Аналитическая записка Полоскина Елизавета Александровна МАДОУ 22
Реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является важной задачей, начиная с дошкольного этапа образования. Немаловажную роль в формировании данных компетенций играют педагоги ДОУ, в частности и музыкальный руководитель. Привитие любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование чувства прекрасного через музыкальные произведения является его непосредственной деятельностью.
Работа музыкального руководителя многогранна, обучение детей художественно воспринимать музыку, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Как научить малыша играть, снимать зажатость и скованность, брать на себя роль и действовать, как научить умению общаться с людьми в разных ситуациях, как развить способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию? Мне хотелось охватить многое, но качественно, углубленно заниматься всем одновременно невозможно.
Театрализованная деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности, с которыми дети встречаются на музыкальных занятиях, и поэтому необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе для меня стала очевидна.
Состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально – театрального искусства. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности возможно в воспитательно-образовательной работе детского сада.
Исходя из того, что классическое музыкальное занятие состоит из музыкально-ритмических движений, распевания и пения, слушания музыки и музыкальных игр, иногда на развитие музыкальных способностей и творчество остается не так много времени. Таким образом, возникла необходимость привлечения новых форм и приёмов развития музыкальных способностей детей. И тогда родилась идея: использовать постановку и проведение детских мюзиклов как нетрадиционную форму организации деятельности дошкольников. Каким образом, мюзикл относится к дошкольному образованию? И чем форма мюзикла отличается от обычной театрализованной деятельности, уже не первый год применяемой в дошкольных образовательных учреждениях?
Действительно, вопросы эти являются для нас уже постоянными. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает наличие способности у педагога модернизировать свою работутак, чтобы ребенок почувствовал себя полноправным субъектом образовательной деятельности. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Что такое мюзикл?
Мю́зикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография, сокращенная форма понятий мusicalcomedy (музыкальная комедия) и мusicalplay (музыкальная пьеса, музыкальное представление). Этот жанр — яркий, современный — не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Это всегда яркое зрелище, где много музыки, танцев, песен. Много красоты и радости. Для детей — участие в музыкальных спектаклях — это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. Одновременно можно и петь, и танцевать, и играть! А еще, выступать в прекрасных ярких костюмах, играть на красивой сцене с современными декорациями и спецэффектами!
Я ставлю мюзикл с детьми в среднем два раза в год, поэтому использую эту форму работы не на каждом занятии, а только при подготовке к спектаклю, примерно 4 занятия в два – три месяца. На первых занятиях мы с детьми знакомимся со сказкой, лежащей в основе мюзикла, слушаем музыку, подбираем роли, разучиваем общие песни и танцы. А все индивидуальные номера разучиваю уже индивидуально. Готовый вариант мюзикла дети видят только на празднике, поэтому у них не теряется интерес.
При постановке мюзикла веду работу с детьми в 3 направлениях:
музыкальное направление (вокально-хоровая деятельность):
- постановка и развитие детского певческого голоса;
- формирование вокально-исполнительных умений;
- подготовка вокального репертуара;
- разучивание и освоение вокальных партий;
- формирование певческого дыхания, интонации, дикции.
театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство):
- развитие творческого воображения, фантазии;
- развитие внимания;
- раскрепощение ребенка;
- развитие речевого аппарата, четкой дикции;
- образность и эмоциональность подачи текста;
- культура поведения на сцене.
танцевальное направление:
- формирование чувства ритма;
- навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;
- постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).
Вариантов постановки мюзикла может быть несколько. Традиционный вариант, который я часто использую – спектакль с группой детей к любому празднику. Но также и интересно привлечение к участию в мюзикле взрослых (педагогов или родителей).
В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкальнойдеятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:
— способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
— выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической;
-чувства ритма:
— палитры звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, радостного, сопричастного, игрового мироощущения.
Мюзикл это синтетический жанр, который может включать в себя элементы и того, и другого, и третьего, а также хореографии, вокала, современной стилистики и что Вам только в голову придет, в отличие от простой музыкальной театральной постановки, используемой в детском саду.
