Аналитическая записка учителя начальных классов МАОУ СОШ №5 Бурковой Юлии Валерьевны
Аналитическая записка
Бурковой Юлии Валерьевны,
учителя начальных классов МАОУ СОШ №5 ГО Карпинск
Реализация государственных стандартов общего образования предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) ориентируют учителей на гуманизацию процесса образования и создание условий для разностороннего развития личности ребёнка, при этом достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должно осуществляться с помощью системно-деятельностного подхода, а формирование базовых знаний, умений и навыков -с творческой деятельностью, связанной с развитием у ребёнка познавательных процессов.
Моя педагогическая деятельность направлена на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования через использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
1. Динамика учебных достижений и результатов внеурочной деятельности обучающихся по предмету за последние 3 года
С целью анализа результативности использования современных образовательных технологий в совокупности с другими педагогическими технологиями мной был проведён внутренний мониторинг уровня учебных достижений обучающихся за 2020-2023 учебные годы. На диаграмме представлена динамика освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования (далее НОО).
Предметные результаты (средний балл)
Анализ результатов внутреннего мониторинга показал, что динамика результатов освоения образовательных программ обучающимися положительная.
В таблице представлено качество освоения основных образовательных программ НОО:
№ п/п | Название учебного предмета | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | 2022-2023 учебный год |
1 | Математика | 80% | 82% | Безотметочное обучение |
2 | Русский язык | 67% | 67% | |
3 | Окружающий мир | 82% | 82% | |
4 | Литературное чтение | 85% | 93% | |
5 | Литературное чтение на родном языке | 89% | 92% | |
6 | Родной (русский) язык | 70% | 82% | |
7 | Технология | 100% | 100% | |
8 | ИЗО | 100% | 100% |
Анализ результатов внутреннего мониторинга показал, что качество освоения — стабильно высокое.
Освоение обучающимися образовательных программ по итогам внешнего мониторинга
В сентябре 2022 года были проведены ВПР в 5 классах для выявления остаточных знаний за курс начальной школы по основным предметам: русский язык, математика и окружающий мир. Сравнительная характеристика количества обучающихся, получивших отметки «4» и «5» по итогам года в 4 классе и за ВПР в 1 четверти 5 класса:
Результаты мониторинга показали, что наблюдается соответствие уровня остаточных знаний отметке за 4 класс.
На сегодняшний день приоритетным направлением в образовании является выявление, развитие и поддержка одаренных детей, поэтому я создаю развивающую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Важнейшим направлением в создании данной среды являются интеллектуальные и творческие конкурсы, олимпиады как очные, так и дистанционные, помогающие выявлять скрытые возможности учащихся, как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях.
Ниже представлена результативность личного участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах
за 2020-2021 учебный год
- Международный дистанционный конкурс «Олимпис»:
русский язык – I место,
математика — I место, II место,
окружающий мир — I место, II место,
информационные технологии — II место;
- Всероссийская онлайн олимпиада «Олимпийские игры по Учи.ру по математике» — победитель;
- Всероссийская онлайн олимпиада «Олимпийские игры по Учи.ру по окружающему миру» — победитель;
- Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку – победитель;
- Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству – победитель;
За 2021-2022 учебный год
- Международный дистанционный конкурс «Олимпис»:
русский язык – I место, II место,
математика — I место, III место,
окружающий мир — I место,
информационные технологии — I место, II место;
- Всероссийская олимпиада «А я знаю русский язык» от Яндекс. Учебник – победитель;
- Всероссийская олимпиада «А я знаю окружающий мир» от Яндекс. Учебник – победитель;
- IV международная онлайн-олимпиада по математике BRICSMATH.COM+ – победитель;
- I этап всероссийской онлайн-олимпиады Учи.ру про программированию – победитель.
За 2022-2023 учебный год
- Международный дистанционный конкурс «Олимпис»:
русский язык – I место,
математика — I место,
окружающий мир — I место,
информационные технологии — Iместо;
- Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству – победитель;
- Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку – победитель;
- Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по окружающему миру и экологии – победитель.
