Аналитическая записка воспитателя Шнайдер Марины Васильевны

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности с 2017- 2020 г.г.

участника городского конкурса «Воспитатель года – 2020» Шнайдер Марины Васильевны

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время действующие нормативные документы в сфере образования приоритетной целью обучения и воспитания детей считают формирование творческой, интеллектуально развитой личности. ФГОС ДО ориентирует нас на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка.

Собственную педагогическую систему рассматриваю как деятельность, направленную на создание благоприятных условий, способствующих развитию и самореализации каждого ребёнка. Полностью согласна с древним высказыванием и считаю его своим кредо: «Учитель — это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Педагогическую деятельность воспитателя, направленную на организацию целостного педагогического процесса, уже можно рассматривать как систему. От того как мы выстроим систему нашей работы, так называемое «восхождение» будет зависеть результат, а это социализированный, развитый, подготовленный к школьному обучению выпускник ДОУ. 

В настоящее время у меня 25 воспитанников. Все они очень разные. Часто задаюсь вопросом — «Как сделать так, чтобы развить в них настоящие человеческие качества, научить дружить, помогать друг другу, поддержать вовремя инициативу каждого ребенка?». Это не всегда просто. Цель свою вижу в создании психолого-педагогических условий для позитивной социализации детей, активизации познавательно-исследовательской деятельности и творческого развития воспитанников на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности. Для реализации поставленной цели в соответствии с требованиями образовательной программы МАДОУ №4, которая дает большие возможности для апробации новых форм и методов, технологий, направленных на развитие и воспитание детей, разработана рабочая программа. В соответствии с этим определены следующие задачи:

1) обеспечить эффективную реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО;

2) обеспечить качественный уровень освоения воспитанниками содержания образовательной программы за счет совершенствования методов обучения и воспитания, использования современных образовательных технологий;

3) совершенствовать систему работы по развитию познавательной активности детей с целью выявления и развития способностей воспитанников к интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности;

4) разработать и применить в практике методический и наглядно- дидактический материал для сопровождения процесса реализации программы социального развития дошкольников;

5) развивать коммуникативную и дошкольников средствами современных педагогических технологий;

6) расширить систему социального взаимодействия с семьями воспитанников, повысить их компетентность в вопросах социального развития и укрепления здоровья.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Определяя приоритетным направлением своей педагогической деятельности социально — коммуникативное и познавательное развитие дошкольников, большое внимание уделяю организации самостоятельной активной познавательной и исследовательской деятельности детей. Достигнуть более высоких результатов в работе с детьми помогает использование технологий, методов и форм работы, обеспечивающее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В своей работе использую информационно-коммуникационные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • 1. как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны занятия, презентации. Использую медиаресурсы (таблицы, программа Power Point); для организации коллективной и групповой работы (проекты);
  • 2. как средство разработки и подготовки различных видов учебно- методического материала (планирование, методические разработки, игры и др.).

С целью оптимизации образовательного процесса использую современные образовательные технологии: социоигровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, метод проекта, технология исследовательской деятельности. Применение образовательных технологий в педагогическом процессе качественно повлияло на все направления развития дошкольников: показатели физического, познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития воспитанников возросли.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Реализуя задачи по социально- коммуникативному развитию детей, активно применяю игровые педагогические технологии. Применение технологий позволило сделать образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Использования технологии социального развития воспитанников как основного направления в моей педагогической деятельности заключается в том, что объединяющим началом образовательного процесса, в подготовительной группе, становиться перспектива поступления в школу и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и возможностей, уверенности и желания принять новую позицию школьника. Я смогла объединить проекты, ранее реализованные и новые, включив их в общую концепцию подготовки детей к обучению в школе.

Итогом работы стало мероприятие «Праздник школьного портфеля». В процессе подготовки данного мероприятий проведены: тематические недели, мини-проекты («Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и мой детский сад», «Я будущий школьник»), создание портфолио группы, фото- летописи жизни группы. Это повлияло на формирование положительной самооценки и уверенности детей в себе, позитивного отношения к школе, к учителю, а также появление интереса к школьному обучению.

На занятиях стараюсь углублять представления детей о предмете, событиях, явлении, обогащать их словарный запас, учу рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. В работе со старшими дошкольниками использовала

интегрированные занятия.

Интегрированные занятия проходят в различных формах: игра- исследование, наблюдение, беседа, занятие-опыт, эксперимент, круглый стол (обсуждение проектов, проведение дискуссий), игра – путешествие, квест. Образовательные ситуации могут быть в форме «телефонного разговора», «детского журнала», «радиопередачи», «телепередачи», из личного опыта, интервью, театрализованного этюда.

