Основные характеристики формирования и ведения «портфолио»
МАОУ СОШ № 16
История появления «портфолио»
Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. Идею использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.
Основные характеристики формирования и ведения «портфолио»
Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада.
Стратегическая цель — конструктивное изменение отношения воспитателя ДОУ к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.
Тактическая цель — использование портфолио воспитателем ДОУ как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития. Задачи создания, формирования и ведения «портфолио»:
- определить методологические основания для создания и использования портфолио как формы аттестации воспитателя ДОУ;
- установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности воспитателя ДОУ в Портфолио;
- определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ;
- создать модель способов фиксации достижений воспитателей ДОУ.
Принципы формирования и ведения «портфолио»:
- непрерывность (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);
- диагностике – прогностическая направленность (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиональной деятельности);
- интеракция (обеспечение эффективной обратной связи с субъекта ми образовательного пространства);
- научность (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);
- индивидуально-дифференцированная направленность (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности воспитателя ДОУ).
Методы формирования и ведения «портфолио» педагогом:
- самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
- сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
- сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;
- заполнение схем – таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;
- оформление материалов портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалификационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа – презентации, видеофильмы, текстовое, гра фическое оформление и прочее).
Условия формирования и ведения «портфолио»:
1.Изучение нормативных документов Управления образования ЧМР по использованию портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.
2.Целенаправленное обучение воспитателей и экспертов методике ра боты с портфолио с учетом специфики контингента обучаемых (различия в образовании, опыте, выполняемых профессиональных задачах, мотивации и пр.).
3.Информационно-методическое сопровождение и мониторинг реализации портфолио как формы аттестации.
4.Размещение электронного портфолио воспитателя ДОУ на сайте УО муниципального района.
Виды «портфолио»
- практико-ориентированный (в основе – анализ практической деятельности);
- проблемно-ориентированный (в основе – решение проблемы);
- тематический (в основе – анализ различных аспектов темы).
- комплексный (содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио)
Типы «портфолио»
- Портфолио достижений (наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи в той или иной деятельности).
- Портфолио тематический (наибольший акцент сделан на представление творческих работ в одной или нескольких сферах деятельности, например, по проекту, теме, разделу).
- Портфолио презентационный (создается для представления при трудоустройстве, поступлении в учебные заведения, защиты опыта работы на совещании, в рамках работы ресурсных центров).
- Портфолио рефлексивный (раскрывает динамику личностного развития педагога, помогающее отследить результативность его деятельности как в
- количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (учебного года, нескольких лет).
- Портфолио проблемно-исследовательский (связан с написанием рефе рата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции).
- Портфолио методический (содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, которые созданы им самим).
Структура, содержание «портфолио»
- Портрет – паспорт – персональный блок (раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, здесь могут быть размещены фотографии, автобиография, педагогическая концепция, информация и документы об увлечениях, интересах).
- Коллектор – индивидуальная образовательная карта (раздел, где собираются результаты тестирования, итоговой аттестации, аттестаты и дипломы, информация об учреждении, его руководителе, свидетельства о прохождении курсов).
- Рабочие материалы (раздел, в котором владелец портфолио формирует банк идей, выстраивает планы на будущее: программа деятельности, эссе, размышления; фиксирует полезную информацию: ссылки на ресурсы Интернет и литературные источники, высказывания философов, ученых и т.д.).
- Достижения, официальные документы (раздел, куда собираются все документы, подтверждающие наличие результатов деятельности: профессиональные достижения и достижения воспитанников. Это могут быть сертификаты и дипломы, отзывы, свидетельства о прохождении курсов, грамоты и т.д.).
Разделы любого портфолио должны содержать:
1. Данные о педагоге (визитная карточка).
2. Нормативно-правовую базу деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).
3. Сведения о повышении уровня квалификации:
– самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
– работа по самообразованию (тема, этапы работы);
– проведение мероприятий (подтверждающие документы, например, сертификаты);
– глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов).
методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.).
4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.)
5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).
Примечание: вся информация может быть размещена в презентации в сопровождении фотографий.
Таким образом, каждый раздел портфолио наполняется соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основные достижения профессионально педагогической деятельности воспитателя ДОУ, представленные в форме информационно-аналитических справок, эссе, документов, подтверждающих уровень его профессионализма и пр. (подробное описание содержания разделов см. в «Положении о портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения».