Участие в творческих, интеллектуальных, спортивных конкурсах и олимпиадах представлено в таблице
Название мероприятия | 2020-2021 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023 гг. |
Всероссийский уровень | |||
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» (г.Сочи) | - | - | лауреат Карпинский исследователь в Сочи — Карпинск.инфо — городской информационный портал (karpinsk.info) |
Всероссийский детский творческий конкурс «День Победы глазами детей» | - | - | I место |
Всероссийский детский творческий конкурс «Моя страна в образах и символах» | - | - | I место |
Всероссийская онлайн олимпиада «Безопасные дороги» | - | I место | I место |
Региональный уровень | |||
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» (г.Верхотурье) | - | - | I место Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ! (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Областная заочная интерактивная игра «Мы – патриоты» | - | - | 6 место «Мы – патриоты!» (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Конкурс-выставка творческих работ «О том, что было, не забудем» открытого патриотического форума «Свободный» | - | I место | - |
Муниципальный уровень | |||
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» | - | I место | I место |
Фотоконкурс «Мы живём на Урале» | I место, III место | участие | - |
Экологический конкурс кормушек в рамках акции «Покормите птиц зимой» | участие | I место | II место (2 обучающихся), III место Итоги конкурса «Столовая для птиц» (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Конкурс детских творческих работ «Помните через века, через года» | I место | II место | III место Помните! Через века, через года… (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Конкурс детского и юношеского вокала «Моя великая Родина» | - | - | III место |
Муниципальный конкурс «Броня крепка и танки наши быстры» | - | - | III место |
Муниципальный конкурс рисунков и поделок «Великий май, победный май» | - | - | I место, II место |
Конкурс детского творчества ООО «Газпром трансгаз Югорск» | участие | участие | участие |
Конкурс декоративно-прикладного творчества «Подарок для Деда Мороза» | III место | участие | - |
Традиционная новогодняя викторина, посвященная 80-летию со дня присвоения посёлку Богословск статуса города и наименования «Карпинск» и 80-летию городской газеты «Карпинский рабочий» | - | II место | - |
Конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Пасха красная» | участие | участие | - |
Интеллектуально-творческий конкурс по православной культуре «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия». | участие | участие | - |
Открытый фестиваль-конкурс английской песни «Let’s sing». | - | - | II место Let’s sing — давайте петь! (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Конкурс творческих работ «Спасатель – профессия отважных» | - | участие | участие |
Школьный уровень | |||
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» | победитель | победитель | победитель |
«Ученик года» | лауреат | лауреат | I место Ученик года! (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Школьный конкурс чтецов, посвященный Великой Отечественной войне «Эхо войны» | - | I место | Гран-при Литературная гостиная с участием городского совета ветеранов «Эхо Победы» (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Школьный конкурс патриотической песни «Я помню! Я горжусь!» | участие | участие | II место (хор); I место, III место (соло) |
Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» | - | - | I место |
Конкурс «Я рисую сказку» | - | I место (2 обучающихся), II место, III место (2 обучающихся) | - |
Конкурс «О, этот загадочный космос!» | - | II место | - |
Спортивные соревнования «Быстрее, выше, сильнее!» | - | - | I место, II место, III место |
Динамика количества участников в конкурсах и олимпиадах по направлениям (% участия)
Направление | 2020-2021 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023 гг. |
Спортивное | 74% | 88% | 100% |
Творческое | 62% | 74% | 100% |
Интеллектуальное | 50% | 50% | 100% |
Гражданско-патриотическое | 100% | 100% | 100% |
2. Динамика результатов воспитательной работы за последние 3 года
Практическая реализация цели (личностное развитие школьника) и задач воспитания осуществляю в соответствии с рабочей программой воспитания МАОУ СОШ №5 работы по модулям:
Инвариантные:
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Внеурочная деятельность»
Модуль «Работа с родителями»
Вариативные:
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Модуль «Детские общественные объединения»
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
В таблице представлена динамика результатов участия обучающихся в мероприятиях воспитательной направленности за 2020-2023 г.
