Оформление и материальное оснащение центра экспериментирования.
МАДОУ № 18
Тема2: «Оформление и материальное оснащение центра экспериментирования. Примеры оформления центров экспериментирования».
«Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К.Е. Тимирязев
Добрый день уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию 2 тему нашей инициативной группы, надеюсь данный материал будет кому – нибудь полезен.
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями.
Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности.
В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).
В уголке должны быть разнообразные материалы и инструменты для опытов:
- природный материал: камни, срезы и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов, песок, образцы древесины, зёрна;
- бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;
- приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное
- красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и тому подобное, марганцовка
- медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, одноразовые шприцы без игл, ватные диски, марля и бант;
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, тряпки, защитные очки, шапочки или косынки;
- листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.
Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию.
Важно запомнить, что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников, это видно в работе.
Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.
Таким образом, занятия по детскому экспериментированию влияют на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.
(Примеры оформления центров экспериментирования представлены в презентации).