Аналитическая записка воспитателя МАДОУ №2 «Улыбка» Кабовой Марины Ивановны за 2019 -2022 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования ориентирует деятельность воспитателя на сохранение уникальности и само ценности детства, на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности ребенка, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. От педагогической деятельности воспитателя зависит результат уровня развития ребенка, а это социализированный, подготовленный к школьному обучению выпускник детского сада. Поэтому все 14 лет, что проработала в системе образования, я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих воспитанников и их родителей.
В настоящее время у меня 13 воспитанника 3 – 4 лет. Все они очень разные и чтобы развить в них настоящие человеческие качества, научить дружить, помогать друг другу, поддержать вовремя инициативу каждого ребенка требуется создание психолого-педагогических условий для позитивной социализации детей. Для реализации поставленной цели в соответствии с требованиями разработанной образовательной программы, которая дает большие возможности для апробации новых форм и методов, технологий, направленных на развитие и воспитание детей,
В октябре – ноябре 2021 года наш детский сад участвовал в Мониторинге качества дошкольного образования (далее МКДО), с целью совершенствования системы управления качеством дошкольного образования Российской Федерации и формирование системы надежных данных о качестве дошкольного образования как основы для развития дошкольных образовательных организаций. Разработку материалов МКДО осуществляло АНО ДПО «Национальный институт качества образования» на основе требований Закона об образовании, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Профессионального стандарта дошкольного образования.
Анализ педагогической деятельности проводился на основе областей качеств МКДО, что позволило качественно осуществить самооценку и определить уровень сформированности соответствующих педагогических компетенций.
1.Область качества «Образовательные ориентиры» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1.Показатель «Ориентиры образовательной деятельности» | Педагогическая деятельность данного периода была нацелена на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности и признание их полноценными участниками образовательных отношений. При планировании педагогической деятельности обеспечивалось единство задач воспитания, развития и обучения. В данный период работа велась с детьми: 2019 – 2020 уч.г.: 5 – 6 лет; 2020 – 2021 уч.г.: 6 – 7 лет; 2021 – 2022 уч.г.: 3 – 4 года. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2.Показатель «Наблюдение и документирование процессов развития» | Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга (в ходе наблюдений, в режимных моментах и в специально организованной образовательной деятельности). Система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений показала следующие результаты Мониторинг показывает качество и эффективность педагогической деятельности, которая направлена на создание условий для индивидуального развития каждого ребенка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Область качества «Образовательная программа» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.Показатель «Основная образовательная программа ДО» | В работе с детьми реализую образовательную программу, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Область качества «Содержание образовательной деятельности» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.Группа «Социально-коммуникативное развитие» | В процессе образовательной деятельности проводились: — интегрированные занятия с игровыми ситуациями; — игры дидактические, подвижные, народные, творческие («Объяснялки», «Хорошо-плохо», «Микс сказок», и др); — беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, совместные с взрослыми проекты и др. С целью реализации показателя«Формирование основ безопасного поведения» систематически проводятся: беседы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, встреча с сотрудниками ГИБДД, МЧС, участие в конкурсах разного уровня, мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать. На сайте МААМ.RU публиковала материал «Осторожно, гололед»https://www.maam.ru/detskijsad/pravila-dorozhnogo-dvizhenija-gololyod.html Динамика развития области: 2019 – 2020уч.г (старшая группа)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.Группа «Познавательное развитие» | Развитие познавательных интересов, любознательности и активности реализовывалось посредствам разработки познавательных проектов: «Хочу все знать» (подготовительная группа). Дидактическое пособие – альбом «Профессии наших родителей», разработка анкеты для родителей воспитанников «Что вы знаете об устаревших (исчезающих) профессиях» «В гостях у зайцев» (старшая группа), «Дикие и домашние животные» Участие в конкурсе методических разработок на портале «Солнечный свет» https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/dikie-i-domashnie-jivotnyepo-poznavateln.10852216842/ Проводилась работа по формированию представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история, традиции семьи, общества, представлений о традициях и праздниках. Социально-творческие проекты: «Традиции моей семьи», «Генеалогическое древо семьи», «Я и моя семья», «Моя Родина», «Символы Родины» и тд. Динамика развития области: 2019 – 2020уч.