Название мероприятия | 2020-2021 гг., 3а класс, % участия | 2021-2022 гг., 4а класс, % участия | 2022-2023 гг., 1а класс, % участия |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||
Акция «Добрые крышечки» | - | - | 100 % обучающихся ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Акция «Завтрак для мамы» | - | - | 100 % обучающихся |
Школьный конкурс патриотической песни «Я помню! Я горжусь!» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Акция «Дай лапу, друг!» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся Итоги благотворительной акции «Дай лапу, друг!» (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Единый классный час «Космос – это мы. Гагаринский урок» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Отчетный концерт объединений внеурочной деятельности. Конкурс «Ученик года» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Акция «Георгиевская ленточка» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Праздник к окончанию класса | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся До свидания, 1 класс! (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |||
Поход «День здоровья» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Посещение новогоднего представления в ГДК г. Карпинск | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Поездка в Театр кукол г.Краснотурьинск | - | - | 100 % обучающихся |
Экскурсия в школьный музей | - | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Экскурсия в городской музей | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | - |
Модуль «Детские общественные объединения» | |||
Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» («Движение Первых») | - | - | 100 % обучающихся Учимся, растём, мечтаем вместе! (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Трек «Орлёнок – Эрудит» | - | - | 100 % обучающихся |
Трек «Орлёнок – Доброволец» | - | - | 100 % обучающихся |
Трек «Орлёнок – Мастер» | - | - | 100 % обучающихся |
Трек «Орлёнок – Спортсмен», | - | - | 100 % обучающихся |
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | - | - | 100 % обучающихся «Орлята России» — 1А класс! (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Трек «Орлёнок – Эколог» | - | - | 100 % обучающихся |
Трек «Орлёнок – Лидер» | - | - | 100 % обучающихся |
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||
Акция «Окна Победы» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся Окна победы (xn--80ajkgcrmhm.xn--p1ai) |
Акция «Дарите книги с любовью» | - | - | участие |
Создание стеллажей свободного книгообмена | - | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Субботник на территории школы | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» | |||
Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» | победитель | ||
Конкурс «Вкусный завтрак вместе с ПДД» | - | - | участие |
Всероссийская добровольная просветительская интернет – акция «Недели безопасности. Безопасность детей в современном мире», «Безопасность в интернете» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Акция «Безопасная дорога» Профилактические мероприятия «Внимание – дети!» | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
Пожарная безопасность в школе. Правила эвакуации из помещения. Встречи с представителями ПСО 266 | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся | 100 % обучающихся |
В 2022-2023 учебном году обучающиеся 1а класса под моим руководством приняли участие в реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
В течение учебного года обучающиеся 1а класса приняли участие в коллективных творческих делах разных направленностей и смогли достичь звания «Орлёнок» в 7 треках: «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Доброволец», «Орлёнок – Мастер», «Орлёнок – Спортсмен», «Орлёнок – Хранитель исторической памяти», «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок – Лидер». Каждый трек включал в себя 5 занятий.
В конце учебного года мыпровели итоговую игру «Тайна за 7-ю печатями». Задания игры отражали содержание треков, реализованных в учебном году, и охватывали разные виды деятельности: интеллектуальную, спортивную, творческую, экологическую и т.д.
Ребята достойно справились со всеми заданиями игры и подтвердили полученное звание «Орлята России». Наставники вручили ребятам удостоверение и значок «Орлята России», как символ принадлежности к содружеству «Орлят».
3. Опыт применения инноваций в образовании
С 2018 года веду курс внеурочной деятельности «Компьютерное легоконструирование». Для этого была разработана рабочая программа, целью которой является развитие научно-технического мышления и творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов LEGO Education WeDo 2.0.
Обучающиеся моего класса принимают участие в конкурсах и олимпиадах по техническому творчеству.
2021г. — Открытый конкурс технического творчества младших школьников и дошкольников г. Карпинск – I место;
2023г. — Открытый фестиваль технического творчества «НеоЛаб» г. Краснотурьинск (олимпиада) — III место;
2023г. — Открытый фестиваль технического творчества «НеоЛаб» г. Краснотурьинск (выставка технического творчества) — участие;
Проектно-исследовательская деятельность является неотъемлемым элементом современного обучения. У обучающихся формируются навыки самостоятельной работы, навыки толерантного общения в коллективе, навыки адекватной само- и взаимооценки при выполнении учебного задания. С этой целью в своей педагогической деятельности использую образовательные конструкторы LEGO Education WeDo 2.0,LEGO Education MoreToMath «Увлекательная математика», модульную систему экспериментов PROLog.
