«Фиксация результатов экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

МАДОУ № 18

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмирсон.

Добрый день уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию 4 тему нашей инициативной группы, надеюсь данный материал кому – то будет интересен и полезен.

Не так давно в каждой из групп имелись дневники наблюдений и альбомы фиксации опытов и экспериментов, а у каждого старшего дошкольника были для этого заведены специальные индивидуальные тетради.

С приходом в нашу жизнь телефонов с качественными камерами и фотоаппаратов образовательный процесс изменился: педагог в течение дня делает множество фотографий, но всегда ли это фиксация?

Во время наблюдения за ходом эксперимента в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, тактильная.

Фиксируя увиденное, ребенок анализирует явление, выделяет главное, чтобы отразить его в своем дневнике. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Кроме этого, в процессе фиксации у ребенка развиваются представления о знаковых системах.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности.

Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников.

А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Способы фиксации в разных возрастных группах:

С детьми раннего возраста используются готовые формы (предполагают выбор одного варианта из нескольких предложенных):

  • картинки ;
  • фотографии ;
  • объемное изображение предмета или игрушка ;

Также могут использоваться циферблаты с кармашками для эталонных изображений и стрелкой.

С детьми раннего возраста могут использоваться те же готовые формы и циферблаты.

При этом циферблаты могут иметь от одной до трех стрелок для одновременной регистрации нескольких независимых процессов; длина стрелок при этом должна быть разной, так же как и расстояние до центра, на котором расположены картинки одного содержания. (Вспоминаем круги Луллия, некое сходство в организации этих пособий есть).

В среднем дошкольном возрасте добавляются схематические зарисовки, которые предполагают отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые сильнее меняются в ходе эксперимента.

Вначале эту операцию выполняет педагог, а дети следят за его действиями. Педагог постоянно просит детей уточнить увиденное, может совершать ошибки, позволяя детям проявить наблюдательность. Постепенно роль педагога уменьшается. В конце учебного года зарисовки могут делать дети, у которых соответствующие умения развиты лучше, чем у остальных.

Начиная со старшей группы, можно использовать весь спектр способов фиксации.

Изобразительные способы фиксации отражаются в календарях природы и дневниках наблюдений.

Заполнение коллективных календарей и дневников могут осуществлять дежурные по уголку природы

Первое полугодие старшей группы осуществляется под непосредственным контролем педагога, далее практикуется заполнение под неявным контролем, когда дети считают, что работают самостоятельно.

Когда необходимые умения станут достаточно прочными и большинство детей осознает смысл производимых операций, переходят к ведению индивидуальных календарей и дневников. Вначале заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог. Высшая форма работы: заполнение дневников детьми и воспитателем порознь, а в конце недели осуществляется сверка, проверяется совпадение данных.

  • Зарисовывание объекта
  • Использование условных знаков

Например, система знаков, используемая для регистрации погодных явлений. Условные знаки должны обязательно ассоциироваться с наблюдаемыми явлениями (объектами). Например, птиц, прилетающих на участок, нерационально изображать «галочками» разного цвета (воробей – синяя, ворона – серая, грач – коричневая).

Данная кодировка не несет никакой смысловой нагрузки, плохо запоминается и с трудом декодируется. Лучше всего придумывать символы совместно с детьми, так знаки станут им «родными» и понятными.

  • Обведение объектов

Используется в тех случаях, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение частей. Например, интересно обводить развивающиеся листочки комнатного растения.

  • Регистрация линейных объектов

Используются полоски бумаги или палочки, длина которых соответствует размерам избранного объекта. Эти мерки прикладывают к объекту и делают отметки. Если сравнивается длина (высота и пр.) одного объекта в разном состоянии и в различное время, поступают двояко: используют разные мерки или на одной и той же мерке наносят разные отметки (например, цветными карандашами). Так изучают глубину снега, скорость роста травы и других растений. Типичный пример – ростомер, где отражается рост человека.

  • Фотофиксация

Имеет преимущество, так как точно передает особенности объекта, а также запечатлевает фон, что облегчает изучение связи организма и среды обитания. Вот только находиться эти фотографии должны не в телефоне педагога, а в доступном для детей месте.

Фотографии удобны и в методическом отношении: их легко размножить и использовать как иллюстративный материал.

Фотографировать объекты можно необходимое число раз в разное время года, при любой погоде на различных стадиях развития (например, рост посаженного дерева).

В качестве методического приложения к фототеке у педагога должны копиться отдельные задания, а также конспекты занятий, проводимых с использованием данного материала. Каждое фото в фототеке должно иметь краткое описание (основные характеристики объекта, дата и место съемки)

  • Анализ оттенков окраски изучаемых объектов с помощью эталонных образцов.

Эталонные образцы представляют собой полоски бумаги, окрашенные в разные тона – от темного до самого светлого. Полоски нумеруют, начиная с номера 1. Во время эксперимента каждому ребенку выдают полный набор цветовых эталонов. Прикладывая по очереди все полоски бумаги к изучаемому объекту, дети устанавливают, какому номеру соответствует интенсивность его окраски. Дети делаю открытия: оказывается, снег не белый, а голубой, синий или розовый; тень от дерева под стволом гуще, у вершины светлее. Таким образом можно изучать оттенок неба или водоема (при помощи зеркала).

  • Письменные способы фиксации

Педагог делает записи при активном участии детей (задает вопросы, уточняет те или иные детали). Воспроизведение текста также происходим при участии детей.

  • Запись ребенком.

Такая запись должна состоять из 1-2 слов, являющихся ключевыми.

  • Фиксация натуральных объектов

Объекты могут быть представлены единичными экземплярами или коллекциями.

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работе с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю».

Приложения:


Tema_4.pptx
(1.6 МБ)
(Скачан: 55 раз)
13:45
1140
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!