Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности Букриной Ирины Федоровны
Аналитическая записка
Букриной Ирины Федоровны,
учителя русского языка, литературы, музыки
МАОУ СОШ № 6 МО Карпинск
Мотивация к качественному образованию детей и подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и понимающих необходимость постоянного непрерывного развития и саморазвития, то есть осознающих потребность в продолжении образования в послешкольные годы – тенденция и цель современной школы.
Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая личность. В соответствии с задачами Национального проекта «Образование» сегодня развиваются условия для обучения школьников, совершенствуется содержание образования, особая роль отводится ценностям.
Анализ, который предполагается статусом данного документа (АНАЛИТИЧЕСКОЙ записки), — необходимое условие для движения в любой профессиональной деятельности. В работе учителя, основанной на системном мониторинге качества всех компонентов и модулей, без краткого, доступного, ясного анализа тем более не обойтись. На наш взгляд, ежегодные статистические данные обязательно должны быть вектором развития: что хорошо получается и дает результат? что не очень хорошо получается? где зона риска в моей практике? и в конце концов, что я могу предпринять, чтобы желаемого результата, несмотря на риски, добиться? В логике этих вопросов я и представлю записку о профессиональной деятельности.
1.Динамика учебных достижений и результатов внеурочной деятельности обучающихся по предмету за последние 3 года
1.1. Преподавание русского языка, литературы и музыки ведется мной в общеобразовательных 5-9 классах. Мониторинг промежуточного результата учебных достижений обучающихся осуществляется ежегодно, в выпускных классах отслеживается качество итоговой аттестации.
Сильной стороной в данном случае можно считать 100% УСПЕВАЕМОСТЬ за последние три года, стабильный средний балл 3,7 по русскому языку и 4,1 балла по литературе. Сохранение положительной динамики качества образования на уровне 50% — 59% по русскому языку и 80% по литературе – также могут служить аргументом в пользу верно выстроенной системы обучения в общеобразовательных 5-9 классах. Отдельным позитивным моментом считаю высокую результативность обучения музыке.
Качество выполнения ВПР (Всероссийских проверочных работ), как показатель независимой оценки, подтверждает уровень как предметной общеобразовательной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС, так и метапредметной компетентности школьников без периодов «натаскивания» и «заучивания». Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам независимой оценки качества образования – Всероссийские проверочные работы (далее ВПР)
Год проведения | Класс, количество обучающихся | Предмет | Количество (доля) обучающихся, участвовавших в диагностике | Количество (доля) обучающихся, успешно справившиеся с работой | |||
человек | процент | человек | процент | ||||
2023 | 6В 26 человек | Русский язык | 24 | 92 | 18 | 75 | |
7А 26 человек | Русский язык | 23 | 88 | 14 | 61 | ||
7Б 26 человек | Русский язык | 22 | 85 | 13 | 59 | ||
2024 | 5В 28 человек | Русский язык | 27 | 96 | 24 | 89 | |
7В 26 человек | Русский язык | 25 | 96 | 20 | 80 | ||
8А 25 человек | Русский язык | 22 | 88 | 13 | 59 | ||
8Б 26 человек | Русский язык | 24 | 92 | 12 | 50 | ||
2025 | 6В 28 человек | Русский язык | 26 | 93 | 24 | 86 | |
8В 26 человек | Русский язык | 22 | 85 | 13 | 59 |
«Сильной» стороной профессиональной деятельности можно считать систему подготовки к итоговой аттестации выпускников 9-х классов, обеспечившей 100% успешность и балльные результаты итогового собеседования в 2024-2025 учебном году: из 47 выпускников 38% обучающихся получили баллы равные 5 и 4. Итоговое собеседование является одним из самых сложных в эмоциональном и психологическом плане этапов итоговой аттестации девятиклассников, так как это первое серьезное испытание, да и содержание собеседования требует умений и навыков (пересказ публицистического текста о личности, описание фотографии, участие в диалоге с непреподающим учителем). И здесь тоже востребованы метапредметные умения, формировать которые стараюсь на каждом уроке: слышать и понимать смысл вопроса, читать и воспроизводить основное содержание нового текста, сохранять логику высказывания. Ключевые умения, формируемые и проверяемые в период обучения на уровне основного общего образования, обеспечивают результаты Основного государственного экзамена по русскому языку в 2025 году
Развивая общую мотивацию к качественному образованию через систему консультаций и внеурочных практик, удается сохранить активность и результативность участия ребят в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
1.2. Однако, было бы неверным в аналитической записке говорить только о достижениях, как бы велики и радостны они ни были. «Слабой стороной» своей деятельности считаю недостаточность работы над уровнем словарного запаса и связной речи школьников основной школы, над преодолением интеллектуальной пассивности школьников, то есть их готовности выполнять не только задания в заданных рамках, но и задавать вопросы учителю, чего они часто не делают, даже если не все понятно при разборе нового материала. Регулятивные навыки также вызывают напряжение со стороны учителя. Отсюда проблема, выявленная в том числе и ВПР, низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, умение распределять время и силы при выполнении многозадачной работы. Дополнительные сложности вызывают задания, связанные с выполнением разборов слова, орфографического и морфологического, анализом слова и текста. А данные виды заданий включаются в различные проверочные мероприятия.
