Средства формирования предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста

МАДОУ № 4

Средства формирования предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста

Легоконструирование и робототехника как средства формирования предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста

Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в легоконструировании и робототехнике. LEGO-конструктор позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. Сам ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В нашем детском саду в Академии научных развлечений функционируют четыре лаборатории LEGO.

Как организатор образовательной деятельности детей в данном направлении считаю, что функционирование данных лабораторий обеспечивает вариативность образования в ДОУ и позволяет реализовать основное положение ФГОС дошкольного образования о том, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Хорошая игра всегда дает опыт, учит ребенка чему-то новому, полезному, необходимому для дальнейшей жизни, учебы, карьеры.

Для детей младшего дошкольного возраста организую простые игры в LEGO-песочнице, где роль ведущего беру на себя, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. Дети играют в набор для ролевых игр, моделирующих тесную социальную связь раннего детства «мама-ребенок» и собственное ближайшее окружение – дом, детский сад. Малыши знакомятся с деталями конструктора, с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, машины, гаражи. Дети упражняются в распознавании цвета, счете до пяти, закрепляют понятия высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Для детей старшего дошкольного возраста игры немного усложняются. С помощью наборов LEGO Education «Моя первая история» и LEGO Education «Построй свою историю», дети учатся правильно составлять и рассказывать полноценные истории, работая в команде и развивая навыки совместной работы и творчества. Именно в такой командной работе формируются необходимые инженеру лидерские качества – умение отстаивать идею, нести ответственность за принятые решения. Дети дошкольного возраста могут примерить различные профессии, побывать фермерами, воспитателями, пекарями, пожарными, летчиками, машинистами и т.д.

При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.

Для детей старшей группы реализую модуль «Первые механизмы» дополнительной образовательной программы «Робототехника: конструирование и программирование», научно-технической направленности. Дети при работе с набором LEGO Education «Первые механизмы» знакомятся с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, а также изучают энергию, подъемную силу и равновесие, учатся работать по карточкам. 

Можно с уверенностью сказать, что дети, получившие навыки конструирования из LEGO-конструктора, готовы к обучению на другом более высоком уровне – освоению 3D моделей, что является первым шагом на пути к программированию.

Именно данным образовательным задачам отвечает модуль «Первый робот» дополнительной образовательной программы «Робототехника: конструирование и программирование», научно-технической направленности. В лаборатории конструирования и программирования, под моим руководством дети подготовительной группы осваивают интерактивные 3D модели, и приобретают навыки их программирования. Также детям доступны действия с простейшим интерактивным комплексам Matata Lab, и программируемыми мини-роботами «Умная пчела».

Образовательная робототехника занимает особое место – навыки XXI века в чистом виде. Здесь все, что связано с программированием, моделированием, конструированием, решением проблем. И во главе всего – проектная деятельность: работа в команде, поиск оптимальных решений, навыки отстаивания собственных идей и проявление лидерских качеств. Дети дошкольного возраста собирают и программируют модели, используют их для выполнения задач. Работая индивидуально, парами или в командах, проводят исследования, обсуждают идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Математика – это замысловатая и серьезная наука, для многих детей порой непонятная. У меня возник вопрос, как объяснить детям сложные операции? И я нашла ответ, попробовав объяснить математические задачи с помощью кубиков LEGO, чтобы это было видно наглядно. Для высокомотивированных детей под моим руководством реализуется программа дополнительного образования «Увлекательная математика с LEGO. Кубики LEGO словно специально созданы для того, чтобы объяснять детям какое число больше, а какое – меньше, решать задачи на сравнение, часть и целое, состав числа и другие.

Высокомотивированные воспитанники не остаются без моего внимания. Для каждого мною разработан индивидуальный маршрут развития, включающий в себя план участия таких детей в робототехнических соревнованиях различного уровня.

Работая в данном направлении, пришла к выводу, что внедрение в образовательную деятельность современных образовательных средств, таких как легоконструирование и робототехника с использованием интерактивного оборудования, помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.

21:50
123
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!