Тема 3 Игровое пространство орф-подхода
МАДОУ № 4
Приветствую, дорогие коллеги!
Сегодня я предлагаю вам обсудить игровое пространство орф-подхода.
Часто говорят, что орф – это только игра на металлофонах. Но, на самом деле, орф-подход гораздо шире охватывает музыкальный мир детей.
Игра для детей является ведущим видом деятельности. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Орф-подход предлагает нам превратить музыкальное занятие в полезную и интересную игру, и сделать это несложно.
Например, дети заинтересовались темой животных. Отлично! Что мы можем предложить им в музыкальной деятельности через орф-подход? Пожалуйста, у нас есть все для этого!
Распевка «Это наш зайчик» Т.Тютюнниковой – просто поем, поем со звучащими жестами, поем и играем на инструментах
Песня про овечку – просто поем, поем с инструментами, театрализуем
Оркестр «Микки Маус» с шумовыми инструментами
Предлагаем детям танцевать и играть на своем инструменте, как будто у них сегодня дискотека. Педагог делает неожиданные остановки музыки, во время которых дети замирают с инструментами в разных позах.
У игры может быть интересное продолжение: ведущий бежит среди детей и легко дотрагивается до одного из них. Выбранный ребенок играет импровизацию, после чего игра начинается сначала. Ведущим становится ребенок, который сыграл свою импровизацию. Постепенно дети учатся менять движения (чередование бега ведущего и импровизации солистов) строго по фразам и предложениям.
Игры со звучащими жестами - «Два енота» (смотрите текст в материалах по теме 2)
- «Кошки-мышки»: делим детей на две части, встаем друг напротив друга.
Тише, мыши, спать пора! - под музыку «кошки» проговаривают текст
Не шуршите до утра! со звучащими жестами
А у нас сегодня пир – - «мышки» отвечают «кошкам»
Нам прислали хлеб и сыр! со звучащими жестами
На быструю часть музыки дети меняются местами, свободно двигаясь по залу.
Свободное движение – под музыку «Турецкая лошадка», «Цирковые лошадки», «Королевский марш льва», «Антилопы», «Аквариум», любую музыку про животных
Театрализация с инструментами: стихотворение «Дракон»
Распределить детей по головам дракона, обговорить, какой инструмент подходит каждой из голов, раздать инструменты, объединиться в группы по инструментам. В дальнейшем «дракон» приходит в зал, может танцевать, выражать себя и свои характеры в движении.
В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы, пожалуйста, халвы – играют на барабанах
- Для этой пасти – прочие сласти – играют на трещотках
- Для этой головки – перловки – играют на шейкерах
- Для этой глотки – селедки – играют на рубеле
- Для этой башки – пирожки – играют на ложках
- Для этой рожи – то же – играют на маракасах
- Для этого личика – два сдобных куличика – играют на дудках
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку! – общий оркестр
А сколько еще интересных игр можно придумать вместе с детьми!
Или, например, скоро Масленица. И мы хотим это мероприятие сделать полезным для музыкального развития.
Начинаем с разминки: встаем в круг и играем в блины – под музыку руками хлопаем по ладони себе и соседу справа, как бы передавая блин. Весело и активно!
Речевая игра со звучащими жестами
Энцы-бенцы! Энцы-трок! – щелчки, хлопки, щелчки, хлопок по грудине
Карл Иваныч блины пек. – шлепки по бедрам, щелчки
Сковородку уронил, - топы, шлепы бедра-грудь, хлоп
В небе дырку проломил! - топы, шлепы, щелчки, хлоп
Как вариант – с инструментами.
Песня «Ой, блины» - просто петь, петь с театрализацией (по смыслу куплета), петь с шумовым оркестром, петь в хороводе с передачей бутафорских блинов
Игра с бумажными тарелками и обручами «Метание блинов»
Хоровод с гармошкой – движение по кругу направо-налево, в круг - из круга, змейкой, по диагонали, спиралью
Игра – подражание «Печем блины» - сыпем муку, льем молоко, замешиваем, выпекаем, едим да нахваливаем. И все под музыку!
Игра для малышей «Оладушки» под веселую музыку
Испекла мне бабушка – хлопки руками, «печем»
Вкусные оладушки.Я оладушки люблю - «намазываем»
И сметанкой их полью.
Поиграю, попляшу, - хлопки по вытянутым рукам
И добавки попрошу!
Таким несложным образом можно «проиграть» с детьми любые темы. И это будет естественно, полезно и интересно!
В каком-то смысле это похоже на проект. Но применяя орф-подход, мы охватим виды музыкальной деятельности во всей полноте, дадим детям пространство для собственных поисков и открытий, предоставим выбор, глубже погрузимся в музыку.
Придумайте тему, которую можно воплотить в игровом пространстве орф-подхода. Мой пример – тема «Птицы», можно брать и домашнюю птицу, и диких птиц, и перелетных. Сразу приходит на ум пьеса Рамо «Курица», «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка», песни про птиц из репертуара «Ладушек». А у вас какие мысли на этот счет? Присоединяйтесь к обсуждению!
Музыкальные материалы будут доступны в сообщении на стене группы
Подготовлено по материалам Л.Поспишиловой, Т.Тютюниковой, А. Шамнэ, Е.Рожковой
Коллеги! Давайте обратную связь! Вижу, что читала, но не вижу отклика - вам понравилось, не понравилось, вы не согласны со мной, иначе не понятно ваше отношение к теме и в целом к орф-подходу. Это не сложно - поставить лайк и написать коммент!