Основные характеристики формирования и ведения «портфолио»

МАОУ СОШ № 16

История появления «портфолио»

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. Идею использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.

Основные характеристики формирования и ведения «портфолио»

Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада.

Стратегическая цель — конструктивное изменение отношения воспитателя ДОУ к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.

Тактическая цель — использование портфолио воспитателем ДОУ как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития. Задачи создания, формирования и ведения «портфолио»:

  • определить методологические основания для создания и использования портфолио как формы аттестации воспитателя ДОУ;
  • установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности воспитателя ДОУ в Портфолио;
  • определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ;
  • создать модель способов фиксации достижений воспитателей ДОУ.

Принципы формирования и ведения «портфолио»:

  • непрерывность (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);
  • диагностике – прогностическая направленность (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиональной деятельности);
  • интеракция (обеспечение эффективной обратной связи с субъекта ми образовательного пространства);
  • научность (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);
  • индивидуально-дифференцированная направленность (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности воспитателя ДОУ).

Методы формирования и ведения «портфолио» педагогом:

  • самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
  • сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
  • сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;
  • заполнение схем – таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;
  • оформление материалов портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалификационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа – презентации, видеофильмы, текстовое, гра фическое оформление и прочее).

Условия формирования и ведения «портфолио»:

1.Изучение нормативных документов Управления образования ЧМР по использованию портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.

2.Целенаправленное обучение воспитателей и экспертов методике ра боты с портфолио с учетом специфики контингента обучаемых (различия в образовании, опыте, выполняемых профессиональных задачах, мотивации и пр.).

3.Информационно-методическое сопровождение и мониторинг реализации портфолио как формы аттестации.

4.Размещение электронного портфолио воспитателя ДОУ на сайте УО муниципального района.

Виды «портфолио»

  • практико-ориентированный (в основе – анализ практической деятельности);
  • проблемно-ориентированный (в основе – решение проблемы);
  • тематический (в основе – анализ различных аспектов темы).
  • комплексный (содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио)

Типы «портфолио»

  • Портфолио достижений (наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи в той или иной деятельности).
  • Портфолио тематический (наибольший акцент сделан на представление творческих работ в одной или нескольких сферах деятельности, например, по проекту, теме, разделу).
  • Портфолио презентационный (создается для представления при трудоустройстве, поступлении в учебные заведения, защиты опыта работы на совещании, в рамках работы ресурсных центров).
  • Портфолио рефлексивный (раскрывает динамику личностного развития педагога, помогающее отследить результативность его деятельности как в
  • количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (учебного года, нескольких лет).
  • Портфолио проблемно-исследовательский (связан с написанием рефе рата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции).
  • Портфолио методический (содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, которые созданы им самим).

Структура, содержание «портфолио»

  • Портрет – паспорт – персональный блок (раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, здесь могут быть размещены фотографии, автобиография, педагогическая концепция, информация и документы об увлечениях, интересах).
  • Коллектор – индивидуальная образовательная карта (раздел, где собираются результаты тестирования, итоговой аттестации, аттестаты и дипломы, информация об учреждении, его руководителе, свидетельства о прохождении курсов).
  • Рабочие материалы (раздел, в котором владелец портфолио формирует банк идей, выстраивает планы на будущее: программа деятельности, эссе, размышления; фиксирует полезную информацию: ссылки на ресурсы Интернет и литературные источники, высказывания философов, ученых и т.д.).
  • Достижения, официальные документы (раздел, куда собираются все документы, подтверждающие наличие результатов деятельности: профессиональные достижения и достижения воспитанников. Это могут быть сертификаты и дипломы, отзывы, свидетельства о прохождении курсов, грамоты и т.д.).

Разделы любого портфолио должны содержать: 

1. Данные о педагоге (визитная карточка).

2. Нормативно-правовую базу деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).

3. Сведения о повышении уровня квалификации:

– самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);

– работа по самообразованию (тема, этапы работы);

– проведение мероприятий (подтверждающие документы, например, сертификаты);

– глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов).

методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.).

4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.)

5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).

Примечание: вся информация может быть размещена в презентации в сопровождении фотографий.

Таким образом, каждый раздел портфолио наполняется соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основные достижения профессионально педагогической деятельности воспитателя ДОУ, представленные в форме информационно-аналитических справок, эссе, документов, подтверждающих уровень его профессионализма и пр. (подробное описание содержания разделов см. в «Положении о портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения».

