"Технологии по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении"
МАДОУ № 17
Тема: «Значение педагогических технологий по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении»
Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/d/Q8v3cR3_fDRWsg
1 часть заседания.
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно - творческая деятельность, ведь искусство - это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.
Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей:
- образного мышления;
- эстетического восприятия;
- воображения, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность,
- эмоционального отношения к предметам эстетического характера;
- мелкой моторики рук.
Цель технологии художественно-эстетического развития: воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.
Основными задачами данной технологии являются:
-развитие художественного восприятия;
-формирование эстетических чувств и эмоций;
-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;
-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;
-формирование основ художественно-творческой культуры личности.
Дидактическая организация содержания художественно-
эстетического воспитания.
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент
Предусматривает развитие психических процессов - эстетическое сознания, памяти, творческого воображения;
развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка;
эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент
Заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент
Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.
Практический компонент
Заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.
Концептуальность технологии художественно-эстетического развития.
Художественно творческая деятельность выступает способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.
Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям,максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
Концептуальные положения технологии художественно-эстетического развития дошкольников опираются на работы Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной.
Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К таким процессам относятся:
- восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);
- воображение (без него не возможна не одна художественно-творческая деятельность);
- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;
- художественные умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.
Этапы технологии художественно-эстетического развития
1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение пространства (развивающая среда), мотивация на активную творческую деятельность.
2. Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.
3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.
4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.
Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством, материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Принципы реализации художественно-эстетической технологии.
Учитывая немаловажный фактор - охрану здоровья ребенка, нужно отметить, что необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.
Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала - все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.
Основой художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:
- личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;
- развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
- создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных);
- взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
- изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства.
Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества.
Заключение
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки.