Аналитическая записка воспитателя Жуковой Натальи Юрьевны
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Золотая рыбка»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о результатах педагогической деятельности
участника конкурса «Воспитатель года – 2022»
Исполнитель:
Жукова Наталья Юрьевна,
воспитатель
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
Г.С. Альтшуллер
Сегодня активно идет процесс модернизации и цифровизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип этих преобразований один — современным детям — современное образование. Сегодняшние дети – «цифровые», они родились и растут в окружении компьютеров, игровых приставок, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых устройств. Они готовы к познанию нового, к исследованию того, что их окружает. И нам, взрослым, необходимо не упустить этот период и начать обучать этого маленького человека культуре общения с современными устройствами. Ведь есть два типа пользователя цифровых технологий: первый — это потребитель, который использует электронные устройства в качестве развлечения, а второй тип – это созидатель, который пользуется им как источником информации для своего развития и для создания чего-то нового и полезного для общества. Нам необходимо воспитать такое поколение созидателей и профессионалов, которые будут способны работать в условиях современного постоянно меняющегося мира.
Современные требования ФГОС ДО указывают на необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательную деятельность ДОУ с целью решения коммуникативных и познавательных задач. ИКТ выполняют важную образовательную функцию, помогая воспитаннику разобраться в потоке информации, воспринимать ее наглядно, запоминать больший объем, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В своей профессиональной деятельности ставлю для себя задачи: стать для ребенка проводником в мир новых информационно-коммуникационных технологий, для родителей – наставником в выборе современных компьютерных игр и приложений. Вместе мы формируем основы информационной культуры всех участников образовательного процесса
Реализация поставленных задач во многом зависит от созданных условий, уровня организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Она должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания, необходимым оборудованием.
В своей работе выделяю следующие виды занятий с применением ИКТ (см. рис. 1):
Рис. 1 Виды занятий в ДОУ с применением ИКТ
Данный комплекс разновидностей занятий в ДОУ привлекает внимание детей дошкольного возраста своей оригинальностью, новизной, практичностью, возможностью виртуального «посещения» различных интересных мест и ознакомления с информацией. Кроме того, предложенные ресурсы позволяют вовлечь дошкольника в процесс обучения, ознакомления с определенным материалом.
Одна из форм организации работы с мультимедиа – это проведение непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием презентаций. Предлагаемая в игровой форме на экране компьютера информация вызывает у детей огромный интерес, стимулирует деятельность, дает возможность представить информацию нетрадиционно, а с помощью фото-, видео- и инфографики, анимации, звука. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения детей с разным уровнем познавательного развития.
Стоит отметить, с какой активностью стали рассуждать, высказывать своё мнение дети, которые обычно были не активными на занятиях. Тем самым, выросли показатели познавательной активности детей (см. рис 2).
Рис. 2 Динамика познавательной активности детей за 2020-2022 г.г.
В своей работе активно использую игры и игровые упражнения, разработанные на основе цифровых технологий («Devar kids», «Devar»-музей). Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать в любой этап образовательного занятия или мероприятия, при объяснении нового, повторении пройденного материала и даже в режимные моменты.
Мною созданы интерактивные пособия и компьютерные игры «Мы идем в детский сад» (в игре предусмотрены правила дорожного движения с одновременным включением информации об истории родного города).
Проанализировав современные компьютерные и развивающие программы, выбрала наиболее оптимальные для применения в работе с детьми дошкольного возраста. В основе выбора были использованы принципы и подходы ФГОС ДО. Внедрила в практику современные образовательные технологии: ТРИЗ (автор Альтшулер Г.С.), «Детское исследование как метод обучения» (автор Савенков А.И.), «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» (авторы Веракса Н.Е., Веракса А.Н.).
Широко использую в работе с детьми программное обеспечение «Играем и моделируем в LigroGame» (автор – разработчик Молоднякова А.В.), которая включает 3 образовательных модуля.
