Квест-причастие на уроке русского языка
Квест-причастие на уроке русского языка
Предмет: русский язык
Класс: 7
Учитель: Вяткина Н. И.
Тема урока: повторение темы «Причастие»
Тип урока: урок-зачёт
Форма урока: групповая работа, по типу квест игры.
Цель урока: формирование у обучающихся умений обобщать, структурировать и систематизировать учебный материал.
Задачи урока:
образовательные: закрепитьи углубитьполученные знания о причастии;
развивающие: развивать способность анализировать учебный материал, умение взаимоконтроля и самоконтроля;
воспитательные:, воспитывать культуру учебной деятельности, стремление к совершенствованию межличностного общения.
Прогнозируемые результаты
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
регулятивные: способность контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
познавательные: способность определять методы решения возникающих задач;
коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ.
Предметные УУД: уметь отличать причастия от других частей речи на основе изученного материала
Оборудование урока: маршрутные листы для групп обучающихся, задания для каждой группы, критерии оценивания заданий, сводная таблица для занесения результатов оценивания.
Подготовительный этап:
1). Организация пространства:
3 стола, у каждого стоят 4 стула, рабочее место для ассистентов учителя.
2). Организация групп:
а) обучающиеся организуют группы по 4, 5 человек;
б) распределение ролей в группах: кто за каким столом будет ведущим.
3). Подготовка заданий:
а) маршрутные листы для трёх групп
б) задания по теме «Причастие» для каждого стола, каждое задание разбито на 4, 5 частей, по количеству обучающихся в группе
в) контрольный лист из четырёх заданий.
Задания для 1 стола:
1.Дать определение причастному обороту, когда он выделяется запятыми, привести примеры (2 предложения) (4 балла, по 1 баллу за верный ответ)
2.Расставить пропущенные запятые, подчеркнуть причастные обороты
1)Чудесами света в древности называли произведения искусства поражающие людей своим величием. 2)Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло побывавший на Востоке в четырнадцатом веке написал книгу. 3)На островке Фарос лежавшем недалеко от Средиземного моря построили знаменитый Александрийский маяк. 4) Разрушившийся от землетрясений Маяк простоял более шестнадцати веков (4 балла, по 1 баллу за предложение)
3.Просклонять выражения: колышущееся пламя, движущаяся колонна (2 балла, по одному баллу за верное склонение)
4.Указать словосочетание «прич. + сущ.»:
А. расчищенная дорожка; Б. читающий мальчик;
В.развевающиеся знамёна; Г. Очарованный музыкой.
В каких случаях следует писать суффикс -ющ-?
А. бор… щийся за первенство; Б. клокоч… щий океан;
В. Кле… аяся бумага; Г. Стро…ийся стадион (5 баллов, по1 баллу за верный ответ)
Итого: 15 баллов
Задания для 2 стола:
1.Распределить причастия (действительные, страдательные):
Одевающая брата, одеваемый девочкой, распаханное трактором, работающий на стройке, красивший пол, читаемая книга, гонимые ветром, подразумеваемы в преступлении (8 баллов, по 1 баллу за верной ответ)
2… В каком сочетании не пишется слитно?
А. Ещё (не) обжитый край. Б. (не) погасший костёр.
В. Ничем (не) нарушаемая тишина. Г. Трава (не) скошена.
В каком сочетании не пишется раздельно?
А.(не) просохшая земля; Б. Картина (не) окончена;
В. (не) усиливающийся, а затихающий дождь; Г. (не) крашеный забор (4 балла, по 2 балла за верный ответ)
3. В каких случаях следует писать я?
А. Зате…вший спор; Б. Завис… щий от родителей;
В. Сдерж… нный шепот; Г. Дыш…щий ребёнок.
Найти слово, в суффиксе которого пишется О:
А. Окруж…нный; Б. плюш…вый; В. Девч…ка; Г. Вооруж…нный (3 балла, по 1 баллу за верный ответ)
4.Расставить знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты:
А. Морозец ударивший ночью сразу всё преобразил. Б. Ещё не сбросившие своих уборов леса радовали глаз тёмно-багровыми пятнами. В. Листва убитая морозом текла с неподвижных веток. Г. Очень красивы клёны одетые в багряную листву и жёлтые берёзки (4 баллов, по 1 баллу за верный ответ)
Итого: 19 баллов
Задания для 3 стола:
1. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?
А. Груженый вагон – страд. прич. прош. времени;
Б. Висячий замок – действ. прич. прош. времени;
В. Накрытый стол – страд. прич. прош. времени;
Г.Лающая собака – имя прилагательное.
А. Горящие дрова – имя прилагательное;
Б. Несжатые колосья – страд. причастие прош. времени;
В. Заросший пруд – имя прилагательное;
Г. Написанное письмо – действ. прич. прош. Времени (2 балла, по 1 баллу за верный ответ)
2. В каких случаях следует писать нн?
А. Плете… ая из веток корзина; Б. Трава скоше… а;
В. Некраше… ый стол; Г. Разброса… ые вещи.
В каких случаях следует писать одну букву н
А. Собра ый урожай; Б. Деревья подреза ы;
В. Некоше ый луг; Г. Заплете ая коса (4 балла, по 1 баллу за верный ответ)
3. Расставить знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты:
А. В небе затянутом дымкой солнце висело как багровый паук на плотной седой паутине. Б. В чащах дрожали берёзы обсыпанные сусальной позолотой и осинки. В. Город растрёпанный бурей выглядел косматым и тёмным. Г. Листки сорванные ветром вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль (4 балла, по 1 баллу за предложение)
4. Выполнить морфологический разбор причастий из предложений Б, В (4 балла, по 2 балла за один верно выполненный разбор)
Итого: 14 баллов
Ход урока
1.Организационный этап
2.Учитель объясняет ход работы.
Каждая группа садится за один из столов. Каждый обучающийся в группе выполняет все 4 задания поочерёдно. Обсуждается выполнение всех четырёх заданий, ведущий принимает решение и заполняет контрольный лист, который сдаёт ассистентам на проверку. Объявляется окончание работы за столами, группа пересаживается за другой стол и работает в том же самом режиме. После того, как каждая группа поработала за тремя столами, ассистенты подводят итог, выявляют группу, которая набрала большее количество баллов.
3.Рефлексивный круг.