Аналитическая записка Габдушевой Натальи Николаевны
Аналитическая записка учителя-логопеда Габдушевой Натальи Николаевны
01.09.2022 – 01.09.2025 г.
Место работы: МАОУ СОШ № 33 пос. Кытлым МО Карпинск
Должность: учитель-логопед
Образование:
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2014 г.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», 2022 г.
Направленность педагогической программы: Организация логопедической работы с лицами, имеющими нарушения речи
Квалификация: магистр
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 23 года (из них, в должности учителя-логопеда – 11 лет)
С начала своей педагогической деятельности в роли учителя-логопеда, коррекционный процесс строю в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня усвоения общеобразовательной программы, психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации. Такой контингент детей объединен в одну группу – это дети с общим недоразвитием речи.
Если вовремя не исправить имеющиеся нарушения, они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток — взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В коррекционной логопедической работе с детьми формирование связной речи становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, родителей и ребенка.
Логопедическая работа в школе — это оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.
Вся коррекционно-логопедическая деятельность направлена на решение трёх основных задач:
-выявление детей, имеющих речевые нарушения;
-коррекция речевых нарушений;
-профилактика возникновения нарушений письма и чтения у младших школьников.
Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативное, методическое.
В обязательном порядке обследуются все дети, имеющие по заключению городской ПМПк статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты первичной диагностики и сведения о достижениях обучающихся
Учебный год | Количество обучающихся | Примечание | |||||
Обследованных | Зачисленных | Обучающиеся с ОВЗ | Выпущенных с динамикой | Рекомендованных на продолжение коррекционной работы на следующий год | |||
ЗПР | УО | ||||||
2022-2023 | 57 (1,2,3,4 классы, дети с ОВЗ) | 25 ( 2 с ОНР) | 5 | 4 | 16, из них 2 с ЗПР – ушли после 9 класса) | 9 | Продолжение коррекционной работы рекомендуется обучающимся с ОНР и имеющим статус ОВЗ, т.к. программа логопедической работы рассчитана на два года обучения. |
2023-2024 | 60 (1,2,3,4 классы, дети с ОВЗ, 3 человека 11 класса, 3 человека 6 класс, 4 человека с 7 класса) | 26 ( 3 с ОНР) | 3 | 6 | 18, 3 с ЗПР, 1 с УО – перешел на домашнее обучение) | 8 | |
2024-2025 | 57 (1,2,3,4 классы, дети с ОВЗ, 1 человек с 7 класса, 2 человека с 8 класса) | 27 ( 4 с ОНР) | 1 | 5 | 21 | 6 |
Цель: отслеживание динамики преодоления речевых нарушений у обучающихся с целью оценки успешности выбора образовательного маршрута и корректировки индивидуальной программы логопедической работы.
Диагностика уровня развития речевой сферы проводится два раза в год в периоды с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Результативность освоения обучающимися 1-4 классов коррекционно-развивающих программ в %
Показатели речевого развития | 2022-2023 учебный год | 2023-2024 учебный год | 2024-2025 учебный год | |||||||||||||||
Количество детей, посещающих занятия 25 (9 детей с ОВЗ) | Количество детей, посещающих занятия 26 (9 детей с ОВЗ) | Количество детей, посещающих занятия 27 (6 детей с ОВЗ) | ||||||||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||||||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Звукопроизношение | 70 | 30 | 0 | 7 | 67 | 27 | 76 | 24 | 0 | 3 | 67 | 30 | 68 | 32 | 0 | 0 | 65 | 35 |
Фонематическое восприятие | 50 | 33 | 17 | 0 | 13 | 87 | 61 | 18 | 21 | 0 | 27 | 73 | 53 | 21 | 26 | 0 | 24 | 76 |