Именно слабо отработанные регулятивные навыки становятся причиной имеющихся удовлетворительных, но низких результатов на итоговом собеседовании или при выполнении экзаменационной работы – мы говорим о преемственности проблемы: минимальный балл (порог – 10 баллов) – 10-11 баллов набрали 17% девятиклассников.
Низким результатом ОГЭ по русскому языку стали баллы, полученные 8 выпускниками. Хотя, несомненно, есть объективно существующая причина — особенности контингента и физиологические особенности 15-16-летних подростков из разных социальных сред.
Говоря о результативности участия в олимпиадах и предметных конкурсах, представленных в матрице, я понимаю, что проблема имеется и в этом модуле моей деятельности: недостаточно эффективно организовано педагогическое сопровождение детей, требующих психологической разгрузки как на этапе подготовки, так и на этапе участия в мероприятиях.Во-первых, детям хочется не только устного признания своих способностей, но и хочется получить грамоту, диплом, сертификат. Во-вторых, условия конкурсов могут казаться непосильными и тогда появляется страх не справиться с заданием.
1.3. Как правило, «слабые стороны» порождают риски.
1. Группа обучающихся, которые испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ, представляют опасность формирования группы риска, снижения качества знаний, низких результатов независимых оценочных процедур.
2. Необъективность в оценивании влечет несоответствие четвертной оценки и оценки за ВПР.
3. Возникает угроза некачественной подготовки к устному собеседованию, которое является допуском к итоговой аттестации обучающихся 9 класса.
4. Неучет «слабых» сторон профессиональной деятельности учителем может быть причиной недостаточной подготовки к итоговой аттестации учеников, когда выпускники не набирают даже минимального балла.
5. Недостаточный уровень педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к олимпиадам и конкурсам может отразиться на удовлетворенности самореализацией детей: практика и пробы обеспечивают успешность.
1.4. Следуя логике вопросов, обозначенных мной в преамбуле, попробую программно определить мои ресурсы, то есть возможности, чтобы минимизировать риски и сохранить и развить результат. Что я могу?
Организовать рабочий день на принципах планирования задач по степени важности
Создать спокойную рабочую среду на уроке, так как урочная деятельность занимает большую часть времени
Диагностировать знания по темам и разделам
Использовать мотивирующие инструменты в общении с детьми: например, если ученик лучше запоминает материал, когда он его рисует, можно предложить ему визуализировать учебный материал с помощью рисунков или схем
Систематически отрабатывать навыки смыслового чтения текста и критического мышления
- Системно организовывать работу над развитием словарного запаса детей и организацией живого общения
- Осуществлять индивидуальное педагогическое сопровождение при подготовке к олимпиадам и конкурсам
2.Динамика результатов воспитательной работы
2.1. Сильная сторона
Результат воспитательной работы классного руководителя отражается, в первую очередь, на наш взгляд, в социальной успешности выпускников. Если система работы классного руководителя является сильной стороной педагогической деятельности учителя, то и результат будет достойным.
В выпускном 11 классе, окончившем школу в 2023 году, 5 выпускников (24%) стали медалистами. Кроме них 8 человек (это еще 38%) показали высокие результаты на Едином Государственном экзамене по отдельным предметам. 100% выпускников класса стали студентами, то есть продолжили обучение в вузах Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Ханты-Мансийска. Среди выпускников, поступивших в колледжи – будущие авиационные штурманы, стюардесса, учителя, металлурги.