Критерии оценки результативности «портфолио» и планируемые результаты его применения

Функция оценки достижений педагога, безусловно, на мой взгляд, важна. Поэтому портфолио имеет и стимулирующую функцию. Образовательное учреждение – это социотехническая система (профессиональный социум), поэтому человеческий фактор играет в ней огромное значение. Для реализации намеченных целей и планов недостаточно создания хорошей структуры, нужно заинтересовать работников в достижении цели. Педагоги хотят и должны знать, каких результатов они достигают своей работой. Исследованиями американских психологов подтверждено, что регулярное информирование педагогов о результатах его труда может повысить эти результаты дополнительно на 12-15 %. Работники с мотивацией достижения более активны, инициативны, проявляют творческий подход к делу. Портфолио позволяет накапливать достижения педагога в течение нескольких лет, наглядно представить положительные аспекты его деятельности, таким образом, стимулируя к дальнейшему развитию. Портфолио педагога также является информационным источником для представления педагогов при их аттестации, участия в различных конкурсах и т.п. Поэтому при разработке портфолио можно использовать и положения эффективного менеджмента:

1. Итоговая цель оценки персонала (результат) – развитие персонала или критерии, характеризующие самого работника:

  • личностные качества;
  • соответствие качеств нуждам учреждения;
  • ЗУН его профессиональной деятельности;
  • мотивационная деятельность.

2. Объективной оценка персонала будет только тогда, когда она складывается из суммы оценок на трёх уровнях:

  • оценки администрацией;
  • оценки коллегами;
  • оценки подчинёнными (в т.ч. социумом), в нашем случае – воспитанниками и их родителями.

3. Оценка персонала состоит из трёх основных составляющих:

  • психологическая;
  • профессиональная, т.е. те качества, которые необходимы для данной профессии;
  • корпоративная, т.е. то, что лучше подходит для данного учреждения.

Следует учитывать, что в портфолио должно соблюдаться:

1. Соответствие современным нормативным документам о процедуре аттестации педагогических работников: федерального уровня — Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работни ков государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 26.06.00 № 1908; Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001г. № 20 – 52 – 1350/ 20-5), т.п.

2. Соответствие результатов апробации разработанных материалов целям, задачам и принципам портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

3. Целостность оценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

4. Рациональность в оформлении материалов портфолио (экономия материальных ресурсов и минимизация временных затрат).

5. Возможность объективной оценки качества профессиональной деятель ности воспитателя и адекватной оплаты его труда в соответствии с Положением о новой системе оплаты труда педагогических работников (стимулирующей части заработной платы: номер документа, дата); стимулирования профессионально-педагогической деятельности; использова-портфолио для аттестации воспитателей на вторую, первую, высшую квалификационные категории (соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям).

Таким образом, портфолио — одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания.

При составлении «портфолио» можно использовать:

1.карту карьеры педагога,

2.материалы из Интернета, в частности фестиваля «Открытый урок»,

3.собственные наработки по обобщению опыта работы педагогов;

4.различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы детей, фотографии.

В приложении к «портфолио» могут быть помещены следующие материалы:

1.автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было);

2.педагогическая философия (концепция)- основные подходы к обучению и воспитанию дошкольников;

3.материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;

4.публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;

5.разработки занятий и внеучебных мероприятий, планы тематических неделей, тематические подборки материалов, каталоги, памятки, перспектив ные планы по разным разделам комплексной программы;

6.список литературы из домашней библиотеки, указывающий на профес сиональные интересы педагога;

7.каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточ ных);

8.копии рецензий на пособия, разработки, проекты;

9.копии документов, удостоверяющих прохождение курсов, участие в семинарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

10.копии дипломов, грамот, сертификатов, полученных педагогом и его воспитанниками;

11.пояснения педагога к составленному портфолио.

Реализация «портфолио» педагога

Данный документ может быть использован в процедуре аттестации воспитателей, работающих в разных видах дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. является нормативной базой для оценки уровня профессионализма и результативности деятельности воспитателя. Портфолио предусматривает дифференцированную оценку деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, выраженную в баллах и соответствующую государственным требованиям к квалификационным категориям педагога.

Таким образом, портфолио воспитателя – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, во-первых, уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности, который демонстрирует, в свою очередь, уровень подготовленности педагога, уровень его активности как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.

Во-первых, систематизация педагогом личных достижений в той или иной сфере деятельности. В связи с чем деятельность для педагога должна быть актуальной, известной ему, личностно принятой, а само портфолио может носить тематическую или проблемную направленность.

Во-вторых, деятельность по оформлению портфолио должна быть заранее спланированной, продуманной и осмысленной (осознание конечного результата и определение того, для чего осуществляется данная деятельность, планирование системы действий по организации работы над портфолио, определение вспомогательных материалов, итоговой формы предоставления защиты портфолио и т. д.). Следовательно, работа над портфолио может быть рассмотрена в аспекте технологии обучения, в том числе и профессионального.

Советы коллегам на этапе подготовки к созданию «портфолио»:

1.готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте;

2.заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;

3.составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к учебной и внеучебной деятельности (работа с родителями);

4.учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование;

5.составьте план по самообразованию – это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства;

6.используйте любую возможность поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если вам есть что сказать – говорите;

7.найдите возможность использовать компьютер в своей практической деятельности; посетите курсы обучения работе на компьютере.

Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования, обучения своих воспитанников, взаимодействия с родителями! Портфолио позволит идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. Удачи всем!

14:12
513
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!