«Использование обучающих игр в коррекционной работе с дошкольниками»

МАДОУ № 17

«Использование  обучающих игр в коррекционной работе с дошкольниками»

Использование обучающих игр в коррекционной работе с дошкольниками. Практические советы

Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на втором заседании нашей инициативной группы. Тема нашего заседания «Использование обучающих игр в коррекционной работе с дошкольниками»

Нашу встречу, мы начнем с небольшого психогеометрического теста. Психогеометрический тест – это проективная методика исследования личности. Она позволяет дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на понятном языке.

Ее автором является Сьюзан Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Считается, что точность диагностики достигает 85%.

Из пяти  фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, выберите ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Данная фигура дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Нарисуйте ее на листе первой. Остальные фигуры расставьте в порядке вашего предпочтения. Последняя фигура символизирует человека, с которым вы испытываете трудности при взаимодействии.

Итоги теста

Если Вашей основной фигурой оказался квадрат, то Вы — неутомимый труженик. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Квадраты заслуженно слывут эрудитами в своей области. Они любят раз и навсегда заведенный порядок. Им свойственна эмоциональная сухость.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Треугольник — это очень уверенный, сильный, энергичный человек, который хочет быть правым во всем! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники с трудом признают свои ошибки.

Прямоугольник. Это временная форма личности. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков. Прямоугольники имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни, открыты для новых идей. Проявляют интерес ко всему живому. Легко усваивают все новое. Доверчивы.

Круг. Это символ гармонии. Самая доброжелательная из всех форм. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Они обладают высокой чувствительностью, способны сопереживать. Круг - это «клей» в семье и коллективе.

Круг обычно весел, остроумен, любит компании, имеет широкий круг знакомых. Круги порой бывают, ленивы и вовсе не склонны выкладываться на работе.Они нерешительны, не всегда в ладах с логикой. Круг – прирожденный психолог!

Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество. Вы имеете развитое эстетическое чувство. Если вы выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов. Вы остроумны от природы, но зачастую бываете язвительны.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Основное назначение Зигзага — генерировать новые идеи. Вас постоянно необходимо стимулировать. Вы наивны и непрактичны.

Вывод: Итак, как вы видите, все мы разные, но одновременно с этим каждый ценен по-своему, своим своеобразием, своей индивидуальностью. Мы понимаем, как важно сохранить и принять индивидуальность каждого члена нашего общества, пусть даже самого маленького и «особенного».

А для того, чтобы лучше понять и принять «особенных» детей, предлагаю узнать о них больше.

Рассмотрим основные характеристики детей с особыми образовательными потребностями и направления коррекционной работы с каждой из них. На основе данного материала представим обучающие игры, способствующие коррекции недостатков в развитии детей дошкольного возраста.

Дети с нарушением слуха

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха (Рафиль Марковна Боскис) построена на следующих критериях: степень потери слуха и уровень развития речи. В соответствии с этим можно выделить следующие группы:

Глухие (ранооглохшие, позднооглохшие) - дети, у которых нет возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Слабослышащие - дети, с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха (или помощи слухового аппарата).

В зависимости от группы, дети с нарушениями слуха имеют и разный уровень психического и речевого развития. Особые образовательные потребности слабослышащих связаны с трудностями восприятия, понимания речи и использования вербальной информации. У детей задерживается развитие эмоциональной сферы из-за малой доступности выразительной стороны речи и музыки, больших трудностей приобщения к литературе. Игры слабослышащих дошкольников дольше задерживаются на уровне предметно-процессуальных, сюжетные игры однообразнее и проще. Часто задержка в развитии речи, приводит к отставанию в развитии воображения и мышления.

За последние 10 лет, МАДОУ №17 посещало 6 детей с нарушением слуха, пять, из которых посещали логопедические группы.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха включает в себя:

I. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей.

- Игры на развитие мелкой моторики

- Игры на развитие восприятия (цвета, формы, величины, пространственных отношений, тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности);

- Игры на развития внимания и памяти, мышления и воображения

II. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия. Развитие неречевого слуха.

- Умение реагировать на начало и конец звучащих игрушек

- Умение различать длительность звучаний

- Различение на слух количества звучаний

- Различение на слух темпа, высоты звучаний

- Различение на слух голосов птиц и животных, звуков окружающего мира

- Обучение определению направления источника звука

III. Дидактические игры по развитию речи.

Практический материал представлен в книге Л.А.Головчиц «Дидактические игры для дошкольников с нарушением слуха. Сборник игр для педагогов и родителей».