Слоговая структура слова | 73 | 27 | 0 | 10 | 53 | 37 | 61 | 36 | 3 | 6 | 55 | 39 | 50 | 44 | 6 | 3 | 56 | 41 |
Навыки языкового анализа | 77 | 23 | 0 | 0 | 53 | 47 | 73 | 21 | 6 | 0 | 52 | 48 | 71 | 29 | 0 | 0 | 50 | 50 |
Грамматический строй речи | 80 | 17 | 3 | 13 | 53 | 33 | 70 | 24 | 6 | 9 | 55 | 36 | 65 | 32 | 3 | 6 | 53 | 41 |
Словарь и словообразовательные процессы | 77 | 23 | 0 | 0 | 80 | 20 | 79 | 18 | 3 | 3 | 73 | 24 | 71 | 23 | 6 | 3 | 68 | 29 |
Понимание лексико-грамматических отношений | 67 | 33 | 0 | 3 | 67 | 30 | 58 | 39 | 3 | 3 | 70 | 27 | 59 | 29 | 12 | 3 | 62 | 35 |
Связная речь | 90 | 10 | 0 | 5 | 58 | 37 | 88 | 12 | 0 | 3 | 82 | 15 | 74 | 20 | 6 | 6 | 70 | 24 |
Навыки письма | 83 | 17 | 0 | 13 | 70 | 17 | 83 | 17 | 0 | 8 | 52 | 40 | 71 | 29 | 0 | 6 | 71 | 23 |
Средний показатель | 74,1 | 23,7 | 2,2 | 5,7 | 57,1 | 37,2 | 72,1 | 23,2 | 4,7 | 3,9 | 59,2 | 36,9 | 64,7 | 28,8 | 6,6 | 3,0 | 57,7 | 39,3 |
Подводя итоги логопедической работы за период 01.09.2022 – 01.09.2025 г., можно сделать вывод о положительной динамике развития детей.
Считаю важным подтверждением результативности своей деятельности победы учащихся в различных конкурсах, играх и проектах.
Ежегодно учащиеся начальной школы и среднего звена становятся победителями в школьных конкурсах чтецов, посвященных Дню матери и Дню Победы, одним из важных критериев которых является правильная и чистая речь.
Будучи куратором, команда учащихся 7, 8, 9 классов в 2024 году заняла 1-ые места в муниципальных этапах конкурса «Настольные игры» и конкурса «Агитбригад» в рамках Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров – Ориентиры жизни!».
Являясь руководителем 2 проектов в 2025 году, учащиеся заняли 2 призовых места: ученица 8 класса заняла 1 место в проектно-исследовательской конференции обучающихся образовательных учреждений муниципального округа Карпинск в 2024-2025 учебном году, команда учащихся заняла 2 место в конкурсе эколого-краеведческих исследовательских работ «Природа Урала», конкурсное направление «Экспедиционное» в рамках муниципального этапа областного краеведческого Конкурса-форума «Уральский характер».
В 2024 и в 2025 году артисты школьного театра «Мираж» награждены дипломами лауреатов за участие в открытых городских фестивалях детского театрального искусства «Арлекин.
Принимаю активное участие в педагогических советах школы, делюсь накопленным опытом с коллегами. Выступаю на родительских собраниях, провожу консультирование. Являюсь членом школьного психолого-педагогического консилиума. Занимаюсь самообразованием. Изучаю статьи коррекционного образования в сети Интернет, читаю методическую литературу, что позволяет мне вносить разного вида изменения в коррекционную работу с детьми, имеющих речевые нарушения. Публикую статьи на странице ВК школы, на сайте ПИК.2.
Являюсь руководителем волонтерского отряда «Твори добро», медиацентра «33 дубля», школьного кукольного и драматического театра «Мираж», председателем первичного отделения Движения Первых.
Систематически организую и провожу школьные внеклассные мероприятия, праздники, линейки, конкурсы чтецов, посвященные Дню матери и Дню Победы.
Участвую в спортивных мероприятиях: Кросс Нации 2025, педагогический турслет, детский турслет, сплавы.
Для логопедической работы сшила логопедическую «Лягушку», разработала и оформила уникальное пособие для работы с морфологической таблицей, игры в «Да-нет», составления рассказов по серии картинок, с помощью которого у детей формируются обобщающие понятия, развивается словарь, дети учатся составлять развернутые предложения, ориентироваться в пространстве, выделять признаки загаданных предметов, их частей.
