Аналитическая записка учителя математики МАОУ СОШ№6 Светлаковой Ольги Батыровны
Аналитическая записка (описание опыта работы педагога)
Светлаковой Ольги Батыровны, учителя математики МАОУ СОШ № 6
Педагогическое кредо:
«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»
К.Д. Ушинский
1. Динамика учебных достижений и результатов внеурочной деятельности обучающихся по предмету.
1.1 Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г.) «изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению… Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе».
Руководствуясь в своей работе принципами данной Концепции, определяю цель профессиональной деятельности: создание условий для достижения уровня математических знаний, необходимого для их дальнейшего развития.
Статистическая справка ежегодного общешкольного мониторинга качества образования подтверждает отсутствие неудовлетворительных результатов в освоении образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Согласно мониторингу промежуточного результата учебных достижений обучающихся уровень успеваемости стабильный и составляет 100%.
Таблица 1. Динамика качества математического образования.
Предмет | Качество образования (%) | Средний балл | ||
2021-2022 гг. | 2022-2023 гг. | 2021-2022 гг. | 2022-2023 гг. | |
Математика | 57 | 71 | 3,71 | 3,87 |
Алгебра | 55,6 | 76,9 | 3,72 | 4,04 |
Геометрия | 55,6 | 73,1 | 3,74 | 3,96 |
Математика базового уровня | 50 | 57 | 3,66 | 3,84 |
Математика углубленного уровня | 60 | 71 | 3,8 | 4,04 |
Элективный курс «Трудные вопросы математики» | - | 100 | - | Зачет |
Элективный курс «Основы математической грамотности» | - | 100 | - | Зачет |
Рисунок 1. Динамика качества математического образования в период 2021-2023 гг.
1.2 Результаты Государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) /приложение 1/
В 2023 году в ГИА в форме ЕГЭ участвовали 33 ученика: 23 выбрали для сдачи экзамена математику базового уровня, 10 учеников — профильного уровня. Протокол ЕГЭ подтверждает высокий уровень качества сдачи ГИА выпускниками. Успеваемость 100%.
Математика базового уровня: качество – 82,6%, средний балл – 15, средняя отметка – 4.
Математика профильного уровня: средний балл – 54, высший балл – 70, процент высокобалльников (набравших 70 баллов и более) – 20%.
В период 2021-2023 гг. совместно с коллегами в рамках годичной команды подготовлено 5 медалистов, подтвердивших уровень математической подготовки.
1.3 Динамика результатов внеурочной деятельности обучающихся по предмету
Качество математической подготовки и положительная динамика результатов обучающихся подтверждается протоколами и дипломами (приложение 2).
Таблица 2. Динамика участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах по предмету.
Название | 2021-2022 гг. | 2022-2023 гг. |
Предметная олимпиада ВсОШ (количество участников/количество призеров) | 5/- | 5/4 |
Всероссийский развлекательно-образовательный флешмоб по математике MathCat (количество участников) | - | 15 |
роектно-исследовательская деятельность |
| 1.Скутоид. 2.Изготовление видеороликов для изучения математики. 3.Изготовление стереометрических моделей. 4.Изготовление моделей для доказательства теоремы Пифагора. 5.Несуществующие фигуры. 6.Для чего современному человеку нужна математика. |
Проекты, представлены на конференции, содержат проблемы исследовательского характера, практико-ориентированную направленность, аналитическое содержание и продукт исследования.
В 2023-2024 году планируется увеличить количество участников в вышеуказанных мероприятиях, а также скоординировать участие в конкурсе «Кенгуру – математика для всех» и Международной олимпиаде им. Эйлера.
2. Динамика результатов воспитательной работы.
В период 2021-2023 гг. в рамках общешкольной рабочей программы воспитания и реализации миссии школы, заявленной в Программе развития школы, реализовывалась воспитательная программа классного руководителя. Ее цель — формирование среды класса, обеспечивающей успешность социализации обучающихся различных категорий. Основа программы — социальный портрет класса (приложение 3).
Основные направления воспитательной работы:
1. Гражданско-патриотическое
Основа – федеральный проект «Разговоры о важном», направленный на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, стремление к межнациональному единству. Развитию патриотизма способствует организация классных часов с представителями Совета ветеранов (2022 г.), с Героем России О.А. Щепетковым (2023 г.).
Стоит отметить, что среди обучающихся класса есть постоянные участники школьного Военно-патриотического клуба «Барс», неоднократные призеры городского этапа Военно-спортивной игры «Зарница».
В 2022-2023 гг. мой класс присоединился к Международной акции «Большой этнографический диктант», акции «Всероссийский военно-патриотический диктант». Обучающиеся класса стали призерами Городского конкурса детского творчества «Звезда спасения». В школьном туре военно-патриотической игры «Зарница» команда класса заняла 1 место, получив награду «Лучший командир» (приложение 4).