Система работы классного руководителя в 5 классе (с 2023 года) основана на принципах формирования общей культуры подростков, дружеских отношений среди ребят класса, уважении к традициям, умении общаться и решать задачи. Формы работы с детским коллективом, отдельной личностью ребенка, родителями преимущественно традиционны, потому что именно они позволяют организовать диалог. Однако и современные инструменты не игнорируются: классные собрания, «классные» встречи, мини-дискуссии(«Воспитание добром», «Здорово быть здоровым», «Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь», «Ребенок в интернете», «Друзья наших детей»), творческие отчеты и другие. Взаимодействие с социальными партнерами, учреждениями дополнительного образования, 100% участие в Федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее» в 2024 году помогают мне добиваться цели и решать задачи. Это обязательно станет показателем качества работы, если работа выстроена в комплексе, системно и соблюдаются принципы преемственности от класса к классу. Современная образовательная среда способствует: мои ученики проходили онлайн-тестирования с целью выявления не только интересов и склонностей, но и профессионально значимых качеств личности, особенностей темперамента, стали участниками профессиональных проб под руководством экспертов, где на практике знакомились с выбранными профессиями в формате мастер-классов, решения кейсов, практических заданий в Центре детей и молодежи, на Станции туризма и экскурсий «Конжак». В классе я обязательно в той или иной форме провожу рефлексию по каждому мероприятию. Это помогает увидеть проблемы и скорректировать следующий этап.
Ученики моего класса принимают активное участие в работе волонтерского отряда «Рукавичка», школьного патриотического объединения «Рысь». 7 человек приняты в ряды Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» https://xn--6-7sb3aeo2d.xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai/news-svc/item?id=851896&lang=ru&type=news&site_type=school, https://xn--6-7sb3aeo2d.xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai/news-svc/item?id=896427&lang=ru&type=news&site_type=school
Формирование общей культуры – одна из самых актуальных задач современного образования. Какова же палитра мероприятий в системе моей работы?
Выставки, организованные на базе Городского краеведческого музея «История образования города Карпинска», «Дорога из Богословска в Карпинск», «Наши корни», «Родная старина», «Аз, буки, веди…»;
экскурсии в школьном музее «Карпинск во время Великой Отечественной войны», «Горячая точка»;
посещение театра кукол г. Краснотурьинск: спектакль по рассказам А.П. Чехова «Из жизни прелестных созданий», спектакль по мотивам романа-сказки Ю.К. Олеши «Три толстяка»;
школьная игра «Геокруиз»;
поездки в музей военной техники г. Пышма, Свердловский государственный академический театр драмы, ОЗЛ «Восход», «Светлячок», гончарную мастерскую г. Невьянска, мастер-класс в пиццерии «Тертый сыр» г. Краснотурьинска.
Традицией 7В класса стали поездки в кинотеатр г. Волчанска: мультфильм «Медвежий переполох», художественный фильм «Ждун».
Результат такой работы – 100% участие обучающихся класса во всех акциях и коллективных делах.
Название мероприятия | 2023-2024 гг., 5В класс | 2024-2025 гг., 6в класс |
Конкурсы | ||
Духовно-нравственное направление | ||
Общешкольный конкурс театральных миниатюр | Лауреат в номинации «За успешный дебют» | Победа в номинации https://pik2.karpinskedu.ru/albums/2215-shkolnyi-festival-teatralnyh-miniatyur-2025.html |
Конкурс чтецов «Живая классика» (школьный этап) | участие | участие |
Город мастеров. Школьная игра по станциям, посвященная народному празднику «Наум Грамотник» | 60% | - |
Интеллектуальное направление | ||
Школьная УИК | участие | победитель |
Городская УИК | Победитель https://pik2.karpinskedu.ru/pik/215-trudnaja-sudba-bukvy-yo.html | |
Гражданско-патриотическое направление | ||
Военно-патриотическая игра «Зарница» | 2 место | 1 место |
Школьная экологическая эстафета «Сто к одному» | 2 место | Не проводилось |
Здоровьесберегающее направление | ||
Легкоатлетическая эстафета «Юность» | участие | 2 место |
Легкоатлетическая эстафета ко Дню Победы | участие | 2 место |
Городская эстафета «Майская шиповка» | 2 место | |
Всероссийская акция «Кросс нации» | участие | участие |
Всероссийская акция «Лыжня России» | участие | участие |
Общешкольный день здоровья | 2 место | 1 место |
Городские соревнования «Кожаный мяч» | 2 место | 2 место |
Первенство города по лыжным гонкам | участие | участие |
Акции | ||
Интеллектуальное направление | ||
Просмотр и обсуждение киноуроков на портале культурно-гуманитарного проекта «О будущем» | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Экологичеcкое/экскурсионно-краеведческое и социальное направления | ||
Субботник по благоустройству территории | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Эко-марафон ПЕРЕРАБОТКА « Сдай макулатуру – спаси дерево!» | 60% обучающихся | 80% обучающихся |
Благотворительная акция «Лапа помощи» | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
2.2. Чего не хватает мне как классному руководителю, или «слабое звено»?Не всегда получается «успевать и не уставать»! Такая система отнимает много времени, часто личного, по выходным, в праздничные дни, в каникулярное время.