Полезные сайты: usharik.ru Ассоциация «Я слышу мир!» (Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи);

rodsi.ruРодительское объединение «Я слышу мир!»

https://vk.com/harmonysounds«Гармония звуков»Региональная общественная организация по реабилитации детей с ОВЗ (сурдопедагоги, логопеды, нейропсихологии)

Приложение1.Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях»

Дети с нарушением зрения

Нарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

В педагогическом процессе выделяют следующие категории (классификация В.З.Денискиной):

I.Слепые дети (зрение в диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией с очками).

II.Слабовидящие дети (от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками).

III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой (дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией). Большую часть детей с пониженным зрением составляют дети с амблиопией и косоглазием.

У большинства детей с нарушением зрения страдают функции, тесно связанные со зрением, а именно восприятие предметов и явлений действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. Отмечаются недостатки в формировании двигательных функций: скорости, точности, координации движений и др.

Коррекционная работа с детьми данной категории подробно описана в трудах Л.И Плаксиной, Л.А. Дружининой, Е.Н. Подколзиной и др.

Направления коррекционной работы

  • 1.Развитие зрительного восприятия (узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения).
  • 2.Развитие социально – бытовой ориентировки (усвоение детьми умений и навыков в труде, самообслуживании, личной гигиене, правил безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах).
  • 3.Развитие осязания и мелкой моторики (ознакомление детей с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику).
  • 4.Развитие навыков ориентировки в пространстве (навыки ориентировки в макро и микро пространстве).

Работая с ребенком с нарушением зрения необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- на занятии чаще использовать указку для прослеживания объекта в полном объеме, обводить его контур или часть,

- снижать темп занятия при знакомстве с новым объектом, так как детям с нарушением зрения требуется больше времени для зрительного восприятия,

- не использовать для данного ребенка наглядность с глянцевой поверхностью,

- следить за местонахождением ребенка во время занятия (при окклюзии левого глаза располагайте ребенка справа от себя, при окклюзии правого глаза слева от себя; при сходящемся косоглазии дальше от рассматриваемого объекта насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии ближе к объекту, не косящий глаз должен смотреть прямо на объект);

- дать возможность детям подходить к объекту во время занятий, обследовать его тактильно;

- не торопить ребенка с ответом, давать больше времени на обдумывание,

- наглядность должна быть яркой, реалистичной, с четкими контурами, соответствующего размера (цветовой контраст не менее 80%, величина не менее 2 см, раздаточный материал не менее 15 см),

- фон сюжетных картин должен быть свободен от лишних деталей,

- объекты на доске не должны сливаться в единую линию,

- использовать в работе зрительные гимнастики 2-3 раза в день по 3-5 минут (методика Э.С.Аветисовой, технология В.Ф. Базарного, методика У.Бейтса и др.)

Приложение 2. Игры и упражнение на развитие зрительного восприятия и навыков ориентировки в пространстве

Дети с нарушениями интеллекта

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

Педагогическим критерием для диагностики детей с умственной отсталостью является их низкая обучаемость.

Классификация интеллектуальных нарушений

Умственная отсталость подразделяется на формы:

  • легкая(IQ в пределах 50-69)
  • умеренная (IQ в пределах 35-49)
  • тяжелая (IQ в пределах 20-34)
  • глубокая (IQ ниже 20).

Ребенок с умственной отсталостью, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе.

При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. плохая восприимчивость нового.

У детей отсутствует желание заниматься интеллектуальными играми, из-за непонимания их правил. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой.

У этих детей страдают все стороны речи. Однако дошкольники с неосложненной формой умственной отсталости умеют поддерживать беседу. Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий.

Обладают независимостью в уходе за собой. Отмечается нарушение адаптивного поведения в виде расторможенности, дурашливости. Направления коррекционной работы с детьми неосложнённой формы умственной отсталости:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

(развитие мелкой моторики и артикуляционной моторики)

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование обобщённых представлений о свойствах предметов - цвет, форма, величина, развитие пространственных представлений и ориентации, временных представлений, развитие слухового внимания и памяти).

3. Развитие основных мыслительных операций (навыков соотносительного анализа, группировки и классификации, умения работать по словесной и инструкции, алгоритму, умения планировать деятельность).

4. Развитие различных видов мышления (развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(развитие навыков адекватного общения).

6. Развитие речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Приложение 3. Игры и упражнения направленные на развитие мыслительных операций

Дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется: недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Дети испытывают сложности в усвоении образовательных программ и социальной адаптацией.

Задержку психического развития принято делить на четыре группы (по К.С. Лебединской)

1.Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы (психический инфантилизм – комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения). Такой ребенок часто несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; бурно проявляет эмоции. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация.

2. ЗПР соматогенного происхождения - относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.Сюда же относят детей из семей с гиперопекой.

3. ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость или наоборот агрессивность.