Обучающимся класса предоставляется почетное право участия в торжественной церемонии поднятия Государственного Флага Российской Федерации.
2. Духовно-нравственное развитие
Рисунок 2. Динамика работы в направлении духовно-нравственного развития в 2021-2023 гг.
3. Интеллектуальное направление
Обучающиеся класса ежегодно принимают участие в интеллектуальных конкурсах и занимают в них призовые места (ВсОШ, Школьный Турнир по русским шашкам). Активность участия в школьной учебно-исследовательской конференции стабильно составляет 100% обучающихся класса.
Рисунок 3. Динамика работы в интеллектуальном направлении в 2021-2023 гг.
4. Экологическое направление
Обучающиеся класса ежегодно принимают участие в субботнике и летней практике по благоустройству территории школы и города, Эко-марафоне «Сдай макулатуру – спаси дерево!». В 2023 году ко Дню Земли в фойе школы был оформлен стенд на экологическую тематику.
5.Социальное направление.
Социализации способствовало приобщение обучающихся к Всероссийским акциям «Рукавичка», «10000 добрых дел» и другим в период 2021-2023 гг.
В 2022-2023 гг. были организованы классные часы с участием социального педагога, школьного психолога, волонтеров школьного отряда «Рукавичка». Отражением работы стал выбор обучающимися тем проектов для учебно-исследовательской конференции: «Вред курения», «Как не допустить буллинг».
6. Здоровьесбережение.
Положительной динамике работы в данном направлении способствует занятость обучающихся в программах дополнительного образования на базе ГДК, ДООЦ, ХФК «Маяк», КСОК, ДЮСШ, СОК «Импульс», клуба «Карат», ФОК, ледового дворца спорта г. Серов, клуба скалолазания «Призма», а также личный пример участия в спортивных соревнованиях и акциях. В период 2021-2023 гг. увеличилось число участников и результат участия (приложение 4).
Таблица 3. Динамика результатов участия обучающихся в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Уровень | Мероприятие | 2021-2022 | 2022-2023 |
Всероссийский | Всероссийская олимпиада «Безопасные дороги» (на сайте Учи.ру) | 100% участие | 100% участие |
Всероссийский | Всероссийская акция «Кросс нации» | 100% участие | |
Всероссийский | Всероссийская акция «Лыжня России» | 100% участие | |
Муниципальный | Легкоатлетическая эстафета «Юность» | 4 место в составе школьной команды | 2 место в составе школьной команды |
Муниципальный | Муниципальное соревнование «Снайперы волейбола» | 1 место в составе команды | |
Муниципальный | Городская эстафета «Майская шиповка» | 2 место в составе школьной команды | |
Муниципальный | Городские соревнования по мини-футболу | Призеры в составе школьной команды | |
Муниципальный | Первенство ГО по плаванию | Участие в составе школьной команды | |
Муниципальный | Первенство города по волейболу | 1 место в составе школьной команды | |
Муниципальный | Кубок ДЮСШ по волейболу среди школьников и учащейся молодёжи в рамках акции «Спорт против наркотиков» | 1 место в составе школьной команды | 1 место в составе школьной команды |
Муниципальный | Муниципальный этап Всероссийских соревнований «Кожаный мяч» в ГО Карпинск | 1 место в составе школьной команды | |
Муниципальный | Первенство ГО Карпинск по лыжным гонкам среди СОШ, посвященное лыжникам-фронтовикам | Участие в составе школьной команды | 2 место в составе школьной команды |
Муниципальный | Первенство города по лыжным гонкам | участие | участие |
Школьный | Школьные соревнования по стрельбе | участие | участие |
Школьный | Общешкольная спартакиада, посвященная 78-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне | 1 место в эстафете | |
Школьный | Школьный турслет | 100% участие | 100% участие |
Классный | Игра в лазертаг на базе МАОУ СОШ №5 | + | + |
Классный | Занятие на скалодроме «Призма» в каникулы | + | |
Классный | Поход с классом на территорию Солдатского выруба | + | + |
7. Профориентация.В 2021 г. обучающиеся класса активно включились в проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее». В сотрудничестве с Детским оздоровительно-образовательным центром были проведены классные часы, профориентационные уроки. В условиях Центра «Точка роста» и Центра детских инициатив обучающиеся стали участниками виртуальных экскурсий, Дней открытых дверей учебных заведений области.
В 2023 г. была организована экскурсия в Карпинский Машиностроительный техникум, в «Педагогический класс» на базе МАОУ СОШ №16.
В учебном кабинете был оформлен информационный стенд об учебных заведениях области и условиях приема. С учетом того, что 8 класс – предвыпускной, обучающиеся и родители, в пропедевтических целях, оперативно информируются об условиях предстоящей итоговой аттестации.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) в условиях социокультурного образовательного пространства школы способствует положительной динамике воспитательной работы в 2021-2023 гг. Формы взаимодействия актуальны и активны: формат круглого стола, мини-дискуссий, индивидуальных бесед, встреч с представителями родительского комитета. Оперативная информация доводится до сведения родителей через современные инструменты: электронный журнал, смс — оповещения, сообщения в чате класса в приложении Сферум VK Мессенджер.
