Аналитическая записка Ротц М.И., воспитателя МАДОУ № 18
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18«Родничок»
Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности
Автор:
Ротц Марина Ивановна,
воспитатель I квалификационной категории
г. Карпинск, 2022 г.
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”
(В.А. Сухомлинский)
Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Именно в процессе наблюдения дети дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления, ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается, как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качество предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Именно поэтому приоритетным направлением моей работы является создание системы применения методов и приёмов экспериментальной деятельности, нацеленной на развитие познавательной активности дошкольников.
Цель моей педагогической деятельности:Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
В соответствии с целью педагогической деятельности мною были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования.
2. Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации экспериментирования.
4. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, выдвигать гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
5.Создание условий для проведения экспериментов, нацеленных на развитие познавательной активности дошкольников.
В соответствии с ФГОС ДО успешно реализую основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, которая разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой «Вдохновение», под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.
В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»
А затем в совместной деятельности– закрепляли полученные ранее представления.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использовала, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников использовала комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определялся возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- 1.наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: — распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; — за изменением и преобразованием объектов;
- 2.словесные (использование проблемных и познавательных вопросов, беседы, чтение художественной литературы)
- 3.практические (разнообразное обследование предмета, игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ).
В практической профессиональной деятельности применяла технологии: метод проектов (Д. Дьюи), «ТИКО-конструирование» (И.В. Логинова), «Методика детского экспериментирования» (Л.В. Рыжова).
Активно использовала в работе информационно-коммуникативные технологии и готовые электронные продукты: компьютерные развивающие игры, аудиозаписи, а также мультимедийные презентации и ресурсы сети Интернет. Работаю в программах Microsoft: PowerPoint, Word, Excel, SMARTNotebook.
В своей группе организовала центр «Наука и природа», в который входила мини – лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях и уголок экспериментирования, для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы.
Разработала перспективный план работы, план мероприятий по взаимодействию с родителями, конспекты НОД и развлечений, составила картотеку опытов и экспериментов.
Для организации самостоятельной детской деятельности были разработаны карточки-схемы проведения экспериментов; развивающая среда обновлена современными игровыми материалами для развития самостоятельной исследовательской деятельности.
По результатам педагогической диагностики у воспитанников отмечается положительная динамика развития:
2019-2020уч.г. (2 младшая группа):
«Социально-коммуникативное развитие»- 45% до 57%;
«Познавательное развитие»- с 40% до 51%;
«Речевое развитие»- с 35% до 45%;
«Художественно-эстетическое развитие» — 33% до 56%;
«Физическое развитие» — 39% до 52%;.
2020-2021 уч.г. (средняя группа):
«Социально-коммуникативное развитие»- с 57% до 69%;
«Познавательное развитие»- с 52% до 68%.;
«Речевое развитие»- с 45% до 61%;
«Художественно-эстетическое развитие»- с 56% до 64%;
«Физическое развитие» — 53% до 61%
2021-2022 уч.г. (старшая группа):
«Социально-коммуникативное развитие»- с 71% до 78%;
«Познавательное развитие»- с 66% до 81%;
«Речевое развитие»- с 67% до 76%;
«Художественно-эстетическое развитие»- с 65% до 86%;
«Физическое развитие» — с 68% до 80%
Достижения воспитанников
Под моим руководством воспитанники принимают участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня.
2020г. — Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Рождественская чудо-ёлочка», (3 место);
2020г. — Городской конкурс детских рисунков и поздравительных открыток, посвященный Дню Защитника Отечества, (участие);
2020г. — Городской творческий конкурс среди дошкольных и образовательных учреждений «Спасатель-профессия отважных», (участие);
2020г. — Городской фотоконкурс «Мой любимый мультгерой», (участие);
2020г. — V-ый городской фестиваль-парад «Ай да саночки», (2 место);
2020г. — Всероссийский творческий конкурс «Космическая эпоха», (участие);
2021г.- Всероссийский декоративно-прикладной конкурс «Новогодний фейерверк»,(2 место);
2021г. — Всероссийский декоративно-прикладной конкурс «Путь к звездам», (1 и 2 место);
2021г. — XX городской фестиваль детского творчества «Богословская звезда» (гран — при);
2021 г. — Городской фотоконкурс «Мы живем на Урале», (3 место);
2022 г.-Муниципальный конкурс детских творческих работ «Помните, через века, через года».(3 место);
2022г.-VI городской фестиваль изобразительного искусства «Юные таланты»(2 место);
2022 г. –Муниципальный ХV Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь», (2 место);
2022 г.- Муниципальный экологический конкурс «Покормите птиц зимой», (участие)
Участие в профессиональных мероприятиях
Одним из факторов, способствовавших достижению положительных результатов стало повышение уровня собственной профессиональной компетенции.
Были пройдены курсы повышения квалификации:
2020 | ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Теоретические и практические основы организации проектной деятельности в ДООО», 16 часов, 22.06.2020 — 23.06.2020 |
2020 | ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Создание развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО», обучение с использованием ДОТ», 40 часов, 15.06.2020 — 28.06.2020 |
2020 | Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Создание развивающей речевой среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», 40 часов, 15.06.2020 — 28.06.2020 |
2020 | АНО ДПО «ОЦ Каменный город», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», 36 часов, 25.08.2020 — 07.09.2020 |
2021 | АНОДПО «Каменный город», «Основы преподавания финансовой грамотности в ДОУ», 72 часа, 25.05.2021 — 28.06.2021 |
2022 | ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», «Технология ТИКО — моделирования в образовательном пространстве дошкольной организации», 36 часов, 03.03.2022 — 28.04.2022 |
Участие в конкурсах:
2020г. – Всероссийский творческий конкурс «Космическая эпоха», (участие);
2020г. — Муниципальный этап ХII областного фестиваля творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта — 2020», (участие).
2020 г.-Городской конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года 2020»(участие);
2021г. — Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Подарок для Деда Мороза», (3 место);
2021 г. — I открытый городской дистанционный конкурс работников образования «Новогодний серпантин-2021», (участие);
2021 г. — Диплом руководителя конкурсной работы видеороликов «Операция «Поздравляем!», посвященный году медицинского работника;
2021г. — Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Простые правила», номинация «Безопасное поведение на воде»,(2 место);
2022 г.-Ежегодная всероссийская акция «Библионочь2022», фотоконкурс «Селфи с книгой-это модно»,(участие);
2022г.-Областной конкурс разработок профилактических мероприятий по вопросам обучения безопасному поведению детей на дорогах,(участие);
2022г.-Городской дистанционный конкурс работников образования и членов их семей «Новогодний серпантин -2022»,(3 место)
2022 г.-Муниципальный этап ХIII областного фестиваля творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта — 2022», (участие).
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»
4. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019.
5. Л.В.Рыжова «Методика детского эксперементирования»
6. А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-128с.
8. интернет сайты