Занимательные опыты
МАДОУ № 22
Детство — это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
В процессе игр — экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Опыт «Радуга в стакане»
Возьмите 5 стаканчиков, пронумеруйте их. Теперь в эти стаканы будем насыпать сахар в 1 стакан 1 столовую ложку сахара, во 2 — 2 ложки, в 3 — 3, и т.д. Затем надо в каждый стакан добавить по 3 столовые ложки воды, перемешать.
Теперь в каждый стакан нужно добавить пищевые красители разного цвета и снова перемешать. Возьмём пустой стеклянный стакан и шприц, чтобы аккуратно вливать в него окрашенную воду. И начнем набирать из последнего стаканчика, где находится самый густой сироп. Наберите шприцом из стакана под номером 4 воду полный шприц и аккуратно вливаем в маленький стеклянный стаканчик, потом набираем воду из стакана под номером 3 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвета и так с каждым последующим слоем. Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои и получится красивая радуга! Способ 2 Конфеты скитлз кладём по кругу тарелки и в середину наливаем воду. Способ 3. 5 стаканов с водой окрашиваем в разные цвета. В каждый стакан кладём салфетку, сложенную трубочкой. Наблюдаем! Салфетки окрасятся и цвета смешаются!
Опыт «Рыбки в реке»
В прозрачную емкость наливаем газированную воду и опускаем в неё маленькие кусочки пластилина или виноградинки. Они опустились на дно. Но вскоре всплывут.
Затем вновь опустились на дно, и снова всплыли. Так всё продолжалось несколько раз.
-Почему? (В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а «рыбки» снова опускаются на дно).
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Опыт «Сильная бумага»
Положите лист бумаги между двумя опорами. Прокатите по мосту машинку, она упала. Теперь сложите этот лист гармошкой и снова постройте мостик. Такой мост выдерживает значительную нагрузку. Складки бумаги стали ребрами жесткости, которые распределили нагрузку и значительно укрепили наш мостик. Ребра жесткости используются в строительных конструкциях.
Опыт «Две вилки и спичка»
Возьмите 2 одинаковые вилки и соедините их зубчиками. Воткните спичку между зубчиками на 1см. Теперь попробуйте уравновесить спичку на краю стакана. Ручки вилок должны быть расположены по направлению к стакану. Получилось?! Теперь подожжём спичку. Если вы расположите объекты определенным образом, то можно сделать так, чтобы они вообще не падали. Гравитация тянет каждую часть объекта в свою сторону, но, если уравновесить все его части, то это будет называться центром гравитации. Группа объектов, которые соединены вместе, в нашем случае вилки и зубочистка, имеют общий центр гравитации. Вилки не падают потому, что центр гравитации прямо под краем стакана, где находится точка поддержки. Зубочистка весит так мало, что её сжигание почти не изменяет центр гравитации.
Опыт «Сухой из воды»
На листе бумаги пишем свои имена.
Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара с водой. Бумага остается сухой — вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок — дайте детям удостовериться, что он действительно сухой.
Если взять стакан с кусочком бумаги внутри и посмотреть внимательно на него, кажется, что кроме бумаги ничего нет, однако это не так, в нем есть воздух.
Опыт «Ледяные формочки и масло»
Окрашиваем лёд в формочках разноцветной гуашью. Наливаем в прозрачную ёмкость масло, опускаем цветной лёд в ёмкость с маслом, наблюдаем. Лёд опускается на дно и постепенно растворяется, превращаясь в маленькие цветные капельки. Можно встряхнуть ёмкость и посмотреть, как смешиваются краски в воде и расслаивается масло с водой.
Если добавить таблетку -шипучку, то она растворится, газы поднимают цветную воду вверх, получается красочный эффект «Лавовой лампы» Удачных опытов и открытий!