Самоанализ результатов внеурочного занятия "Семейный бюджет" по программе «Азбука экономики»

Самоанализ результатов внеурочного занятия по программе «Азбука экономики»


Класс: 3-4
Тема: «Семейный бюджет»
Тип занятия: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.                                                                                            Продолжительность: 25 минут
Цель: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Цель данного занятия соответствует стандартным требованиям программы и связана с предыдущими учебными занятиями.
Задачи:
Предметные:
1. Формировать понятие «семейный бюджет».
2. Формировать представление о структуре семейного бюджета.
3. Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.
Метапредметные:
   Создавать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития наблюдательности, умения сравнивать и делать выводы.
Личностные:
   Создавать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; воспитание чувства взаимопомощи и поддержки.
Методы и приёмы обучения:
По виду источника информации:
   Словесные: эмоциональное вхождение в занятие, подводящий диалог, создание учебной ситуации, создание проблемной ситуации, составление и формулировка вопросов, смысловое чтение, прогнозирование, объяснение, беседа, работа над понятием, сравнение, приёмы «Копилка знаний» и « Как вы думаете».
    Наглядные (доска «Сензина», презентация, сигнальные карточки «Экономики», экран (да, иногда, нет), процентики (для приёма «Как вы думаете»), текст про семью Ивановых, карточки для составления кластера и карточки для выбора).
   Практические (фронтальная работа, работа в группе, самостоятельная работа, работа с учебниками и словарями, работа с интернетом, работа с текстом, с карточками, с интерактивной доской).
По виду учебной деятельности:
    Использовался метод системно-деятельностного подхода, где ученик — активный участник учебного процесса.
Проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Использование ИКТ активизировало мыслительную деятельность учащихся, повышало интерес к учебному занятию.
Дети ощущали «лёгкость» при изучении новой темы, узнавали новое, преодолевали трудности, но не замечали их благодаря активной работе, взаимопомощи, наглядности.
Ожидаемые планируемые результаты:
Личностные.
    Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса, формирование навыка работы в группе.
Метапредметные.
    Умение извлекать необходимую информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение; анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Предметные.
    Контролировать и корректировать свою работу и работу соседа. Формировать первоначальное представление о семейном бюджете и его составляющих частях, содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет условной семьи, соотносить доходы с расходами, работать с текстом.
    На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При подготовке к занятию старалась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход.
    Занятие строила на принципах сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновать свою точку зрения, т.е. использовала принцип обоснованного ответа.
    На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 3-4 классов. Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объем занятия выполнен.
    Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать в группах, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации. Показали хороший уровень применения новых терминов, эффективно использовали в устных ответах полученные знания о бюджете.
    Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на занятии благоприятной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным.
    По моему мнению, занятие прошло успешно, реализовались цель и задачи урока. Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения и совместной работы. 


Краткое содержание занятия


   Перед занятием обучающиеся разделились на группы с помощью доски «Сензина» (крутили барабан и доставали фигуру, которая выпадала).
   Организационный момент был выстроен так, чтобы дети максимально зарядились энергией и настроились на позитивное плодотворное общение.
   Создание учебной ситуации строилось с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД.
    Тема и задачи занятия были определены в совместной беседе с помощью наводящих вопросов. Было поставлено 3 задачи (вопроса), на которые обучающиеся в течение занятия должны были ответить.
    Чтобы ответить на 1 вопрос: «Что такое семейный бюджет?», обучающиеся искали информацию в различных источниках (книгах, учебниках, словарях и в интернете).
    После ответа на первый вопрос я убрала его с доски (это нужно было для того, чтобы в конце занятия проверить, как обучающиеся удержали учебную задачу и назвали все вопросы без подсказок).
      Далее мы узнали мнение обучающихся «Нужен ли семейный бюджет их семьям?». Я использовала приём «Как вы думаете»: на доску были выставлены наши помощники «процентики» в три поля: да, иногда, нет.
      Так как мнения детей разошлись, возник проблемный вопрос «Зачем нужен семейный бюджет?» (Данную проблему мы решали на протяжении всего занятия).
    Для ответа на 2 вопрос: «Из чего состоит семейный бюджет?» мы составляли кластер. Этому предшествовала домашняя работа (дети читали текст о бюджете семьи Ивановых).
     На данном этапе обучающиеся работали в пяти группах самостоятельно по тексту (деление на группы осуществилось в начале занятия):
1 группа: дополняла кластер на интерактивной доске доходами семьи Ивановых (планетами и спутниками).
2 группа: дополняла кластер на интерактивной доске расходами семьи Ивановых (планетами и спутниками).
3 группа: составляла кластер на доске из предложенных карточек и сравнивала свою работу с работой первых двух групп.
4 группа: работала на ноутбуке. Им надо было в тексте выделить цветом только расходы семьи Ивановых (смысловое чтение).
5 группа: работала с текстом и калькулятором. Им надо было посчитать расходы семьи Ивановых (сумма доходов уже была дана в тексте), сравнить доходы с расходами и сделать вывод.
      После выступления четырёх групп сделали вывод, что мы ответили на второй вопрос: «Из чего состоит семейный бюджет?».
     Затем выслушали пятую группу. С помощью наводящих вопросов они доказали, что семейный бюджет нужен (это был третий проблемный вопрос).
     На следующем этапе детям было предложено подойти к экрану «Как ты думаешь» и переставить своих «процентиков», если они поменяли своё мнение по вопросу «Нужен ли семейный бюджет их семьям?». Такие обучающиеся нашлись. Остальные дети порадовались за них и даже поаплодировали им.
     На этапе рефлексии (включающей в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций) я проверила, как обучающиеся удержали учебную задачу: повторили цель (назвали все вопросы, на которые отвечали на протяжении всего занятия), проговорили, что нам помогло в достижении цели. Использовали приём «Копилка знаний»: обучающиеся, передавая кораблик, говорили о том, что они узнали, запомнили, чему научились, что расскажут родителям. Я тоже внесла свою лепту: сказала детям, что с их помощью узнала, что надо делать, чтобы денег хватало до зарплаты.
    В конце занятия я проговорила, о чём мы будем беседовать на следующей нашей встрече, заинтриговав детей новыми непонятными терминами «профицит» и «дефицит», после чего поблагодарила детей за занятие, и все пожали друг другу руки в знак благодарности.

4320
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.