Проект "Мини-огород на окне" в детском саду.
МАДОУ № 22
Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Тип проекта: исследовательский - познавательный.
Сроки реализации проекта: март - апрель.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, педагоги.
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности;
- расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);
- воспитывать желание ухаживать за растениями;
- вызвать желание украсить территорию детского сада результатом своего труда (озеленение);
- формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.
Подготовительный этап:
- собрали коллекцию семян, луковичных растений;
- подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;
- сделали подборку информационного материала о растениях;
- изготовили алгоритмы ухода за растениями;
- подготовили «Дневник наблюдений за ростом растений».
Продуктивный (исследовательский) этап.
- дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, бархатцы, календулу, настурцию, фрезию;
- дети совместно с воспитателем ухаживают за растениями;
- дети совместно с воспитателями ведут «Дневник наблюдений»;
- педагоги составляют сборник загадок, пословиц, поговорок на тему «Огород» с детскими рисунками;
- педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;
- дети, педагоги, родители оформляют «Огород» (изгородь, пугало, бабка, дедка, домашние животные).
Заключительный этап.
- высадка декоративных растений на клумбы;
- создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта.
В приложении составили презентацию из 23 слайдов с фотоматериалом и описанием всех этапов работы над проектом.
Формы взаимодействия с семьёй:
- оформление огорода (закупка земли, изготовление изгороди, приобретение семян);
- участие в наблюдении;
- помощь в высадке саженцев на участок и уход за ними.
Продукты проекта: дневник наблюдений, картотека загадок, красивая оформленная клумба на участке.
Результативность: дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.