Модуль 1. Технологии поддержки детских инициатив

МАДОУ "Умка"

Квест-игра в обучении дошкольников: особенности разработки и организации

Добрый день, уважаемые коллеги!

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая хорошо себя зарекомендовала как действующий инструмент в поддержке детских инициатив в ходе проведения образовательных проектов.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ, а так же удачно вписывается в концепцию ОП «Вдохновение».

574df4b9.jpg




















Что же такое квест-игра?

  • Квест – командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
  • Квест – технология– это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
  • Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и познавательными в поисковой или продуктивной деятельности.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию.

Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

  • Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
  • Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.
  • Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Принципы организации квестов

  • безопасность - все игры и задания должны быть безопасными;
  • соответствие возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста;
  • уважение достоинства ребёнка;
  • чёткая постановка цели, распределение ролей;
  • постоянная смена деятельности;
  • связность, последовательность и логичность заданий;
  • эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы);
  • продуманность организации игры;
  • педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные выводы;
  • самостоятельность суждений детей;
  • результаты каждой подгруппы собираются в общий результат.

Квесты можно классифицировать по следующим признакам:

  • По количеству игроков: одиночные и групповые
  • По длительности: кратковременные и долговременные
  • По наличию сюжета: сюжетные и несюжетные

По структуре:

  • Линейный: основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
  • Штурмовой: каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
  • Кольцевой: отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

Этапы работы над квестом:

  • начальный (командный).
  • ролевой.
  • заключительный.

Структура квеста

  1. Введение – ясное вступление, где чётко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
  2. Задание, которое понятно, интересно и выполнимо детьми самостоятельно и совместно с родителями. Чётко определён игровой результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; проговорена проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
  3. Ресурсы – список информационных ресурсов (в электронном виде, в бумажном виде) необходимых для выполнения заданий.
  4. Процесс работы – описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
  5. Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.
  6. Заключение – раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над квестом.

Критерии оценки

  • Понимание задачи и раскрытие темы.
  • Информационная база.
  • Выполнение задания.
  • Форма работы.
  • Творческий подход.

Ожидаемый результат:

Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:

  1. Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДОУ: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;
  2. Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»;
  3. Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Применение квест-игр при реализации ООП «Вдохновение» позволяет педагогу естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активного взаимодействия с семьями воспитанников. Так же успешно реализовывать данную технологию в проектной деятельности с детьми:

  • подведение детей к выбору темы проекта;
  • как самостоятельный элемент образовательной деятельности;
  • подведение итогов и закрепление знаний по теме проекта;
  • по инициативе детей;

Уважаемые коллеги! 

Возможно, вы уже используете квест-игры в своей работе. В рамках обсуждения темы «Квест-игра в обучении дошкольников: особенности разработки и организации», я предлагаю нам, на страницах МетодСовета, обменятся опытом и материалами (сценариями, карточками с заданиями, фото и видео отчетами) уже апробированными, либо запланированными квестами, для организации эффективной и результативной деятельности по этому направлению.


Нам с детства знакомы "игры по станциям" - вариант групповой формы квеста. Я же предлагаю Вам посмотреть образовательный квест "Про динозавров" с индивидуальными заданиями в группе детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка представлена по материалам автора программы "Математика в припрыжку" Ж. Кац.

Приложения:


18:15
371
RSS
07:25 (отредактировано)
+1

Светлана Сергеевна, спасибо за интересный материал! В своей работе я использую квест-игры. Ребятам очень нравится. 

В старшем дошкольном возрасте квесты уже поинтереснее. Но я проводила и в средней группе.

Квесты помогают ребятам не только не заскучать, но и развивают умственные способности.

Здравствуйте, Евгения Анатольевна. Благодарю за проявленный интерес к теме и представленный материал. Квест-игры дают большие возможности для организации образовательной и игровой  деятельности детей в увлекательной для них форме. Ведь такие игры направлены на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Большое спасибо! Информация интересная и доступная, буду применять в своей работе.

Очень интересный материал.

Светлана Сергеевна, очень интересная форма обучения мыслить творчески, не стандартно и самостоятельно находить нужное решение, что очень актуально к контексте требований ФГОС ДО!

Задумка квеста очень интересная!