Проектная деятельность с использованием конструктора LEGO Education WeDo 2.0 была реализована в создании творческого проекта «Парк аттракционов», который был представлен на окружном конкурсе по робототехнике «LEGO-Land» (г. Краснотурьинск), где мои обучающиеся стали победителями.
Проект с использованием модульной системы экспериментов PROLog под названием «Секреты термоса» стал победителем на школьном, муниципальном и региональном этапах конкурса проектов. В мае 2023 года проект был представлен на Всероссийском этапе конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь» в г.Сочи, где его автор стала лауреатом конкурса.
В своей педагогической деятельности использую технологию смешанного обучения. Обучающиеся моего класса являются пользователями образовательного портала Яндекс.Учебник и образовательной онлайн -платформы Учи.ру. По итогам 2022-2023 учебного года заняла I место среди учителей образовательной организации, использующих современные технологии в рамках участия в программе «Активный учитель» на образовательной платформе Учи.ру.
4. Распространение педагогического опыта
Имею публикации в сборниках по результатам участия:
- в IX Международной научно-практической конференции «ИНФО-СТРАТЕГИЯ: ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ» с докладом по теме конференции (г. Самара).
- в XI Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», проводимой ГАОУ ДПО СО «ИРО» (г. Екатеринбург).
- в городских педагогических чтениях с темой доклада «Конструктор LEGO Education MoreToMath «Увлекательная математика» как средство формирования элементарных математических представлений младших школьников».
- «Использование документ-камеры в проектной деятельности обучающихся начальной школы» на сайте Инфоурок.
Представление накопленного опыта проходило через проведение мастер-классов:
- представление опыта работы в рамках выездной инженерной школы «Образовательная робототехника» в пос. Кытлым и пос. Сосновка;
- проведение мастер-класса с использованием образовательного конструктора LEGO WeDo 2.0 в рамках Открытого фестиваля робототехники «Открывая будущее»;
- проведение мастер-класса с использованием образовательного конструктора LEGO WeDo 2.0 в рамках городского фестиваля «Легосерпантин»;
- проведение мастер-классов на школьной предметной комиссии для учителей начальных классов.
Экспертная деятельность:
- 2021 г. – входила в состав экспертной группы городского конкурса «Учитель года»;
- 2022 г., 2023г. – эксперт по проверке ВПР,
- 2023 г. – входила в состав экспертной группы городских педагогических чтений.
Наставничество:
с 2021 года являюсь наставником для молодого специалиста – учителя начальных классов МАОУ СОШ №5.
Систематически повышаю свой профессиональный уровень. Особую роль отвожу самообразованию, способствующему профессиональному и личностному росту.
2020 год — ГАОУ ДПО СО «ИРО» по программе «Оказание первой помощи работниками образовательных организаций»,16 часов;
2020 год — ГАОУ ДПО СО «ИРО» по программе «Обновление содержания начального общего образования в соответствии с требованием ФГОС НОО», 16 часов;
2020 год – ФГБОУ ВО УрГПУ по программе «Проектирование плана воспитательной работы в начальном общем образовании», 16 часов;
2020 год — Автономная Некоммерческая организация Дополнительного Профессионального образования «Школа анализа данных» по программе «Функциональная грамотность: развиваем в начальной школе» (24 часа); по программе «Развитие УУД в младших классах» (72 часа);
2020 год — ООО «Центр инновационного воспитания и образования» по программе «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях»,16 часов;
2021год — ГАОУ ДПО СО «ИРО» по программе «Содержательные и методические аспекты преподавания учебных предметов предметных областей ОРКиСЭ и ОДНКНР, 16часов;
2021 год – ГАОУ ДПО СО «ИРО» по программе «Особенности организации работы педагогов с одаренными детьми в общеобразовательной организации», 16 часов;
2022 год — ГАОУ ДПО СО «ИРО» по программе «Корректировка рабочей программы на основе анализа образовательных результатов обучающихся: управленческие аспекты», 16 часов;
2022 год – ГАПОУ СО «Северный педагогический колледж» по программе «Структура и содержание современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО», 24 часа;
2023 год – Цифровая экосистема ДПО по программе «Разговоры о важном»: система работы классного руководителя (куратора)», 58 часов.