4.ЗПР церебрально-органического происхождения.Встречается чаще остальных, прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен. Причиной являются органические нарушения, а именно - незрелость нервной системы (патология беременности, недоношенность, асфиксия, родовая травма и т.д.)

Направления коррекционной работы такие же, как и с детьми с нарушением интеллекта.

Приложение 4. Упражнения на развитие мелкой моторики

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Различаются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

1.Заболевания нервной системы: ДЦП, полиомиелит;

2. Врожденная патология ОДА: врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей;

3. Приобретенные заболевания и повреждения ОДА.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89%). Двигательные расстройства у этих детей могут сочетаться с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности. Часто заметны речевые нарушения. Поэтому большинство из них нуждается не только в медицинской и социальной помощи, но также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другая часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и, не требует специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни и обучении.

Дети с расстройством аутистического спектра

Аутизм (от греч. аutos -сам) – особая аномалия психического развития, это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

Для постановки диагноза аутизм должны присутствовать 3 основных нарушения: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

Существуют диагностические критерии аутизма всемирной организации здравоохранения.Ранний детский аутизм проявляется уже на первых годах жизни и характеризуется следующими особенностями: стереотипность поведения, фобии, немотивируемые приступы ярости и агрессии, характерные нарушения речи (эхолалии, аграмматизмы, речевой мутизм), двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках.

Дети с аутизмом делятся на 4 группы (О.С.Никольская)

Первая группа.Это дети с аутистической отрешенностью от окружающего (поведение носит полевой характер, с трудом овладевают навыками самообслуживания, не реагируют на обращение, не пользуются речью, активно сопротивляется при активной попытке привлечь к какой либо деятельности).

Вторая группа. Дети с аутистическим отвержением окружающего характеризуются активной борьбой с тревогой и страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: прыжки, взмахи рук, перебежки, самораздражение зрения, слуха, осязания – вырывание волос, «мытье» рук, разрывание бумаги, перелистывание книг. Такие действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологический тонус, заглушают неприятные воздействия извне. Отсюда необходимо постоянство окружающей среды – одни и те же маршруты прогулок, одежда, еда. Эти дети значительно более активны в развитии взаимоотношений с окружением. У детей этой группы может наблюдаться уникальная память, музыкальный слух, одаренность в математических вычислениях, лингвистические способности.

Третья группа.Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми. Их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.

Эти дети стремятся к достижению, успеху, и их поведение можно назвать целенаправленным. Их речь грамматически правильная, развернутая, может оцениваться как слишком правильная и взрослая, но испытывают трудности поддержать простой разговор. Умственное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление. Они могут иметь «энциклопедические» знания, но имеют ограниченное представление о реальном окружающем мире. Эти дети, как правило, обучаются по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально.

Четвертая группа. Их аутизм наименее глубок, он выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога, он стремится строить свои отношения с миром только через взрослого человека.

Дети четвертой группы пытаются вступать в речевой и действенный диалог со средой. При адекватном коррекционном подходе и они дают наибольшую динамику развития и имеют наилучший прогноз социальной адаптации.

Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, вы занимаетесь далеко не безнадежным делом, понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Главная задача педагога — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт ребенка.

Направления коррекционной работы

1.Развитие навыков самообслуживания

2.Развитие навыков социального взаимодействия

3.Развитие речи

Правила работы с аутичными детьми

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

8. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.)

9.Индивидуальные игры лучше проводить за столом.

10. Избегать переутомления ребенка.

11.Не принуждайте ребенка к деятельности, если он ее активно отвергает.

Некоторые приемы работы

1.Применение в работе пооперационных карт (в виде символов обозначают четкую последовательность действий).

2.Использование приема коллекционирования (привлекать к сортировке предметов – по цвету, величина, форме).

3.Размещение в группе зеркал на уровне глаз ребенка.

4.Применение игр на развитие тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия.

5.Использование ритмических игр и танцевальных движений.

6.Использовать приемов арт-терапиии (рисование красками, игры с песком, водой, глиной, крупой, пеной)

Уважаемые коллеги! Надеюсь, представленный теоретический и практический материал поможет вам достичь положительных результатов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

11:23
266
RSS

Интересная информация. Спасибо за подробное изложение в описании детей с особыми образовательными потребностями. Советы в воспитании таких детей пригодятся в работе.

Спасибо, Светлана Александровна. 

Ирина Николаевна, спасибо за мастер-класс! Встреча была очень насыщенной. Узнала для себя много нового. Что-то, конечно, тоже использую в работе. Очень полезный материал!

Спасибо, Евгения Анатольевна! Будем рады увидеть вас вновь на следующем заседании инициативной группы.