г (старшая группа)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3.Группа «Речевое развитие» | С целью реализации направления организовывалась работа по формированию речевого слуха и обогащению словарного запаса. А так же развитие культуры устной речи, речевой активности, знакомство с литературой и фольклором. В подготовительной группе формировались предпосылки к грамотности, освоение письменной речи «Скоро в школу», «Праздник школьного портфеля». Методический альбом: «Коммуникативные игры с дошкольниками» Динамика развития области: 2019 – 2020уч.г (старшая группа)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4.Группа «Художественно-эстетическое развитие» | В работе с детьми кроме традиционных методов и технологий использую нетрадиционные техники рисования. Всегда ищу оптимальные пути обучения, позволяющие раскрепостить детей, вселить в них уверенность всвоем умении и даже заставляющие поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге или в работе с пластилином. На различных занятиях я использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причем, учитываю уровень развития детей, создавая тем самым положительный настрой на образовательную деятельность, её успешное выполнение. Познавательный проект: «История создания бумаги или знакомая незнакомка» (старшая группа). Методическая разработка, https://infourok.ru/prezentaciya-po-applikacii-v-mladshej-gruppe-skvorechnik-dlya-skvorca-6104845.html дидактическое пособие – «Какая бывает бумага?», презентация «История создания бумаги или знакомая незнакомка» Динамика развития области: 2019 – 2020уч.г (старшая группа)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5.Группа «Физическое развитие» | Реализовывая направление тесно сотрудничаю медицинской сестрой детского сада и инструктором по физическому воспитанию. Введены в работу паспорта здоровья воспитанников. В группе поводятся динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксации, гимнастики: утренняя, после дневного сна. Организовываются спортивные праздники «Мы — здоровяки», «Сильнее, выше, быстрее», «Богатырская сила», «Мы — спортсмены» и др. Динамика развития области: 2019 – 2020уч.г (старшая группа)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Область качества «Образовательный процесс» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1.Показатель «Поддержка инициативы детей» | Основные виды деятельности, для проявления инициативы детей в образовательно – воспитательном процессе реализовывались в играх; познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной деятельностях. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявлялась инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре и экспериментировании. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2.Показатель «Особенности реализации воспитательного процесса» | Определяя приоритетным направлением своей педагогической деятельности социально — коммуникативное и познавательное развитие дошкольников, большое внимание уделяю организации самостоятельной активной познавательной и исследовательской деятельности детей. Достигнуть более высоких результатов в работе с детьми помогает использование технологий, методов и форм работы, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Используется методы из арсенала технологии ТРИЗ в образовательных областях. Подготовлены методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Волшебный экран». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3.Показатель «Исследовательская деятельность и экспериментирование» | При планировании образовательной деятельности используется технология детского экспериментирования. Главное достоинство метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Познавательный проект: «Волшебница вода» (старшая группа). Разработан конспект, проведена выставка детских работ воспитанников группы. Создание в среде группы центра «Маленький исследователь» в соответствии с возрастом детей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.4.Показатель «Использование информационных технологий» | В своей работе использую информационно-коммуникационные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях: -как средство наглядности учебного процесса (разработаны занятия, презентации, используются медиаресурсы (таблицы, программа Power Point); -для организации коллективной и групповой работы (проекты); -как средство разработки и подготовки различных видов учебно — методического материала (планирование, методические разработки, игры и др.). Также использую в работе мини-робота Bee-bot (Умная Пчелка) с целью формирования основ начального программирования у воспитанников. Своим опытом делилась на Педагогических чтениях https://cloud.mail.ru/public/PLEA/aJHyck5Nr | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Область качества «Образовательные условия» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1.Показатель «Предметно-пространственная среда помещения, доступная воспитанникам группы» | Предметно-пространственная среда группы организованна таким образом, что бы обеспечивать возможность реализации различных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества. В соответствии с возрастного этапа детей уголки активности меняются и пополняются. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2.