Критерии оценки результативности «портфолио» и планируемые результаты его применения
Функция оценки достижений педагога, безусловно, на мой взгляд, важна. Поэтому портфолио имеет и стимулирующую функцию. Образовательное учреждение – это социотехническая система (профессиональный социум), поэтому человеческий фактор играет в ней огромное значение. Для реализации намеченных целей и планов недостаточно создания хорошей структуры, нужно заинтересовать работников в достижении цели. Педагоги хотят и должны знать, каких результатов они достигают своей работой. Исследованиями американских психологов подтверждено, что регулярное информирование педагогов о результатах его труда может повысить эти результаты дополнительно на 12-15 %. Работники с мотивацией достижения более активны, инициативны, проявляют творческий подход к делу. Портфолио позволяет накапливать достижения педагога в течение нескольких лет, наглядно представить положительные аспекты его деятельности, таким образом, стимулируя к дальнейшему развитию. Портфолио педагога также является информационным источником для представления педагогов при их аттестации, участия в различных конкурсах и т.п. Поэтому при разработке портфолио можно использовать и положения эффективного менеджмента:
1. Итоговая цель оценки персонала (результат) – развитие персонала или критерии, характеризующие самого работника:
- личностные качества;
- соответствие качеств нуждам учреждения;
- ЗУН его профессиональной деятельности;
- мотивационная деятельность.
2. Объективной оценка персонала будет только тогда, когда она складывается из суммы оценок на трёх уровнях:
- оценки администрацией;
- оценки коллегами;
- оценки подчинёнными (в т.ч. социумом), в нашем случае – воспитанниками и их родителями.
3. Оценка персонала состоит из трёх основных составляющих:
- психологическая;
- профессиональная, т.е. те качества, которые необходимы для данной профессии;
- корпоративная, т.е. то, что лучше подходит для данного учреждения.
Следует учитывать, что в портфолио должно соблюдаться:
1. Соответствие современным нормативным документам о процедуре аттестации педагогических работников: федерального уровня — Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работни ков государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 26.06.00 № 1908; Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001г. № 20 – 52 – 1350/ 20-5), т.п.
2. Соответствие результатов апробации разработанных материалов целям, задачам и принципам портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
3. Целостность оценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
4. Рациональность в оформлении материалов портфолио (экономия материальных ресурсов и минимизация временных затрат).
5. Возможность объективной оценки качества профессиональной деятель ности воспитателя и адекватной оплаты его труда в соответствии с Положением о новой системе оплаты труда педагогических работников (стимулирующей части заработной платы: номер документа, дата); стимулирования профессионально-педагогической деятельности; использова-портфолио для аттестации воспитателей на вторую, первую, высшую квалификационные категории (соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям).
Таким образом, портфолио — одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания.
При составлении «портфолио» можно использовать:
1.карту карьеры педагога,
2.материалы из Интернета, в частности фестиваля «Открытый урок»,
3.собственные наработки по обобщению опыта работы педагогов;
4.различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы детей, фотографии.
В приложении к «портфолио» могут быть помещены следующие материалы:
1.автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было);
2.педагогическая философия (концепция)- основные подходы к обучению и воспитанию дошкольников;
3.материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;
4.публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;
5.разработки занятий и внеучебных мероприятий, планы тематических неделей, тематические подборки материалов, каталоги, памятки, перспектив ные планы по разным разделам комплексной программы;
6.список литературы из домашней библиотеки, указывающий на профес сиональные интересы педагога;
7.каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточ ных);
8.копии рецензий на пособия, разработки, проекты;
9.копии документов, удостоверяющих прохождение курсов, участие в семинарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
10.копии дипломов, грамот, сертификатов, полученных педагогом и его воспитанниками;
11.пояснения педагога к составленному портфолио.
Реализация «портфолио» педагога
Данный документ может быть использован в процедуре аттестации воспитателей, работающих в разных видах дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. является нормативной базой для оценки уровня профессионализма и результативности деятельности воспитателя. Портфолио предусматривает дифференцированную оценку деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, выраженную в баллах и соответствующую государственным требованиям к квалификационным категориям педагога.
Таким образом, портфолио воспитателя – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, во-первых, уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности, который демонстрирует, в свою очередь, уровень подготовленности педагога, уровень его активности как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.
Во-первых, систематизация педагогом личных достижений в той или иной сфере деятельности. В связи с чем деятельность для педагога должна быть актуальной, известной ему, личностно принятой, а само портфолио может носить тематическую или проблемную направленность.
Во-вторых, деятельность по оформлению портфолио должна быть заранее спланированной, продуманной и осмысленной (осознание конечного результата и определение того, для чего осуществляется данная деятельность, планирование системы действий по организации работы над портфолио, определение вспомогательных материалов, итоговой формы предоставления защиты портфолио и т. д.). Следовательно, работа над портфолио может быть рассмотрена в аспекте технологии обучения, в том числе и профессионального.
Советы коллегам на этапе подготовки к созданию «портфолио»:
1.готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте;
2.заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;
3.составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к учебной и внеучебной деятельности (работа с родителями);
4.учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование;
5.составьте план по самообразованию – это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства;
6.используйте любую возможность поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если вам есть что сказать – говорите;
7.найдите возможность использовать компьютер в своей практической деятельности; посетите курсы обучения работе на компьютере.
Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования, обучения своих воспитанников, взаимодействия с родителями! Портфолио позволит идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. Удачи всем!