Создала копилку упражнений по развитию речи с использованием электронных образовательных ресурсов (интерактивной доски), что позволило сделать процесс обучения более доступным и интересным.
Изготовила наглядно-дидактическое пособие «Королевство звуков», направленное на развитие звукового анализа и синтеза. В составе пособия: принцесса Гласа и Гласики, карточки-характеристики гласных и согласных звуков, наборные полотна для определения места звуков, выкладывания звуковой схемы слова с фишками, карточки светофорчики 4 цветов и с цифрами для определения количества слогов, предметные картинки, картинки профессоров Синь и Зеленка. Разработала логопедическую программу по формированию навыков звукового анализа и синтеза для детей с ОНР 3 уровня.
Заняла 1 место в конкурсе «Лучшая выпускная квалификационная работа» среди магистрантов, г. Шадринск, декабрь 2022 г.
Выступала с докладом на XIII Международной научно-практической Конференции «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы» на тему: «Формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня», г. Шадринск, октябрь 2022г.
Являлась участником семинара-практикума «Актуальные вопросы патриотического воспитания» г. Карпинск, ноябрь 2022 г., регионального медиафорума «Север не дремлет», г. Краснотурьинск, апрель 2024 г.
Имею публикации в журналах «Познание» и «Научный лидер»: «Особенности формирования фонематического слуха у четырехлетних детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией и его коррекция», «Проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и необходимость их коррекции».
Курсы повышения квалификации:
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», диплом магистра с отличием, «Специальное (дефектологическое) образование», декабрь 2022 г.
ООО «Центр инновационного образования и воспитания»: «Обработка персональных данных в образовательных организациях», 36 часов, ноябрь 2022 г.
ООО «Центр инновационного образования и воспитания»: «Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ», 59 часов, октябрь 2023 г.
ООО «Центр инновационного образования и воспитания»: «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года», 44 часа, октябрь 2023 г.
За трудовую деятельность была удостоена следующих наград:
Благодарственное письмо от Главы городского округа Карпинск за высокий профессионализм, активную работу по обучению и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, 2024 г.
Благодарность от Отдела образования администрации городского округа Карпинск за высокий профессионализм, добросовестный труд, эффективную деятельность в обучении и воспитании подрастающего поколения, большой вклад в развитие образовательного учреждения, активную жизненную позицию, 2023 г.
Благодарственное письмо И.о. Главы Администрации городского округа Карпинск за участие в работе по проведению на территории городского округа Карпинск онлайн-голосования граждан по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2024 году, в рамках Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда», 2024 г.
Благодарственное письмо от Председателя Совета регионального отделения Движения Первых Свердловской области за помощь в организации муниципальной проектной конференции, проведенной в рамках Всероссийского форума профориентации «Проектория», 2024 г.
Благодарственное письмо от Председателя Совета местного отделения Общероссийского движения детей и молодежи «Движения Первых» в городском округе Карпинск, 2023 г.
Благодарность от Начальника отдела образования администрации ГО Карпинск за участие в социально-значимой общественной деятельности, активную жизненную позицию, организацию общешкольных и городских добровольческих акций, результативное вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность и в связи с празднованием международного Дня добровольца (волонтера), 2022 г., 2023 г., 2024 г.
Благодарность от Отдела образования администрации городского округа Карпинск за активное участие в организации и проведении мероприятий Всероссийского профориентационного проекта для школьников «Билет в будущее» в рамках национального проекта «Образование», 2023 г.
Благодарность от Начальника отдела образования администрации МО Карпинск за подготовку призера конкурса эколого-краеведческих исследовательских работ «Природа Урала», конкурсное направление «Экспедиционное» в рамках муниципального этапа областного краеведческого Конкурса- форума «Уральский характер», 2025 г.
Благодарность от Отдела образования администрации городского округа Карпинск за подготовку лауреата I открытого городского фестиваля детского театрального искусства «Арлекин», посвященного всемирному дню театра, 2024 г.
Благодарность от Отдела образования администрации муниципального округа Карпинск за подготовку лауреата II открытого городского фестиваля детского театрального искусства «Арлекин», посвященного 80-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 2025