3. Опыт применения инноваций в образовании, его распространение в моей практике.
Рисунок 4. Структура инновационного подхода в педагогической деятельности.
Таблица 4. Применение инноваций в педагогической деятельности.
Название инновации | Область применения | Где представлялся опыт | Форма представления опыта |
Развитие основ инженерного мышления | Использование конструктора Ф. Бассети, заданий для качественного усвоения базовых и основных построений конструктивной геометрии; изготовление моделей для доказательств и изучения математических и топологических свойств объектов, в том числе с применением компьютерных технологий | Городские педагогические чтения учебно — исследовательская конференция | Презентация опыта Проекты обучающихся |
Технология развития критического мышления | Приобретение опыта математических рассуждений, применению, интерпретации математики для решения различных проблем реальной жизни | Школьная методическая сессия Городские педагогические чтения | Организация сессии Открытый урок Доклад |
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» | Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся как индикатора качества образования, развития кадрового потенциала и модернизация инфраструктуры | Региональное тестирование по функциональной грамотности среди 8-ых классов в 2023 г. | Руководитель школьной рабочей группы |
Дистанционное управление индивидуальным образовательным маршрутом | Подготовка к итоговой аттестации с использованием инструмента ВКС на базе платформы Сферум, ресурсов системы Сетевой город, приложения VK Мессенджер | ГИА ЕГЭ — 2023 | Протокол результатов ГИА |
Распространение педагогического опыта состоялось в непрерывном профессиональном общении в процессе экспертизы олимпиадных работ, экзаменационных работ ГИА ОГЭ, ВПР, диагностических работ по функциональной грамотности.
Таблица 5. Матрица развития профессионализма.
Функциональные обязанности в условиях образовательной организации | Внешняя учеба | 2021-2022 гг. | 20 22-2023 гг. |
Участник международных акций, диктантов, флешмобов | — | + | + |
Эксперт по проверке диагностических работ по функциональной грамотности | ГАОУ ДПО СО «ИРО» Квалификационные испытания для экспертов территориальных представительств предметных комиссий «Математика» | + | + |
Член ШМО и ГМО учителей математики | «ФГОС – 21. Компетенции педагогического работника в части обновленных ФГОС» | + | + |
Член школьного педагогического и методического советов, команды по реализации проектов Программы развития школы | ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» по дополнительной образовательной программе «Школа современного учителя. Развитие математической грамотности» | + | + |
Координатор по взаимодействию с фондом поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение» и реализации проектов дистанционного обучения платформы zsfond.ru | YANDEX-МАРАФОН: использование российских онлайн-инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации | + | + |
Координатор дистанционного этапа Плехановской олимпиады школьников | Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Школа» | + |
Система непрерывного профессионального развития и методического потенциала в моей педагогической практике представлена в приложении 5.
Таблица 6. Проблематика вебинаров с личным участием.
2020 – 2021 гг. | 2021 – 2022 гг. | 2022 – 2023 гг. |
Конференция-семинар, посвященная памяти академика Н.Н. Красовского «Математика и компьютерные науки в образовании» ИММ УрО РАН УрФУ | Конференция-семинар, посвященная памяти академика Н.Н. Красовского «Математика и компьютерные науки в образовании» ИММ УрО РАН УрФУ | Конференция-семинар, посвященная памяти академика Н.Н. Красовского «Математика и компьютерные науки в образовании» ИММ УрО РАН УрФУ |
Онлайн-конференция для учителей математики «ММСО.Эйлер» на платформе ммсо.онлайн | ЯКЛАСС «Лайфхаки. Математика» | ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по математике» |
ФИПИ «Об особенностях ЕГЭ 2022 по математике. Ященко И.В.» | ФИПИ «Об особенностях ЕГЭ 2023 по математике. Ященко И.В.» | |
ГК «Просвещение» «Основные изменения в содержании математического образования с учётом нового ФГОС ООО» | ГК «Просвещение» «Что нужно учителю для успешного обучения геометрии?» | |
ГК «Просвещение» «Особенности обучения решению задач с параметром в основной школе» | ГК «Просвещение» «ВПР по математике в 5-8 классах: готовить или не готовить?» | |
ЕДСО «Конструктор рабочих программ» |
Представление личностноготворческого потенциала состоялось в рамках конкурсных мероприятий в составе творческих и спортивных коллективов МАОУ СОШ № 6.
Рисунок 5. Реализация творческого потенциала в период 2021-2023 гг.
За качественную организацию образовательного процесса, неравнодушие, профессиональный подход к воспитанию подрастающего поколения и в связи с празднованием Дня учителя награждена Благодарственным письмом Главы ГО Карпинск (постановление от 28.09.2022 г. №1467).