Основная цель данной программы по развитию у детей новых форм технического творчества – дать детям элементарные представления о современных инженерных технологиях проектирования и реализации проекта на основе 3D технологий: 3D моделирование, 3D печать и виртуальные технологии, а также сформировать у детей первый опыт освоения данных технологий для создания своих детских проектов.
Компьютерное 3D моделирования в LigroGame предполагает создание модели объекта на информационных признаках, под которыми подразумеваются цвет, форма, размер, материал, количество и другие признаки, представленные в образовательной технологии как кейс игровых признаков для 3D моделирования.
Одним из средств развития инициативы и самостоятельности детей в познавательной сфере стала представленная в детском саду блогерская деятельность. Наиболее интересная для детей форма работы в студии – это участие в создании блога. На начальном этапе вместе с детьми мы определяем проблему, находим пути ее решения, придумываем сюжет. Затем идет процесс изготовления декораций из разнообразного материала. Снимаем, монтируем и озвучиваем с помощью программ PowerРoint, Photoshop, звукозапись, видеоредактор Stop Motion, Moviemaker и VegasPro.
Так был создан блог о комнатных растениях, с целью передачи накопленных знаний о разнообразии комнатных растений, особенностях их содержания, а также об их роли для человека. Блог был презентован воспитанникам старших групп детского сада.
Активно использую возможности цифровых технологий для создания проектов. Результатом совместной деятельности являются такие проекты как «Моя малая родина», «Знаменитые люди России», «Помните, через века, через года…», «Полезная обувь», «Удивительный мир насекомых» и др.
Были созданы творческие проекты с использованием 3D моделирования. В процессе непосредственно организованной образовательной деятельности в игровой форме дети научились описывать объекты живой и неживой природы на основе наглядно-знаковой схемы модели объекта «признак – значение признака» для 3D моделирования в «LigroGame». Таким образом, была создана компьютерная 3D модель «Гусеница». В наших планах, распечатать 3D модель «Гусеница», и интегрировать её в игровую среду детской группы в виде дидактического пособия или пособия для сюжетно-ролевой игры.
Уровень освоения основной образовательной программы по направлению «Познавательное развитие» вырос на 25%: в результате реализации комплекса мероприятий дети научились принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий. Дети научились отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий способствовало развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
Эффективность проделанной работы подтверждается участием детей в конкурсах различного уровня, 65% воспитанников стали призерами и дипломантами (Таблица 1).
Таблица 1
Достижения воспитанников за 2020-2022 гг.
№ | Наименование мероприятия | Результат | Место проведения, дата |
1 | Городской фестиваль детского изобретательства «Новогодний архипелаг творчества – 2021» | Диплом победителя | Декабрь 2020, г.Екатеринбург |
2 | Муниципальный конкурс детских творческих работ «Помните через века, через года» | Грамота за 1 место | Февраль 2021, г.Карпинск |
3 | Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я исследователь» | Диплом 1 степени | Февраль 2021, г.Карпинск |
4 | Всероссийский конкурс экологических рисунков 2021 | Диплом призёра | Май 2021, г.Москва |
5 | Муниципальный конкурс видеороликов «Операция «Поздравляем!»», посвященный Году медицинского работника | Диплом за 1 место | Май 2021, г.Карпинск |
6 | Фестиваль национальных культур «Живая традиция» | Грамота за 3 место | Апрель 2021, г.Карпинск |
7 | Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» | Диплом 1 место | Апрель 2021, г.Серов |
8 | Муниципальный этап областной экологической кейс-игры для детей дошкольного возраста «GreenTeam» | Грамота за 1 место | Апрель 2021, г.Карпинск |
9 | Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» | Диплом лауреата | Июнь 2021, г.Сочи |
10 | «Кинопробы 2021» в рамках Всероссийской акции «Ночь кино-2021» | Диплом за 4 место | Октябрь 2021, г.Карпинск |
11 | Конкурс детского рисунка «Мир глазами детей» в рамках Всероссийского фестиваля науки в 2021 году | Сертификат за участие | Октябрь 2021, г.Карпинск |
12 | Городской фестиваль детского изобретательства «Новогодний архипелаг творчества – 2022» | Диплом | Январь 2022, г.Екатеринбург |
13 | Новогодний марафон 2021 | Сертификат участника | Январь 2022, г.Карпинск |
14 | Конкурс творческих работ городского Театра кукол «Пасхальный сувенир» | Диплом за 2 место | Май 2022, г.Краснотурьинск |
С целью повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи по вопросам формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, использовала разнообразные формы педагогического сотрудничества:
- Беседы-онлайн «Развитие первоначальных навыков владения дошкольником персональным компьютером», «Развитие познавательных способностей через интерактивные игры», «Полезные приложения для детей», «Безопасность в Сети Интернет».