В ходе работы определила наиболее доступные и интересные дошкольникам типы исследований: опыты (экспериментирование); коллекционирование; путешествие по карте; путешествие по реке времени. Исследовательская деятельность, связана с другими видами деятельности. В моей практике стали возможны сочетания:

  • 1. исследовательская деятельность — затем сюжетно-ролевая игра;
  • 2. чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) — затем собственно исследовательская деятельность;
  • 3. исследовательская деятельность — затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста:

  • 1. проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы: «зачем?», «почему?», «как?»;
  • 2. обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения («потому что»);
  • 3. проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно читать схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);
  • 4. стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
  • 5. самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы.

Для развития вариативного и логического мышления, творческого воображения, внимания у дошкольников применяю игровые развивающие технологии: игры Воскобовича; Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, «Тико» — моделирование, «Лего» — конструирование. При использовании данных технологий я заметила, что у детей намного лучше развивается произвольное внимание, память, формируются умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства, развивается пространственное мышление.

В своей работе использую методы и приёмы: беседы, рассказы, объяснения с показом, наблюдения, создание проблемных ситуаций, внесение персонажей, приглашение в путешествие, инсценировки, прослушивание музыкальных произведений, выставки, минутки доброты, показ иллюстраций, чтение детских произведений, привлечение к посильному общественно – полезному труду, поощрения.

Разработаны картотеки игр по правилам безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, «Минутки безопасности в быту», сформировала представления воспитанников о правилах безопасности дома, на улице, в природе, способствуют развитию осторожности и осмотрительности.

В целях создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое, в группе организован центр уединения «Страна неприкосновенности» с пособиями: «Мирилка», «Мое настроение», «Цветик- семицветик». Подобраны игры на развитие доброжелательности у детей: «Минутки вхождения в день», «Моя семья», «Эмоции», которые способствуют созданию эмоционально- благоприятной атмосфере в группе.

В работе с детьми обращаюсь к сказкам социального характера, из которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, поскольку одному бывает скучно и грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»); быть вежливым (сказка «О не воспитанном мышонке», рассказы К. Ушинского «Вместе тесно, врозь скучно», А. Барто «Вовка добрая душа»).

Широко использую дидактические игры и игровые упражнения: «Собери цветок», «Знаток птиц», «Времена года», игру- моделирование «Человек и дерево». Сочетание различных форм и методов работы позволяет развивать личностные качества детей в процессе основных видов деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, трудовой, изобразительной деятельности.

Не менее важным считаю создание психологического комфорта для каждого ребенка, возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Для включения детей в развивающую игровую деятельность и в соответствии с современными требованиями, оформила и наполнила игровым материалом центры «Познания», «Литературный центр», «Центр Творчества», «Игровой».

В группе создан Литературный центр «В гостях у книжки», в условиях которого дети приобщаются к художественной литературе. Собраны детские книги по программе, любимые книги детей, книжки-малышки, книжки-игрушки, портреты русских и зарубежных писателей.

Сделала подборку мнемотаблиц (схем для рассказывания), что позволило развивать у дошкольников ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание. Важно, чтобы ребенок усвоил алгоритм рассказывания.

Разработала игру «Путешествие со звуками и буквами», которая способствует формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Для развития связной речи — серии сюжетных картинок «Истории в картинках», разные виды театра, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, библиотека детских книг и др.

Для развития речи активно использую социоигровые технологии: игры-драматизации, сказкотерапию, сюжетно-ролевые игры, которые побуждают детей к речевому взаимодействию, активизируют словарный запас дошкольника, совершенствуют диалогическую и монологическую речь.

Созданная предметно-развивающая среда позволяет успешно решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценируют сказки, устраивают игры-драматизации.

Среда группы позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Таким образом, в группе создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, имеются все необходимые центры развития с функциональным и разнообразным дидактическим материалом, что способствует возникновению и осуществлению самостоятельной и организованной деятельности детей.

В группе имеется мобильный центр физического развития «Юные спортсмены», оснащенный необходимым спортивным традиционным и нетрадиционным оборудованием для осуществления индивидуальной работы по развитию двигательной активности воспитанников, самостоятельной организации двигательной деятельности детей в течение дня, а также оборудование для проведения закаливающих процедур (коврик здоровья). Подобраны картотеки подвижных игр, игр и упражнений для малоподвижных детей, «Подвижные игры Урала».

