Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников

МАДОУ № 25

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников

Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах его жизнедеятельности. Они порождают необходимость воспитания новой личности, духовно и интеллектуально развитой.

Проблема творчества является одной из тех, которые возникают при использовании самых различных сфер человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, политической, хозяйственной и других, там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Способность к творчеству присуща только человеку. Оно предполагает наличие субъекта-творца деятельности, который стремится самостоятельно, создать нечто новое, оригинальное.

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как само ценности ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л. А. Венгр, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)

В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности в том числе: в изобразительной, в художественно-речевой, в музыкальной.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.

Проблеме детского творчества посвящены работы отечественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, П. И. Пидкасистого.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т. д.

Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер.

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

ФГОС подчёркивают необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии.

Одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной.

Лего-конструирование – это современная технология, которая позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, познавательной; воспитание личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

Разработками методики формирования конструктивно игровой деятельности при помощи конструктора Лего занимались ученые: Е. В. Фешина, Т. В. Лусс. Исследователи: З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Ф. Фребель - рассматривали детское конструирование как деятельность, в процессе которой развивается и сам ребенок, а также предлагали разные формы организации обучения.

Основная цель моей работы по Лего – конструированию это: развитие познавательной, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством Лего – конструкторов.

Через Лего – конструирование я решаю следующие задачи:

  • Развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию;
  • Развитие познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;
  • Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе и при распределении обязанностей.
  • Для реализации поставленной цели и задач, была создана предметно – развивающая среда. Были приобретены разные Лего – конструкторы из серии «Обучающие Лего» (LEGO Education). Разработано методическое обеспечение: конструкты образовательной деятельности, такие как «Космические корабли», «Наш любимый детский сад», «Дикие животные нашего края», «Веселая математика», консультации для родителей, картотеки игр.

    В своей работе с дошкольниками от 3 до 7 лет с учетом их возрастных особенностей использую различные виды конструктора Лего: «Дупло», «Первые истории», «Увлекательная математика», «Набор с трубками», «Построй свою историю», «Первые механизмы». Использую Лего как элементы в дидактических играх и упражнениях (посмотри и сделай также, чего не хватает и т.д.), а также в подготовительной группе реализовали краткосрочный проект «Дикие звери». В подготовительной группе использовала Лего конструктор как счетный материал, что поспособствовало приобретению конструкторов «Увлекательная математика». Конструкторы «Построй свою историю» были хорошими помощниками в НОД по развитию речи (заучивание, составление рассказов, пересказы), обучение грамоте (выложи схему предложения, сколько слогов в слове и т.д.). Включаю в образовательную деятельность различные технологии такие как, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, педагогическая технология - метод проектов, авторы Дж. Дьюи, В. Килпатрик.

    Работу по программе планировала так, чтобы образовательная деятельность расширяла и углубляла знания детей по темам, указанным в перспективном плане рабочей программы, а также организовывала работу с учетом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с конструктором, начинала работу с более простых построек.

    Включала в образовательную деятельность различные технологии, формы и виды деятельности.

    В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. Со средней группы выделяются занятия по коллективным постройкам (по 2-3 ребенка в подгруппе).

    Процесс овладения приемами Лего - конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений).

    В заключении хотелось бы сказать, что Лего – конструирование предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.

    21:31
    185
    RSS
    Нет комментариев. Ваш будет первым!