Особенности стимулирования речевого развития у детей раннего возраста

МАДОУ "Умка"

Материал, который я хочу представить в рамках тематического модуля Речевое развитие дошкольников: от речевых ситуаций к языку программирования, вполне знаком вам, но ценность его в том, что он максимально систематизирован. Системный подход нужен для того, чтобы речь формировалась правильно в сроки, развивалась благополучно.

Сегодня одни молодые родители, сталкиваясь с проблемой по воспитанию и развитию ребенка раннего возраста, обращаются в первую очередь в интернет, где информация не подтверждена. В итоге, следуя этим советам, они зачастую только ухудшают ситуацию.

Другие родители не считают, что нужно развивать ребенка в раннем возрасте, главное уход и присмотр – думают они.

Поэтому мы, педагоги, должны настраивать родителей на то, что в раннем возрасте есть благоприятные периоды, где ребенок максимально быстро и успешно развивается.

К сожалению, речь в современном мире у ребенка имеет серьезную задержку, и она отстает примерно на полгода. Поэтому совместно с родителями дома и в группах детского сада раннего возраста нам необходимо заниматься развитием речи ребенка.

С чего начать эти занятия?

Занятия с ребенком раннего возраста имеет определённые особенности.

Первое. Ребенок познает мир с помощью подражания взрослому, это для ребенка очень важно. Очень важно научить ребенка подражательным реакциям. На основе подражания закладываются все навыки: сначала ребенок подражает, потом они автоматизируются и входят в его жизнь, влияют на развитие функции мозга ребенка.

Второе. Информацию ребенок понимает только от взрослого. Современный гаджет не может заменить его. Поэтому «удобная занятость» гаджетами для детей раннего возраста создает только проблемы по неформированностью речи.

Следующая особенность. Заключается в том, что с малышами надо многократно повторять: одни и те же песни, игры, таким образом, закладывается определённый алгоритм.

Отметим так же, что для организации игры мало дать ребенку игрушку, надо показать, как с ней можно играть, например, покатать машинку. Или познакомить с кошкой, ее особенностями, показать с ней разные действия. И ребенок будет иметь представления о ней, и уже сам хорошо будет справляться.

И очень важно контролировать сложность в разных видах деятельности. Если ребенку будет сложно, он откажется от занятия, а чтобы этого не произошло, должен быть позитивный настрой и постепенное усложнение.

Еще один момент: надо обязательно контролировать длительность занятия, т.е. каждая игра для этого возраста может длиться от 5-10 мин. Дети не должны утомляться.

Кроме того, необходима четкая структура занятия. Начинается игра с одного и того же, заканчивается она одним и тем же. Например, сегодня к нам пришел зайка, поздороваемся с зайкой: «Привет, привет», потом зайка уходит: «Пока, пока». И ребенок уже будет понимать, что занятие закончилось или началось.

Еще одна особенность. Занятия должны включать необходимую смену деятельности. Например, подвижная игра, пассивная, физминутки.

В особенностях занятия должна быть гибкость. Речь идет о том, что необходимо четко реагировать на настроение ребенка, и когда ребенок устал, мы меняем вид деятельности или вдруг ребенку, то, что мы предложили, не хочется делать. Ничего страшного в этом нет, мы смотрим: к чему ребенок тянется, и перестраиваем свою работу.

И конечно: перенос имеющих знаний очень важен. Педагог должен рассказывать родителям, чему ребенок научился во время занятий, чтобы повторить и закрепить дома этот навык.

Важно и то, что малышам нужны положительные эмоции. Когда ребенок делает что-то хорошо, нужно его хвалить, гладить, обнимать и он в ответ дает нам эмоциональную реакцию, по которой мы понимаем, что все идет правильно.

Таким образом, мы перечислили все организационные особенности для занятий детей раннего возраста.

А что же является базовой составляющей развития речи?

Это слуховое восприятие (неречевой слух). Когда мы начинаем предлагать ребенку всякие речевые звуки, они должны быть определённой последовательности и определённого характера. Например, мы можем предложить ребенку звуки природы, транспортные шумы, музыкальные игрушки.

Давайте сейчас разберем игры, которые развивают речевой слух.

Кто-то к нам пришел в гости и за дверью или за ширмой оставить игрушку. Кто пришел к нам? За ширму посадили котенка. Не показывая ребенку, «Мяу», кто пришел? Ребенок: «Киса».

Или вы показываете ребенку парные картинки, он ищет предмет, который нарисован на картинке, или наоборот. Потом вы просите ребенка, чтобы он посадил куклу в машинку, посадили. Собачку дай кукле, чтобы он это понимал. Это и есть задание на понимание речи.