Он может принять облик символической «рок-оперы», музыкального спектакля или фильма, или существовать в классических традициях. Огромная свобода выразительных средств, влечет за собой огромное разнообразие тематики. В мюзикле, ребёнку мало просто хорошо спеть песню — нужно и выглядеть, как персонаж, и обладать соответствующей пластикой, и, в конце концов, просто играть. Ни вокальные, ни танцевальные номера, ни музыкальное сопровождение в мюзикле не являются самодостаточными — они лишь служат равноправными средствами передачи содержания. Ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовольствие от деятельности.
Мюзикл способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Поэтому, можно даже сказать, что мюзикл – это больше чем мюзикл. Основная возрастная категория работы детей в жанре «Мюзикл» — 5-7 лет. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры, представление превращается в целый мир, в котором живет ребенок. Это вызывает огромный интерес: дети, не отрываясь, смотрели на профессиональных артистов, их пластику, мимику, жесты; участвовали в создании костюмов, сценического антуража. После этой подготовительной работы стало понятно — это будет интересно не только взрослым, но и детям.
За период работы с мюзиклом нам удалось реализовать с детьми несколько музыкальных спектаклей или мюзиклов:
— «Огневушка–Поскакушка», «Приключение в новогоднем лесу», «Летучий корабль», «Серебряное копытце», «Алые паруса».
Работа с детскими мюзиклами заинтересовала не только детей, но и весь коллектив, было не предсказуемо-захватывающая музыка, веселые нетривиальные текст и любимые всеми образы. У нас получилось развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.
Выбирая для постановки ту или иную из предлагаемых опер-игр, музыкальный руководитель, прежде всего, учитывает музыкальное и вокальное развитие детей группы. Если выбранный спектакль окажется им по силам, то он будет пользоваться любовью и большим успехом у маленьких исполнителей. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным и авторским сказкам, педагог проводит беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой.Полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды.Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, придумывают им название.
Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.
Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь вперсонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.Затем выделяются музыкальные дети с наиболее красивыми голосами, и с ними начинают индивидуально учить отдельные партии действующих лиц. Для каждой роли надо выделить двух-трех исполнителей. Хоры и отдельные партии с детьми следует пройти не спеша, задолго до постановки оперы. Сначала разговорный текст и песни ребята исполняют сидя, затем добавляются движения и устанавливаются определенные мизансцены. Когда дети хорошо усвоят разговорный текст и песни, вводятся нужные атрибуты.Желательно один или два раза пройти с исполнителями отдельных ролей всё действие в костюмах, со всеми атрибутами. Затем опера-игра показывается всем детям старшей группы.
Пятый этап — постепенный переход собственно к тексту пьесы.
Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека.
Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.
Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах.
Премьера — это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на
практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
На следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
Заключительный, этап — повторные показы. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем исполнителям. Для детей же наиболее полезным является период подготовки спектакля и возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей. Из опыта могу предложить следующую последовательность этапов подготовки.
I. Предварительный этап: | 1. Выбор музыкальной сказки. 2. Знакомство детей со сказкой. 3. Распределение ролей. |
II. Подготовительный этап: | 1. Разучивание сказки. 2. Подбор и создание костюмов и декораций. 3. Подготовка фонограммы (если есть необходимость). |
III. Заключительный этап: | 1. Спектакли для детей и педагогов. 2. Спектакли для родителей. 3. Спектакли для детей младшего возраста. |
Как правило, роли главных героев — самые объемные по содержанию, сложные в вокальном отношении, разнообразные по эмоциональной окрашенности. Эти роли желательно предлагать детям, обладающим развитыми музыкальным слухом и чувством ритма, достаточным певческим диапазоном, хорошей памятью, выразительной речью, артистическими способностями и желанием выступать. Главные действующие лица играют с начала до конца сказки, что нелегко, даже при наличии всех талантов.
