Применение технологии смешанного обучения в преподавании истории
Применение технологии смешанного обучения в преподавании истории.
https://ivan51290.wixsite.com/ivan/kopilka-dopolnennoj-realnosti
Современное общество характеризуется все возрастающим потоком информации, затрагивающей все сферы жизни человека, в том числе и сферу образования. Для современного образования характерна ускоренная тенденция к обновлению знаний, возрастание требований к учителям как специалистам по организации деятельности учащихся, направленной на получение и освоение новых знаний. Все это ведет к изменению образовательного процесса, внедрению новых технологий и методов обучения, которые бы удовлетворяли запросам общества в целом и способствовали наилучшему усвоению преподаваемых дисциплин.
Именно такой технологией на наш взгляд и является технология смешанного обучения (Blended Learning). Она позволяет создать комфортную среду для каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей ученика. Технология смешанного обучения трансформирует традиционную классно-урочную систему, в которой учитель является единственным источником информации. Применение технологии смешанного обучения позволяет реализовать задачи, на которые ориентирован ФГОС (информатизация, индивидуализация, дифференциация и непрерывность образовательного процесса). Продуманное и методически обоснованное в рамках данной технологии использование ТСО позволяет обучающимся получать в любое время необходимую для них информацию и поддерживать постоянный контакт с учителем, что заложено в основу стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Смешанное обучение — это технология, которая совмещает обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником траектории обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и самостоятельную деятельность. Данная технология основывается на соединении традиционной классно-урочной системы с дистанционной и электронной системами.
В отечественной педагогике очень мало внимания уделяется технологии смешанного обучения, в том числе и в преподавании истории. В рамках создания методики дистанционного образования (ДО) упор делается на предметы естественно-научного и математического циклов. Тем временем, возможности технологии смешанного обучения гуманитарным дисциплинам и истории позволяют шире и глубже, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал учебного предмета. Целью технологии смешанного обучения является не столько обучение готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в историческом материале, в первую очередь, с помощью источников. Активизируется познавательная активность обучающихся, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем-куратором, появляется возможность организации групповых форм работы в виде совместных проектов. Опора на изучение в рамках курсов не на готовых текстов, а первоисточников – исторических документов, трудов историков, статистических и картографических материалов. В литературе выделяют такие модели ТСО, как автономная группа, перевернутый класс, смена рабочих зон, ротация станций.
При использовании технологии смешанного обучения необходима подготовленная информационная образовательная среда. Для преподавания истории в рамках ТСО используется ИОС, разработанная в рамках Moodle. В данной ИОС зарегистрированы все обучающиеся 5 — 9 классов МАОУ СОШ № 5.
В этой образовательной среде общение преподавателя и обучающегося проходит на двух уровнях: on-line общение в соответствии с расписанием занятий в сетевом городе и виртуальное общение в учебном портале. Учебный портал включает в себя различные курсы по истории – это «История древнего мира», «История средних веков» и «История России с древнейших времен до 20 века». Все эти курсы выложены на сайте школы. Курс по предмету состоит из интернет-уроков. Преподаватель создаёт учебные материалы, содержащие разнообразные мультимедийные объекты, задания разного типа и уровня сложности. Автор курса, имеет возможность смоделировать различные типы уроков. Например, с помощью такого элемента, как «Лекция», можно не просто преподнести готовый материал, но и организовать виртуальную «эвристическую беседу» с обучающимся.
Обучаемый, записанный на курс, получает доступ к учебным материалам, заданиям к каждому уроку, информационным ресурсам (презентациям, историческим картам и документам, схемам, таблицам, иллюстрациям и анимации).
Для того чтобы обучающийся был заинтересован в изучении истории, ему предлагается решить исторический кроссворд, выполнить задания на соответствие дат и событий, понятий и определений. Из опыта работы можно сделать вывод, что ученики заинтересованы в таком виде деятельности. В связи с этим повышается качество знаний по истории, развивается логика и мыслительная деятельность обучающихся.
Учитель проверяет и оценивает работу ученика, исправляет допущенные ошибки, консультирует по всем возникающим вопросам. Дистанционное образование позволяет учителю выставлять объективные оценки, так как некоторые виды заданий проверяется компьютером. Результаты выполнения текстовых заданий ученик получает сразу же и в случае неудовлетворительной оценки имеет право на повторную попытку. По итогам он-лайн тестов система выставляе оценку. В уроках есть задания с открытым ответом, в которых ученик должен дать развёрнутый ответ. Учитель его проверяет и оценивает.
Задания для каждого урока могут быть разнообразными: кроссворды, тесты, задания на соответствие, соотнесение событий и дат. Ответы обучающихся могут быть выполнены и оформлены в виде текста или прикреплённого файла. Самой распространенной и наиболее привычной для учащихся можно считать задание в виде теста.
Например, работая над темой «Внешняя политика Екатерины II» в 8 классе, ученик может воспользоваться иллюстрированной презентацией, поработать с интерактивной картой, просмотреть галерею портретов с биографией исторических персонажей того времени, прочитать дополнительный интересный материал. Весь процесс осуществляется на фоне беседы с учителем или самостоятельно. При выполнении заданий обучающийся отвечает на вопросы в устной и письменной форме, и выполняет задание на соответствие.
На данном уроке используются такие модели ТСО, как «перевернутый класс» и «ротация станций».
Данная модель представляет собой объединение классно-урочной системы и дистанционного обучения. На дистанционном уроке учащиеся знакомятся с новой темой в том режиме, в котором им удобно, — кому-то достаточно прочитать один раз и понять, а для кого-то необходимо гораздо больше времени для изучения новой темы. Придя в класс на урок, учащийся получает практические задания по новой теме. Учитель при этом может выстроить дифференцированное обучение: предложить ученикам выбрать тот уровень, который им больше подходит. Чтобы оценить свой уровень подготовки, учащиеся заполняют лист самооценки.
При реализации модели «Ротация станций», при которой ученики проходили разные «станции»: на одной «станции» — используя элементы дополненной реальностью должны написать причины войн, другая — работа онлайн с электронными образовательными ресурсами. Ученики должны рассмотреть повод и военачальников, третья и четвертая группа — работа с учебником, группа должна зафиксировать ход русско-турецких войн. Такое «зонирование» на уроке не позволит ученику просто отсидеться, как это часто бывает, он включен в деятельность, причем не только индивидуальную, но и групповую.
Таким образом, персонализация и индивидуализация обучения тесно связаны с информационными технологиями, которые позволяют реализовать деятельностный подход в учебном процессе. Ученик перестает быть получателем знаний, он активный деятель, который может сам определить учебные цели, сам выбирает темп прохождения учебного материала, уровень обучения, сам способен оценить свои учебные достижения.
Примером использования элементов дополненной реальности на уроках истории служит методическая копилка дополненной реальности.