Развитие физиологического дыхания как одной из энергетических основ речи. Физиологическое дыхание нам нужно, чтобы жить, а речевое дыхание, чтобы говорить.

Но в любом случае, мы физиологическое дыхание тоже развиваем – это очень важная функция. Для этого используем разные нехитрые приспособления: разные вертушки, подвешенные легкие предметы (оригами, бабочки), музыка ветра, свистульки. Подуть не просто на какой-то легкий листочек, а подуть на карандашик, чтобы он покатился.

Что касается речевого дыхания, то здесь мы выдыхаем с произношением звуков, и это главное отличие. И припевать звуки мы будем с разными интонациями. Например, ребенок заболел и у него что-то болит, и он плачет «О-О-О» или ребенок удивился «О!О!О!»

Дальше длительное произношение некоторых согласных звуков, например, «ЖЖЖЖ» - это кто-то рулИт, а для кого-то это жук летИт.

Двигательные умения и навыки

В развитие моторики рук, важно чтоб ребенок научился, освоил многие движения. И он их будет осваивать, используя совершено разные предметы.

Давайте посмотрим, примеры.

Разноцветные липучки, для того чтобы их отделить, нужно приложить определённые усилия.

Различные шарики, игрушки-мнушки, резиновые мячики разной структуры.

Очень хорошо комкать или рвать бумагу.

Различные игры с прищепками.

Предлагаем ребенку вдавливать предметы в пластилин.

Очень важно создать речевую среду, нужно постоянно разговаривать и взаимодействовать с ним, в том числе с помощью специальных и речевых игр.

Игры для пассивного словаря достаточно простые, игры с использованием фотографии, ребенок с помощью фотографий вспоминает моменты, ребенок смотрит и копит знания. Игры с зеркалом, когда ребенок видит или маму, или себя показывает в зеркале. Следующая игра, покажи, где кубик-кубики, покажи, а где собачка на кубике. Игра, покажи большой мячик, маленький мячик. Посади мишку на стульчик. Ребенок сделал это, и мы поняли, что ребенок понимает предлог и инструкцию.

Кроме того, очень важно использовать естественные, общепотребительные жесты. Замечали, что все воспитатели ясельных групп очень любят «говорить руками», жестами, как синхронный перевод. Это для лучшего понимания.

Этапы речевого подражания. Мы начинаем с аморфных слов - это грамматически неизменяемые слова-корни. Они могут быть разными, то есть это слова фрагменты. Например, «мако» молоко.

Контурные слова, когда ребенок вроде неправильно говорит, но слоговОй контур правильный, например, папата –лопата. Дальше учимся повторять слова и потом, конечно же, короткие фразы.

35 с

Эффективные приемы речевого подражания. Это стихотворные тексты, например, по логоритмике Железновой. У нее есть чудесная распевка про «Мошку».

Села мошка на ладошку, посиди у нас немножко,

Посиди не улетай, улетела. Ай.

Сначала вы повторяете «Ай», потом раз-два повторили целиком распевку, потом «улетела» и делайте паузу, ребенок сам продолжает. То есть такой текст помогает ребенку выразить маленькое словечко «ай».

Дальше игры в форме беседы, например, ребенку предлагают куклу и спрашивают, а кто это? Что кукла делает? Идет, плачет, поёт. Ребенок правильно выбирает вариант и произносит его.

Для речевого подражание хороши игры, которые нам известны: Самолет «уууу», взяли подняли крылья и полетели. А теперь машина «биби», взяли руль и поехали. «Туту» на паровозе. Будем сейчас на барабане играть «бумбум» и все это показываем и рассказываем ребенку.

Речь при этом у взрослого должна быть правильной, чёткой, слова произносятся с ультрированной артикуляцией и выделение ударного слога. Например, это мяяяячик.

Речь простая: то есть с ребенком говорим правильно, понятными словами.

Речь должна быть яркой, эмоциональной с нормальным темпом, мы должны делать паузы в речи.

Все это будет влиять на речь ребенка и на ее запуск.

Главное для нас добиться того, чтобы он начал говорить. В раннем возрасте наиболее важно представлять развитие коммуникации, а не качество звучания определённых звуков.

В заключении, мне хотелось бы напомнить о самом важном. Как бы ни развивался наш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения мы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с нами, взрослыми. Не только во время занятий, но и каждую минуту нашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для его развития.

12:51
143
RSS
19:29 (отредактировано)

Огромное спасибо за практическую и доступную  информацию. Мне как начинающему педагогу было интересно узнать об особенностях речевого развития детей раннего возраста.