Тема 2: Музицирование: звучащие жесты, музыкальные инструменты

МАДОУ № 4

Тема 2. Музицирование: звучащие жесты, музыкальные инструменты

Уважаемые коллеги! Приглашаю вас обсудить тему музицирования. Орф-подход предлагает нам музицирование без инструментов – с использованием звучащих жестов, и музицирование с использованием музыкальных инструментов.

Что же такое звучащие жесты? Это ритмичная игра тела со звуками, которые воспроизводит поверхность тела: хлопки, щелчки, шлепки, притопы, и др. с помощью этих телесных инструментов музицирование можно организовать в любой ситуации и при отсутствии любых других инструментов. Эти инструменты всегда с собой!

Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по разным частям тела, очень похоже на ансамбль ударных инструментов. Работа со звучащими жестами прибавляет элемент движения в освоении ритма. Ведь чувство ритма – телесно-мышечное ощущение.

Вообще, непроизвольное желание постукивать, прихлопывать по предмету или по телу, носит естественный биологический характер. Мы это не контролируем, это спонтанная моторика тела. Но ребенку этот, обычный для взрослого, навык, еще надо развить.

Существуют различные варианты для каждого из звучащих жестов:

Хлопки: звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, скользящие удары, потирание ладонями, фалангами пальцев, ребром ладони.

Притопы: всей стопой, пяткой, носком.

Шлепки: по коленям, по грудине, по бокам, по бедрам, по плечам, по бокам.

Щелчки: пальцами в воздухе, по надутым щекам.

В самом начале работы с детьми над звучащими жестами мы играем по принципу «делай, как я», «эхо». Позднее комбинируем звучащие жесты с движениями в пространстве – шагами, прыжками, поворотами. Таким образом, звучащие жесты являются лучшим способом, чтобы научить детей импровизировать, а так же одним из эффективных средств для развития чувства метра и ритма у детей. И самое главное – звучащие жесты с первой секунды включают детей в музицирование.

На определенном этапе мы переносим звучащие жесты на ударные – и вот мы музицируем с музыкальными инструментами! Дети осваивают клавесы, пальчиковые тарелочки, треугольники, барабаны, ксилофоны, металлофоны и т.д. Детские музыкальные и шумовые инструменты – это ничем не заменимое оборудование, без него невозможно работать в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Музицирование с музыкальными инструментами можно считать логическим продолжением музицирования со звучащими жестами. Первыми инструментами для детей становятся все шумовые в их разнообразии. Но их использование не заканчивается через пару месяцев, ведь ритмическое воспитание – это дорога без конца. Так что шумовые ритмические инструменты остаются с нами навсегда.

Шумовые инструменты участвуют в развитии образного мышления, озвучивая то дождь, то часы, гром, журчание, порывы ветра. У обычного металлофона рождаются звуки огонька светлячка и движение звезд по ночному небу, у коробочки звук шуршащих под ногами осенних листьев, ксилофон дает голос лесной птице. Игры звуками предлагают детям знакомство с тембром и высотой звуков: звонкие и глухие, бархатные и хрустальные. Да, каждый, даже самый простой инструмент требует времени на освоение звукоизвлечения. Этот момент проходит в несколько этапов, от простого к сложному.

Использование в современном музыкальном воспитании шумов и импровизаций на шумовых инструментах никак е противоречит сути самого музыкального воспитания. Это лишь одна из многих форм активного музицирования детей.

Самым важным в играх со звуками является естественный и простой путь в музыкальную импровизацию. Как это сделать? Вот несложная последовательность действий педагога, побуждающая детей к действию:

- поиграй на своем инструменте, послушай, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные (работа всей группой)

- сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь (свободные соло по кругу)

- будь дирижером, покажи ребятам, как надо сыграть твою музыку (один ребенок дирижирует оркестром из 3-4 детей, которые солируют по очереди)

- подумай, какой инструмент подойдет, чтобы сыграть – музыку дождя, пеняю ветра, танец ежика, солнечный свет, кружение снежинок и т.д.

Как бы не сыграли дети, что бы они не придумали – все это творчество, все это прекрасно, все правильно. Это чистейшей воды музыкальная импровизация, умение принимать нестандартные решения, умение креативно мыслить, искать иной способ решения поставленной задачи. Да, орф-подход на это способен, точно как и инженерные кружки типа Лего.

Мы не можем, да и не вправе ожидать от детей законченных мелодий и произведений, похожих на шедевры. У детской музыки нет бытия во взрослом мире, ее смысл – служить средством развития, помочь детям изучат и исследовать мир, формировать к нему свое собственное отношение.

Еще раз подчеркну, что музицирование в орф-подходе – это не заучивание каких-то ритмических звуковых конструкций, а творческий подход к каждому исполнению: всякий раз рождается нечто новое, оригинальное. А вот самое интересное из получившегося можно и повторить)))

На стене нашей группы есть ссылки на видео и музыкальные треки по теме музицирования.  

Коллеги, расскажите, применяете ли вы звуковые жесты в свой практике? Как происходит ваше музицирование с музыкальными инструментами? В каких формах? Предлагаю обсудить!

Литература: 

1. Т.Э.Тютюнникова "Музыка детства", М.: 2019.

2. Лекции семинаров Т.Э.Тютюнниковой, А.Шимкевич, А.Шамнэ, Е.Красильникова

RSS
Интереснейшая тема! Актуальная, полезная, важная. Но… где брать такое количество музыкальных инструментов? Как обновлять их? Это уже проблема!)))
Надежда Васильевна, я согласна с вами! Но хочешь-не хочешь, а покупать и обновлять инструменты придется! laugh
Евгения Валерьевна, действительно, тема очень интересная! Спасибо!
Спасибо за активность, Юлия Владимировна! rose
Евгения Валерьевна, здравствуйте! Прошу прощения, как — то я не высказалась… Я уже неоднократно говорила Вам, что Вы — большой молодей!!! Видно, что Вы «в теме», что «живёте» этим направлением развития детей. И Вас не пугает трата средств на своё обучение в этом направлении и на пополнение развивающей среды (это я про инструменты). Вспоминаю Ваши мастер — классы в рамках ГМО… Да, надо признать, нам не хватает очного общения!