2.3. В зону рисков в такой системе попадает прежде всего сам учитель. Чрезмерная опека детей, желание сделать много могут способствовать развитию отстраненности, пассивности родителей в деле воспитания школьников. У родителей часто формируется желание предъявить особые требования к школе и нежелание признать собственную ответственность за каждый шаг подрастающего и взрослеющего человечка.
2.4. Как минимизировать риски? Мои ресурсы. Попробую сформулировать ответ на этот вопрос в форме педагогического кредо:
1. Постоянно быть в тренде современных технологий воспитательной работы, интернет-ресурсов, потому что для современных детей это ВАЖНО!
2. Не бояться диалога! Ни в общении с ребятами, ни в общении с родителями!
3. Не бояться самому учителю признать свою ошибку
4. Сохранять и развивать чувства юмора! И уметь управлять своим настроением
5. Не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
6. Эффективно использовать помощь коллег, администрации школы, педагога-психолога, руководителя школьного семейного клуба.
3. Опыт применения инноваций
3.1. Сам факт применения инноваций непременно становится «сильной стороной» любого учителя. Однако, чтобы это было именно так, наверное, должен соблюдаться принцип избирательности. Невозможно работать «под копирку», используя все, что сегодня в моде. Да и модным часто становится то, что уже делало педагогику сильной раньше.
На уроках русского языка и литературы без методов проблемного обучения и приемов критического мышления однозначно не обойтись.
Например, начинаем урок с создания проблемной ситуации: «Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?», «В предисловии романа М.Ю. Лермонтова сказано, что в Печорине собраны все пороки людей тех лет. Почему же он назван «героем того времени?»
Работая над развитием критического мышления, организую работу в парах или группах.
Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому в своей профессиональной деятельности в рамках работы по формированию функциональной (читательской) грамотности я использую технологию продуктивного чтения (ТПЧ), разработанную профессором Н. В. Светловской.
Технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения: «Плюс-минус-интересно», «Верите ли вы, что…», «Ассоциации»,«Перепутанные логические цепочки» и другие.
Разработка проектов и исследований, тем более в условиях единого исследовательского пространства школы, — инструмент развития личности и ученика, и учителя, так как требует новых форм организации деятельности, умений работать с источниками информации, презентовать результат своей работы публично в классе, в рамках школьной конференции и на других уровнях. В классе – ответственнее!
Портфель проектов развивается в банк проектов учебного кабинета.
|
В своей работе активно использую современные формы (презентация, видео-сюжеты, онлайн опросы, анкетирования, деловые игры, дискуссии) и ресурсы образовательных площадок (ЯКласс, Лекта, Сдам ГИА, Решу ВПР). Такой подход позволяет моделировать урок, создавать тесты и диалоги, применять удобные инструменты для проверки результатов обучения, развития мотивации к выполнению учебного задания.
Передача информации обучающимся и родителям происходит через официальный сайт организации, электронную почту, смс-рассылку.
3.2. Слабое звено формируется тогда, когда учитель необоснованно приносит на урок современную форму, например, презентацию, вместо того чтобы рассказать самому о писателе, композиторе, музыканте, ученом и т.д. Иногда презентация или видео отвлекают детей от сути содержания урока, особенно урока литературы. И тогда появляется риск формального подхода.
3.4. И снова вопрос: что сделать, чтобы рисков не было? На мой взгляд, прежде всего надо научиться соотносить инновации со своими компетенциями и профессиональными задачами.
4. Распространение педагогического опыта происходит постоянно в ходе профессионального общения с коллегами и способствует развитию профессионализма учителя, давая ему дополнительные ресурсы для самосовершенствования.
