«Квест-игра – современная игровая технология физического развития детей дошкольного возраста»

Предметно-методическая группа инструкторов по физической культуре ДОУ

«Квест-игра – современная игровая технология физического развития детей дошкольного возраста»

Квест-игра - эффективная интерактивная технология в условиях детского сада

В современной системе дошкольного образования происходит использование эффективных интерактивных технологий, ориентированных на взаимодействие участников образовательного процесса с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, при котором ребенок имеет возможность самостоятельно проявлять активность, самостоятельность и инициативу в выборе решений, являясь субъектом образовательного процесса.

Одной их таких актуальных технологий является квест-технология- инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

-Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

-«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

-«Карта» (схематическое изображение маршрута);

-«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Квест-игра требует хорошо продуманной развивающей предметно-пространственной среды, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Поэтому, создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

Квест-игра имеет ряд особенностей:

-образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

-целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;

-образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;

-роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

При организации квест-игр для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:

-безопасность для участников;

-задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков;

-оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, создание атмосферы игрового пространства.

Квест- игры- одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Приложения:


foto.docx
(925.3 КБ)
(Скачан: 13 раз)
Kvest_igra.docx
(39 КБ)
(Скачан: 8 раз)
13:43
232
RSS
Коллеги, добрый день!
Очень жаль, что в период пандемии мы не можем с Вами встретится и обсудить в «живую» волнующие нас вопросы.
Предлагаю Вам для обсуждения интересную и актуальную, на мой взгляд, тему: «Квест-игра – современная игровая технология физического развития детей дошкольного возраста».
Жду Ваши коментарии и отвечу на все возникшие по данной теме вопросы.
Очень интересный материал.Использую в своей работе.Спасибо.
Добрый день, коллеги!!! Материал новый и интересный!!! Хочется попробовать в работе с детьми! Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчива, в игровом, занимательном виде!!!
Игровую технологию также можно успешно использовать и в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов-поделиться интересными творческими идеями, наконец, вспомнить детство и самостоятельно пройти игровые испытания.
Использую в работе квест — игры.Ирина Сергеевна, интересный материал!
18:24 (отредактировано)
Спасибо за активное участие в обсуждении представленной темы. Очень рада, что данная тема была актуальна и пригодится в работе.