосамостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школычасто бывает затруднено.Образование оказывает определяющее влияние на формированиемировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивныеспособности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование

человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме.

Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях,

расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей,

помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися

детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их

социальной адаптации и интеграции в общество. Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 15% от общего состава школьников (по данным ВОЗ). Согласно прогнозам ученых число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому так важно организовать процесс социальн-опсихологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация — это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

Существуют 4 этапа социально-психологической адаптации:

1. Уравновешивание — минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы.

2. Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3. Приноровление — признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками.

4. Уподобление — трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

Следует учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации таких детей к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников.

Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма

сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

 очень высоким темпом развития, в том числе, социального,

совершенствованием всех систем организма;

 неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и

социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;

 ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации

адаптивного процесса.

Адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями

здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:

1. Характером инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, психические и общие заболевания).

2. Психофизиологическими особенностями (тип ВНД, темперамент,

биоритмологические свойства, характер памяти и др.).

3. Недостатком физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность, страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.

4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).

5. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья

(средства передвижения, слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.

6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.

7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей с ограниченнымии возможностями здоровья и интеграцию их в общество.

8. Нахождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде. Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Социальная недостаточность представляет собой ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.

Таким образом, необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении. Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России Особым детям – малышам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – требуется помощь не только самых родных и близких, но и медицинских работников, а также государства. Речь идет о программе по социальной адаптации детей с ОВЗ

Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:

 зрения;

 слуха;

 речи;

 опорно-двигательного аппарата;

 эмоциональной сферы;

 интеллекта.

Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько нарушений, так называемая сложная структура дефекта (ССД), мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами. Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка. Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью. В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование. При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче. Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка.

В число методов соцадаптации входят:

 общение с ребёнком, а также консультирование его родителей;

 обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний,

моделирование поведения ребенка в обществе;

 сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические

приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые

навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством.

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них. Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме. Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации. Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша. Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Защита прав недееспособных граждан осуществляется на федеральном уровне.

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями во всем мире составляет три процента об общего количества несовершеннолетних. Дети с инвалидностью – это лица, не достигшие восемнадцатилетия, которые имеют присвоенную бюро медико-социальной экспертизы группу инвалидности. Дети с ОВЗ – это несовершеннолетние, получившие заклюючение ПМПК о необходимости обучения по адаптированной образовательной программе. Такие дети требуют создания специальных условий для образования и подготовку к адаптации в социуме.

Использование тщательно отработанных методов социальной адаптации, помогает успешно адаптироваться в социуме детям с абсолютно разными ограниченными возможностями. Такие программы помогают комфортно приспособится к новым условиям окружения, без особой тяжести. Важно осознавать, что процесс адаптации ребёнка в социуме является сложным процессом, так как дети с ограниченными возможностями отличаются от сверстников, а их характер еще слаб и неустойчив.

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешней интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

09:18
337
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!