Применяю в работе здоровьесберегающие технологии: в утреннюю зарядку и после сна включаю упражнения по профилактике осанки и плоскостопия, пальчиковую гимнастику, упражнения на релаксацию, элементы дыхательной гимнастики, используя музыкальное сопровождение, художественные произведения и фольклорные формы. Создала цикл презентаций: о видах спорта, о здоровье, о правилах гигиены, об истории олимпийских игр. Организованы совместно с родителями развлечения: «В стране здоровья»; физкультурный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»; дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера. Дети принимают активное участие во Всероссийской лыжне, кроссе наций и других спортивных мероприятиях.

Вывод: в результате у воспитанников имеется стойкая динамика снижения простудных заболеваний; повысилась посещаемость: 2017–2018уч. год–56%, 2018–2019уч. год – 76%; 2019 – 2020 уч. год–82%. Сформирован интерес к занятиям физической культурой; 2017 – 2020г.г. усвоены на высоком уровне (96%) основные культурно–гигиенические навыки, сформировано представление о здоровом образе жизни (100%).

Модернизация дошкольного образования предполагает поиск новых форм организации обучения в детском саду. Главным считаю, научить детей ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, научить, не только правильно усваивать информацию, но и уметь целенаправленно искать ее. Для этого необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод.

Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. В практике своей работы использую проекты различной тематики и направленности. Главное в технологии проектирования — каждому ребенку обеспечить признание важности и необходимости в коллективе.

Реализация проектов проходила через все виды деятельности воспитанников – непосредственную образовательную деятельность, совместную и самостоятельную деятельность воспитанников.

Так с детьми дошкольного возраста были реализованы следующие исследовательские проекты: «Семья – это семь «Я»», «Помогаю птицам», «Папин праздник», «Мир космоса», «Мы защитники домашних животных» «Мы наследие Великой победы», «Символы Росси», «Мир динозавров», «Мы защитники животных», «Царство грибов». Результатом использования данных методов и технологии стали стабильные результаты освоения детьми образовательной программы по данной области.

Использование проектного метода в образовательном процессе позволило не только успешно развивать в детях любознательность, творческую и речевую активность, но и привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе, улучшить семейный микроклимат.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

Используя видеокамеру и применяя соответствующие программы, создаю фильмы, которые особенно нравятся детям и их родителям. Они с удовольствием смотрели созданные мной фильмы с участием детей «Привет, Апрель», «Разве можно забыть…» (фильм, посвящённый к 75- летию Победы), «Флэш моб. Сидим дома не скучаем, про здоровье не забываем», «Мамин день», «Горячее сердце».

На основе сравнительного анализа результатов педагогического мониторинга за период 2017-2020 годов прослеживается положительная динамика развития воспитанников: овладели основными способами познавательно-исследовательской деятельности проявляют инициативу, познавательную активность, самостоятельность в игре, общении, в продуктивной и поисковой деятельности. При выполнении творческих заданий демонстрируют любознательность, умение принять собственное решение, сделать элементарный вывод и умозаключение на основе начальных знаний о природном и социальном мире.

В своей педагогической деятельности осуществляю взаимодействие с семьями детей на основе сотрудничества. Поддерживаю личное взаимодействие с родителями по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Подбираю новые формы отношений с семьей, вовлекаю родителей в образовательный процесс детского сада. Использую различные формы организации работы:

Коллективные:

  • — собрания («Развитие речи детей в условиях семьи», «Развиваем творческие способности», «Подготовка ребенка к школе» и др.);
  • — круглые столы («Воспитание добром», «Портфолио дошкольника – «досье успеха», «Путешествие в увлекательную страну Сенсорику» и др.);
  • — мастер-классы («Волшебные цветы», «Посиделки на Масленицу» и др.).

Групповые: творческие мастерские; групповые родительские собрание (родители мальчиков и девочек).

Индивидуальные: консультации; беседы; педагогические поручения.

Активно привлекаю родителей к участию в творческих конкурсах и проектах. В результате проектной деятельности с родителями установились доверительные отношения, переходящие к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду. Родители проявили интерес к участию во всех спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду, таких как: «Наши папы самые- самые», «Большие гонки», «Мама, папа, я- спортивная семья».

Были проведены мероприятия и праздники совместно с родителями: «Сердце мамы лучше солнце», «День пожилого человека»; посещали открытые занятия: «Витамины-наши друзья», «Путешествие по планете Математика», «Осенняя фантазия».

Благодаря проделанной работе повысился уровень психолого-педагогической компетентности родителей. Возросла их заинтересованность и вовлеченность в образовательный процесс – число родителей, активно участвующих в мероприятиях детского сада возросло. Использованные формы взаимодействия ДОУ с семьей способствовали повышению эффективности работы, качества образования.

