Модуль 1. Технологии поддержки детских инициатив
МАДОУ "Умка"
Квест-игра в обучении дошкольников: особенности разработки и организации
Добрый день, уважаемые коллеги!
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций является игра.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая хорошо себя зарекомендовала как действующий инструмент в поддержке детских инициатив в ходе проведения образовательных проектов.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ, а так же удачно вписывается в концепцию ОП «Вдохновение».
Что же такое квест-игра?
- Квест – командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
- Квест – технология– это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
- Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и познавательными в поисковой или продуктивной деятельности.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию.
Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:
- Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
- Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.
- Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Принципы организации квестов
- безопасность - все игры и задания должны быть безопасными;
- соответствие возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста;
- уважение достоинства ребёнка;
- чёткая постановка цели, распределение ролей;
- постоянная смена деятельности;
- связность, последовательность и логичность заданий;
- эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы);
- продуманность организации игры;
- педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные выводы;
- самостоятельность суждений детей;
- результаты каждой подгруппы собираются в общий результат.
Квесты можно классифицировать по следующим признакам:
- По количеству игроков: одиночные и групповые
- По длительности: кратковременные и долговременные
- По наличию сюжета: сюжетные и несюжетные
По структуре:
- Линейный: основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
- Штурмовой: каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
- Кольцевой: отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
Этапы работы над квестом:
- начальный (командный).
- ролевой.
- заключительный.
Структура квеста
- Введение – ясное вступление, где чётко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Задание, которое понятно, интересно и выполнимо детьми самостоятельно и совместно с родителями. Чётко определён игровой результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; проговорена проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
- Ресурсы – список информационных ресурсов (в электронном виде, в бумажном виде) необходимых для выполнения заданий.
- Процесс работы – описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.
- Заключение – раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над квестом.
Критерии оценки
- Понимание задачи и раскрытие темы.
- Информационная база.
- Выполнение задания.
- Форма работы.
- Творческий подход.
Ожидаемый результат:
Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:
- Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДОУ: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;
- Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»;
- Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Применение квест-игр при реализации ООП «Вдохновение» позволяет педагогу естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активного взаимодействия с семьями воспитанников. Так же успешно реализовывать данную технологию в проектной деятельности с детьми:
- подведение детей к выбору темы проекта;
- как самостоятельный элемент образовательной деятельности;
- подведение итогов и закрепление знаний по теме проекта;
- по инициативе детей;
Уважаемые коллеги!
Возможно, вы уже используете квест-игры в своей работе. В рамках обсуждения темы «Квест-игра в обучении дошкольников: особенности разработки и организации», я предлагаю нам, на страницах МетодСовета, обменятся опытом и материалами (сценариями, карточками с заданиями, фото и видео отчетами) уже апробированными, либо запланированными квестами, для организации эффективной и результативной деятельности по этому направлению.
Нам с детства знакомы "игры по станциям" - вариант групповой формы квеста. Я же предлагаю Вам посмотреть образовательный квест "Про динозавров" с индивидуальными заданиями в группе детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка представлена по материалам автора программы "Математика в припрыжку" Ж. Кац.
Светлана Сергеевна, спасибо за интересный материал! В своей работе я использую квест-игры. Ребятам очень нравится.
В старшем дошкольном возрасте квесты уже поинтереснее. Но я проводила и в средней группе.
Квесты помогают ребятам не только не заскучать, но и развивают умственные способности.
Здравствуйте, Евгения Анатольевна. Благодарю за проявленный интерес к теме и представленный материал. Квест-игры дают большие возможности для организации образовательной и игровой деятельности детей в увлекательной для них форме. Ведь такие игры направлены на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Большое спасибо! Информация интересная и доступная, буду применять в своей работе.
Очень интересный материал.
Светлана Сергеевна, очень интересная форма обучения мыслить творчески, не стандартно и самостоятельно находить нужное решение, что очень актуально к контексте требований ФГОС ДО!
Задумка квеста очень интересная!