- Гугл формы: опрос «Телефон и ребёнок», викторина «Как правильно использовать смартфон».
- Разработанные мною материалы для родителей опубликованы на канале Телеграмм «Навстречу друг другу» (web-квесты — «Кузёма»; памятки — рекомендации для родителей по развитию познавательных интересов у детей; компьютерные игры и приложения для использования в совместном досуге родителей и детей).
- QR информация — ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определенной теме.
- Детско-родительский проект «Вместе».
Представляю свои личные достижения в конкурсах, форумах, семинарах, публикация работ (Таблица 2).
Таблица 2
Личные достижения в конкурсах, форумах, семинарах
№ | Наименование мероприятия | Результат | Место проведения, дата |
1 | I Открытый городской дистанционный конкурс работников образования «Новогодний серпантин — 2021» | Диплом I степени | Январь 2021, г. Карпинск |
2 | Муниципальный конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Пасха Красная» | Благодарность за подготовку участников | Май 2021, г. Карпинск |
3 | Муниципальный конкурс видеороликов «Операция «Поздравляем!»», посвященный Году медицинского работника | Диплом | Май 2021, г. Карпинск |
4 | Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» | Благодарственное письмо за руководство исследовательской работой | Июнь 2021, г. Сочи |
5 | Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я исследователь» | Благодарность за подготовку призёра | Август 2021, г. Карпинск |
6 | Конкурс детского рисунка «Мир глазами детей» в рамках Всероссийского фестиваля науки в 2021 году | Благодарность за подготовку участников конкурса | Октябрь 2021, г. Москва |
7 | «Кинопробы 2021» в рамках Всероссийской акции «Ночь кино-2021» | Грамота | Октябрь 2021, г. Карпинск |
8 | Педагогические чтения 2022 | Сертификат участника | Апрель 2022, г. Карпинск |
9 | Педагогические чтения 2022 | Грамота за лучшее выступление | Апрель 2022, г. Карпинск |
10 | III-й открытый фестиваль «ТАНЦУЮТ ВСЕ!» | Благодарность за участие в конкурсе | Май 2022, г. Карпинск |
11 | Фестиваль STEAM практик дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета | Сертификат участника | Июнь, 2022, г. Москва |
12 | Сборник лучших STEAMS практик в образовании Часть 2. STEAMS практики в дошкольном образовании: [Сборник]/ сост. Е.К. Зенов, О.В. Зенкова. ГАОУ ВО МГПУ, – Москва: Издательство «Перо», 2022. – 74 с. | Научная публикация | Июль, 2022, г. Москва |
Данные достижения достигнуты, благодаря полученному мною образованию (высшее, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург, бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 2019 г.) опыту работы в научной сфере (4 публикации в международных сборниках, одна публикация в научном журнале ВАК), участие в международных форумах (комьюнити-форум УТРО) и постоянному самообразованию и повышению квалификации («Основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста», обучение с использованием дот (32 час.), г.Нижний тагил, 2021 г.; Развитие STEAM-компетенций детей в условиях компьютерно-игрового комплекса LigroGame, г.Москва, 2022 г.).