Показатель «Предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы» | Во время прогулок организовываются центры деятельности, согласно возрасту детей и сезону. На практике реализуются следующие: — центр сюжетно-ролевых игр; — центр песка и воды; — центр настольных игр; — центр выставка; — центр театрализованных игр; — центр трудовой деятельности; — тропа здоровья. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Область качества «Взаимодействие с родителями» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1.Показатель «Участие родителей в образовательной деятельности» | Работу с родителями выстраиваю следующим образам: Первый этап — организационно – подготовительный. На этом этапе необходимо проводить диагностическую и просветительскую деятельность с родителями. На родительских собраниях онлайн в «Зуме» рассказываю о целях, задачах, формах и содержании работы по организации познавательно – исследовательской деятельности и творческого развития. Второй этап — обратная связь, анкетирование. Целевая направленность и содержание вопросов анкет позволят выявить отношение родителей к той или иной деятельности. Так выявляются родители, готовые принять участие в работе группы и детского сада, организации мероприятий, принимать участие в акциях, конкурсах, викторинах. Таким образом, свою деятельность по организации сотрудничества с родителями осуществляю на основе работы с использованием активных форм: открытые занятия, мастер-классы, семейные гостиные, организация выставок, экскурсий. Мобильная наглядная информация позволяет мне оказать практическую помощь семье, а родителям ознакомиться с многообразием информации и узнать новое. Родительские собрания онлайн – это действенная форма взаимодействия с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. Индивидуальные консультации и беседы позволяют установить доверительные отношения между педагогом и родителями, выбрать приемлемые формы работы с ребенком, обменяться мнениями по тому или иному вопросу, выработать единую точку зрения на проблему. Также хочется выделить индивидуальные формы работы: которые позволяют во всей полноте делиться успехами воспитанника и оказывать помощь. Проведены консультации: «Организация досуга ребенка», «Опыты с водой», «Правила организации опыта», «Маленькие исследователи», «Игры по коммуникативному развитию детей дошкольного возраста», «Роль семьи в социальном развитии ребенка». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Область качества «Управление и развитие» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.1.Показатель «Планирование и организация работы в группе» | Работу с детьми строю с учетом методических принципов: -отсутствие жестко организованных, заранее спланированных занятий; -в системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику; -взрослый в этой системе полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка, самыми разными способами стремиться развить у него независимость, изобретательность и творческую инициативу; -нестандартное использование времени занятий, помещений. -опора на опыт и интересы ребенка, акцентирование внимания детей на наблюдениях и экспериментировании, активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы. -чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.2.Показатель «Совершенствование образовательной деятельности в группе» | В образовательно – воспитательном процессе используются инновационные технологии: Технология проектов позволяет создавать естественную среду. Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей. Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Используя методы ТРИЗ, формирую умение выявлять противоречия, свойства предметов, явлений. Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности (А.И. Савенков). Формирует умение выявлять проблемы, делать собственные умозаключения. Технология социального развития дошкольников направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Здоровьесберегающие технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомления в процессе образовательной деятельности, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей. Повышаю педагогические компетенции участвуя в вибенарах: «Исследовательская деятельность в ДО и метод проектов» портал Солнечный свет. |
Личное участие в работе семинаров, педчтений, публикация работ, повышение квалификации.
Повышение квалификации:
— 2020г. «ТРИЗ – технология познавательно-речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников в контексте ФГОС ДО»
— 2021г. «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» «Проектирование образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО с использованием дистанционных образовательных технологий»
— 2022 г. «Дошкольное образование и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»
Семинары:
— 2021г. «Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребёнка в условиях инклюзивного образовании»
— 2022 г. «Создание здоровьесберегающего пространства в ДОО как условия сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья воспитанников дошкольного возраста»
Педагогические чтения 2022г. «Инновации в образовании: содержание, ресурсы, технологии и практики». https://cloud.mail.ru/public/PLEA/aJHyck5Nr
Также активно участвую в творческих городских мероприятиях: «Грани таланта», «Битва хоров» и др.