Игры и игровые упражнения на асфальте

Предметно-методическая группа инструкторов по физической культуре ДОУ

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физкультуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность детей, но и одновременно развивать их умственные и познавательные способности.

Одной из наиболее распространенных форм двигательной активности детей на воздухе являются игры на асфальте, которые способны расширять двигательный опыт ребенка и обогащать его новыми координационно-сложными движениями.

Игры на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения, их легко организовать там, где есть асфальт: на групповом участке, асфальтированной дорожке вокруг детского сада.

Количество участников в играх на асфальте не ограничено и их правила предусматривают одномоментное участие детей в игре без выбывания, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.

Игры и упражнения на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе игр совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей, на одном рисунке можно организовать несколько игр для детей разного возраста (от 2 и до 7 лет) и физической подготовленности, направленные на развитие разных двигательных навыков с учетом зоны их ближайшего развития.

Отличительная особенность игр заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, но через разные виды двигательной активности и используя при этом разные рисунки на асфальте. И это не покажется детям однообразным. Более того, меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в двигательный процесс, а также позволяет лучше закрепить правила игры и двигательные навыки детей. Игры помогут воспитателю интересно провести утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.

Для решения педагогических задач игры на асфальте можно классифицировать по следующим признакам:

  • по интенсивности используемых в игре движений (игры малой, средней и высокой интенсивности);
  • по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, прыжками, ведением мяча, метанием и др.);
  • по содержанию и сложности построения игры (простые, командные);
  • с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 2-7 лет;
  • по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, сюжетные);
  • по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию выносливости, ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств);
  • по отношению к структуре физкультурно-оздоровительного мероприятия (для вводной, основной, заключительной части занятия, утренней гимнастики, прогулки).

Игры на асфальте создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Основными средствами игр на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные навыки и умения, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, равновесие, координация движений, выносливость, навыки пространственной ориентировки, глазомер.

Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, закрепляя полученные знания в прямом и обратном счете, знания форм геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, поведении животных, человеческих поступках; пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы.

Игры на асфальте содействуют обогащению нравственного опыта детей. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит детей вежливому, тактичному, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует дошкольников, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Игры на асфальте способствует формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Кроме того, сочетание движений с воздействием свежего воздуха при проведении игр на асфальте является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий более эмоциональнее и разнообразнее.

Методическое пособие"Игровые упражнения и игры на асфальте" Е.А. Сочеванова

Круговая тренировка

Приложения:


00:51
231
RSS
Спасибо, за интересный материал, будем использовать в работе!
Светлана Геннадьевна, спасибо большое за представленный материал! Актуальная тема, много интересных игр и упражнений. Буду использовать в своей практике.
Спасибо! Представленный материал очень интересный, объёмный. Здорово, когда есть асфальтированная площадка или дорожка на территории детского сада.Если нет такой возможности, можно нарисовать какие либо фигуры на полу групповых веранд. И так же использовать в работе.
Спасибо, материал интересный, доступный.
Благодарю за интересный, доступный материал.