4.1.Собирая наработки, систематизируя и анализируя достижения для участия в профессиональных конкурсах и социокультурных акциях, мы представляем собственную профессиональную платформу.
Мой опыт — в материалах областного конкурса методических разработок в рамках регионального фестиваля «Открывая книгу – открываем мир» (разработка интегрированного урока «Слушая Глинку, читаем Пушкина» — диплом призера) https://www.irro.ru/iro/dep/kaf/filo/news/arch/2022-god/; в «Днях героев Отечества», ставших традицией в нашей школе https://vk.com/wall-55529278_26868, https://xn--80aad0aacedbc6arfngm3i.xn--p1ai/news/408-s-bolshim-uvazheniem-k-nashim-gerojam.html; в выступлениях на городских фестивалях (итоги: Гран-при, Дипломы 1 и 2 степеней) https://vk.com/wall-55529278_22719, https://xn--80aad0aacedbc6arfngm3i.xn--p1ai/news/645-pesni-velikoi-pobedy.html.
Саморазвитие и повышение общекультурной компетентности стали целями ежегодного участия в общероссийских и региональных акциях «Большой этнографический диктант» https://miretno.ru/, «Экологический диктант» https://xn--80ahmgctc9ac5h.xn--p1acf/, Диктант Победы https://xn--80achcepozjj4ac6j.xn--p1ai/?utm_cam и других.
Считаю, что очень важно учителю не замыкаться в «узком коридоре» предмета:
с 2019 года – руководитель школьной вокальной группы «Созвучие»;
в период 2020-2025 г.г. — руководитель школьного методического объединения учителей искусства и технологии;
с 2022 года – руководитель рабочей группы «В будущее с пьедестала традиций» в рамках программы развития школы.
Работа в новой команде с новыми обязанностями с 2024 года — помощник руководителя ППЭ (пункта проведения Единого государственного экзамена) – научила структурировать материал, четко следовать алгоритмам, находить и давать точный прямой ответ на вопрос, касающийся ситуации.
Экспертная компетентность — тоже важная составляющая профессионализма, формирующая умение верно и адекватно оценить свой уровень, выполненные работы обучающихся, уровень соответствия цели и содержания. Все это формируется и развивается во взаимодействии с коллегами в условиях работы экспертных комиссий и в рамках образовательных программ при обучении на курсах повышения квалификациив Институте развития образования Свердловской области. С 2021 года — эксперт по проверке школьных и муниципальных диагностических контрольных работ https://msoko.karpinskedu.ru/document_2022/219-o-podgotovke-i-provedenii-vserossiiskih-proverochnyh-rabot-dlja-obuchayuschihsja-4-h-5-h-6-h-7-h.html, устного собеседования в 9 классе, муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ по русскому языку, литературе и искусству (МХК) https://msoko.karpinskedu.ru/document_2022/192-ob-organizacii-i-provedenii-municipalnogo-etapa-vserossiiskoi-olimpiady-shkolnikov-v-2024-2025-u.html, эксперт территориальной предметной комиссии по русскому языку (ОГЭ) и литературе (ОГЭ).
Поле для профессионального общения – материалы, полученные в процессе повышения квалификации. Проблемы курсовых подготовок актуальные: в 2022 г. — «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»; в 2024 г. — «Цифровые технологии в музыкальном образовании», «Подготовка экспертов и собеседников по русскому языку в 9 классе», «Подготовка педагога к организационно-методическому сопровождению участников областного проекта «Будь здоров!», «Подготовка экспертов территориальных предметных комиссий» Вариативные модули «русский язык», «литература», «Организация учебной деятельности (в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО) на основе анализа результатов внешнего оценивания достижений обучающихся по русскому языку и литературе».
Зоной риска в этом блоке профессионально-личностного потенциала является дефицит времени и регулятивных компетенций. Ресурсная платформа – организация времени соответственно решаемым задачам. И конечно же, личная внутренняя мотивация к саморазвитию.
Эффективность системы моей деятельности оценена Благодарностями Отдела образования Администрации ГО Карпинск (за подготовку юных чтецов, за подготовку участников и призеров олимпиад в 2022 г., Благодарственными письмами Администрации школы (за вклад в развитие имиджа школы), Благодарностью Главы Администрации ГО Карпинск (2024 г.), Благодарственным письмом Управляющего Северным управленческим округом Свердловской области (2024 г.)