Тема 4 - Этапы элементарной импровизации

МАДОУ № 4

Тема 4 - Этапы элементарной импровизации

Приветствую вас, уважаемые коллеги!

Продолжаем наши беседы об орф-подходе. И сегодня тема нашей встречи – элементарная импровизация.

Импровизация –суть и основа орф-подхода. И в музыкальной деятельности обязательно есть место импровизации, в том объеме и размере, который удобен ребенку. Применение импровизации рождает активное отношение человека к жизни - чувство свободы, радости и сопричастности, формирует позицию деятеля и исследователя.

Музыкальная импровизация доступна каждому ребенку, она – спонтанное самовыражение в звуках. Музыка при импровизации является одной из частей целого – вместе с речью и движением. И для такой импровизации не нужны специальные умения и навыки, достаточно лишь желания звучать по-новому. Конечно, совершенно без всякого опыта ребенку будет трудно погружаться в импровизацию. Для этого педагог показывает несколько приемов в непосредственно музыкальной деятельности. Рассмотрим несколько примеров.

Первый этап – спонтанная импровизация. Дети на этом этапе очень несмелы, осторожны, они приспосабливаются к инструменту, к своим движениям. «О, что это за штука? Звенит! А если сильнее стукнуть? Или потише?» - у ребенка рождается множество вопросов и ответов. Музыкальный инструмент позвенел и ребенок получил необходимый первоначальный опыт.

С группой детей этот этап можно провести так: раздать одинаковые музыкальные инструменты, показать, как извлекается звук, и разрешить играть так, как хочется. Да, будет музыкальный хаос, но это необходимый хаос, из него преобразуется следующий этап - произвольная импровизация.

Этот этап самый настоящий исследовательский! Ребенок исследует возможности игры на инструменте любым способом, как инструмент может звучать, познает разные приемы звукоизвлечения, на одном звуке или на нескольких, динамические - громче-тише и т.д.

Третий этап – спонтанное комбинирование (игры звуками). Вот тут нам очень пригодится полученный опыт: играем «пушистые» , «холодные», «стеклянные» звуки, пишем «послание» звуками, играем образные импровизации – начинаем играть остинатный ритм на одном звуке, меняя его на другой в определенный момент – представляя капли воды, ветер, облака, кружение листвы.

Надо сказать, что импровизация применяется не только в игре на музыкальных инструментах, но и в звуковых жестах, и в свободном движении.

Например, возьмем любую модель со звуковыми жестами. Разучиваем с первоначальными жестами, затем предлагаем детям постепенно заменять одни звуковые жесты на другие. И привычная модель начинает играть новыми красками и звучанием.

В свободном движении импровизировать еще проще – дети могут применять любые движения в пространстве, генерируя новые идеи для своего спонтанного творчества. Конечно, это движения когда-то были использованы педагогом в танцах и плясках.

Хочу отдельно сказать, что импровизации на ровном месте не бывает. Импровизация основывается на уже приобретенном музыкальном опыте ребенка. Ведь даже знаменитые джазовые музыканты используют для своих импровизаций некие джазовые квадраты, как основу. Поэтому мы не требуем, чтобы все получилось сразу и за одно мгновение. Все хорошо в своей постепенности)))

Поэтому можно говорить о том, что импровизация имеет рад достоинств, которые очень важны для музыкального развития детей:

  • формирование у детей отношения к звуку, движению, жесту, как к материалу для творчества;
  • применение импровизации для участия всех детей в музыкальной деятельности, независимо от способностей
  • простота и доступность!

Музыкальные  треки ждут вас  по ссылке на стене группы)))

13:16
144
RSS

Спасибо за раскрытие темы! Да, импровизация история не простая, но интересная!

Спасибо вам, Надежда Васильевна, за активность!

Спасибо, Евгения Валерьевна! Хотелось бы увидеть маленький видео фрагмент, о том, как Вы это делаете с детьми. Отдельное спасибо за музыкальные треки!

Комментарий удален

Я очень надеюсь, что мы сможем встретиться очно, посмотреть, как играют и звучат дети, поиграть и позвучать самим! Вряд ли получится снять сейчас(((

Спасибо, Евгения Валерьевна, за ответ. Жаль, конечно… Но, увы, живём в реалии

Спасибо, Евгения Валерьевна!

Благодарю за поддержку, Юлия Владимировна!)))