В межаттестационный период с 2017 по 2020 год работала по методической теме: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство познавательного развития детей дошкольного возраста».

Целью педагогической деятельности в данный период стало создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.

Для реализации цели разработала и внедрила в педагогическую деятельность Учебно-методический комплект по формированию математических и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности с палочками Кюизенера; совершенствовала и модернизировала образовательную среду группы, способствующую формированию интереса детей к игровой деятельности с палочками Кюизенера; разработала методические рекомендации педагогам по работе с палочками Кюизенера.

В УМК вошли следующие методические материалы:

— календарно-тематический план по работе с палочками Кюизенера

— дидактическое пособие «Игры и упражнения с палочками Кюизенера»

— учебно-игровые альбомы и пособия для работы с палочками Кюизенера.

Игры и занятия с палочками формируют у детей умение размышлять, строить догадки, делать выводы, обобщения, осваивать математическую терминологию – и это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.

Палочки Кюизенера являются многофункциональным пособием, которое можно применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и в других направлениях деятельности.

Палочки Кюизенера в моей группе находятся не только в центре математики, но и в спортивном центре, центре развития речи и в центре строительства.

Палочки Кюизенера используем для расчета по порядку, для отсчета пойманных игроков в игре, перенесенных предметов в эстафетах и т.д., а также для подвижных игр математического содержания «Найди себе пару», «Составь число», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами». Дети, не осознавая образовательной нагрузки, считают, размышляют, думают.

В центре художественно-эстетического развития ребенок с помощью палочек может составить свой собственный рассказ. Палочки Кюизенера применяются в центре по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Заинтересовались игрой с палочками не только дети, но и родители. Родители, как активные и значимые субъекты воспитания, принимают участие в образовательной деятельности.

Работа с родителями была направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса:

— организация консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;

— разработка анкет для родителей;

— оформление папок-передвижек;

— индивидуальное консультирование.

С целью обмена педагогическим опытом и повышения профессионального мастерства педагогов провела городской мастер-класс для воспитателей по теме: «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников». На мастер-классе представлены пособия и опыт работы по данной теме. Разработала методические рекомендации педагогам по работе с палочками Кюизенера, которые оформила в брошюры и презентовала коллегам.

Результатом использования данной технологии в образовательной деятельности с детьми стала положительная динамика познавательного развития детей, которая составила 100 %.

Детский сад является региональной инновационной площадкой Свердловской области по реализации проекта «Академия научных развлечений».

Я являюсь руководителем лаборатории интеллектуального развития «Шахматы», где в игровой, простой и доходчивой форме рассказываю детям о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах загадочных особенностях шахматной доски, об элементарных правилах игры и некоторых её принципах, знакомлю детей старшего дошкольного возраста со своеобразным миром шахмат, прививаю им любовь к древней и мудрой игре. При обучении детей, мною широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины.

В 2018 г. были проведены открытые занятия, мастер- классы для педагогических работников дошкольных организаций:

— Мастер- класс в «Академии научных развлевений» была проведена презентация математический Лего- поезд и занятие с детьми «Путешествие в страну Знаний»;

— Мастер- класс в «Академии научных развлечений»- Шахматы и открытое занятие «В стране шахматных чудес».

С 2019-2020 учебного года, являюсь руководителем городской инициативной группы. Тема. Развитие логического мышления и интеллектуальных способностей детей в процессе обучения игре в шахматы.

Целевая аудитория: Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Цель работы группы:

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи:

1. Изучить вопрос о влиянии игры в шахматы на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Познакомить педагогов с педагогическими условиями, способствующими успешному обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.

3. Формировать умение играть в шахматы.

Опыт работы транслировала через СМИ и интернет: на сайте сетевого сообщества педагогических работников образовательных организаций городского округа Карпинск «Методсовет» http://conf.karpinskedu.ru/- материалы:

https://vk.com/vkarpinskinfo: В рамках самоизоляции в подготовительной группе №1 «Грибочки» МАДОУ №4 «Золотая рыбка» прошёл флешмоб #СидимДома_НеСкучаем! Про здоровье не забываем!; Дети подготовительной группы №1 «Грибочки» к 75- летию Победы посвящают фильм «Разве можно Забыть!»; https://vk.com/karpinsknovosti: Дети группы №1 «Грибочки» МАДОУ №4 «Золотая рыбка» к 75- летию посвящают… «Разве можно Забыть!»

Свой педагогический опыт представляю на интернет- сайтах международных порталов «Рассударики», «Талантоха», «Арт- Талант», «Инфоурок», где в рамках объявленных конкурсов представляла результаты своего педагогического труда.

2050
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.