"Развитие самостоятельности и детской инициативы в центрах активности."

МАДОУ № 18

"Развитие самостоятельности и детской инициативы в центрах активности."

     Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС является одним из важных пунктов (предметно-пространственный компонент образовательной среды), потому что всё, что окружает человека, оказывает на него непосредственное влияние. Это особенно актуально на этапе развития и формирования личности, в дошкольном возрасте.

     Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности.

     Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

     Грамотно организованная предметно-пространственная среда (центры активности) способствует развитию самостоятельности и детской инициативы.

     Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

     Детская инициатива и самостоятельность проявляются в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду, способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

           Психолого – педагогические требования к созданию предметно - пространственной развивающей среды:

содержательно- насыщенной (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе, которое должно соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы);

полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, ширмы, мягкие модули и т. д.);

трансформируемой (возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

доступной (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования);

безопасной (соответствие всех элементов предметно-пространственной среды по обеспечению надёжности и безопасности);

вариативной (наличие различных пространств для деятельности детей, разнообразие материалов и игрушек, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей). 

     Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

     Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.

                         При создании развивающей среды в группе необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение центров активности должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.

Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.

Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.

Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.

Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

      Программа «Вдохновение» построена на организации образовательной и свободной деятельности детей в «центрах активности». Одной из основных конструкций организации образовательного процесса образовательной деятельности по программе является проектно-тематическое обучение. Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Центры наполняются достаточным количеством материала. Материалы должны быть открытыми, т.е. такими, которые могут быть использованы самыми разнообразными способами (например, коробки, бумага, мелкие предметы, лоскуты ткани, карточки с вариантами заданий). 

      Возможность выбирать занятие, материалы, партнёров помогает детям приобрести навыки принятия решений организованным и безопасным путём, учиться принимать ответственность за решения и понимать последствия своих действий. Чтобы научиться осуществлять такой выбор, ребёнку нужна практика. Задача воспитателя – создать условия, достаточные для выбора (из чего выбирать), планировать вместе с детьми (например, свою деятельность как образец), поддерживать детей, которым нужна помощь.

Приложения:


RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!