Необходимо принимать во внимание желание ребёнка сыграть главную роль. Если у него есть хоть малейший шанс справиться с этой задачей, нужно пойти ему навстречу и приступить к работе над понравившейся ролью. Случается, что в процессе подготовки сказки дети сами понимают, что переоценили свои силы. В этой ситуации они иногда легко, а иногда и с сожалением, расстаются с мечтой. Но, к счастью, бывает и обратное: для того, чтобы стать «артистом», выступать, ребенок включает все свои внутренние резервы, прилагает очень большое старание, делает над собой усилие и не только овладевает ролью, но и с помощью этого решает многие личностные проблемы.
Герои второго плана обычно появляются в какой-то части спектакля и действуют непродолжительное время. Эти роли дети выбирают себе сами. Если ребенок сомневается, педагог может помочь ему с выбором, принимая во внимание характер, темперамент ребенка, его способности и особенности.
В процессе работы над сказкой у некоторых детей появляется желание сыграть еще какого-то персонажа. В таком случае ребенок может освоить еще одну роль.
Особого внимания требует подготовка отрицательных персонажей. Дошкольникам бывает сложно отделить роль от личности. Не всем хочется «превращаться» в Бабу Ягу, Паука или злого волка. Предлагая эти роли, важно дать понять детям, что данные персонажи имеют очень большое значение, что без этих героев сказка не состоится.
В массовых сценах, хорах участвуют все дети — и главные герои, и герои второго плана.
Подобный подход позволяет каждому ребенку участвовать в спектакле в том или ином качестве несколько раз. За счет этого успешно решается и проблема взаимозаменяемости.
На индивидуальных занятиях дети разучивают сольные партии, дуэты. Все диалоги на начальном этапе каждый ребенок разучивает с педагогом, исполняющим роль партнера. Когда ребёнок в основном запомнил свою роль, он начинает взаимодействовать с другим персонажем-ребенком.
В этот же период на групповых фронтальных занятиях часть времени отдается для разучивания хоров, танцев, массовых сцен.
Таким образом, музыкальная сказка готовится фрагментарно с нескольких точек.
Когда выучены все главные партии, дуэты, монологи, хоры, танцы, вокальные номера, диалоги, и дети уверенно владеют музыкальными партиями и текстом, наступает пора построения сцен.
На этом этапе самой удобной формой работы являются тематические занятия, полностью посвященные созданию сказки.
Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Группы формируются из детей, играющих главные роли, участвующих в какой-то одной или двух сценах и т.д. Фрагменты сказки постепенно укрупняются.
На занятиях ребенок учится взаимодействовать не с другим ребенком, а с персонажем. Если отсутствует постоянный исполнитель роли, его может заменить ребенок-доброволец или педагог.
Целиком сказка складывается, когда дети чувствуют себя уверенно во всех сценах. Проиграть ее на занятии от начала до конца очень важно для каждого артиста. Детям это необходимо для того, чтобы знать, где и в какой момент нужно что-то делать, рассчитать свои силы — физические и эмоциональные.
Длится детский спектакль от 10 до 35 минут.
Учитывая, что в спектакле участвуют все дети, при создании костюмов важно придерживаться следующих принципов: простота, лёгкость, удобство, соответствие образу. В практике нашей работы предпочтение отдается атрибутам и дополнениям к обычной одежде ребенка. Но используется и полный костюм.
Декорации задают общую атмосферу спектакля, «превращают» привычный зал в «сказочное пространство».
Основные принципы при выборе: безопасность, мобильность, условность, выразительность. При замене отдельных элементов декорации могут использоваться в разных музыкальных сказках.
В практике постановки спектаклей в нашем ДОУ первое выступление носит характер генеральной репетиции. В роли зрителей на первом показе выступают педагоги и дети.
В последующих спектаклях зрители — родители, дети других возрастных групп, гости.
Во время выступления дети преодолевают свой страх, волнуются, верят в то, что у него всё получится. А для кого-то участие в спектакле — возможность выделиться, отличиться.В заключительном спектакле дети могут поменяться ролями, без дополнительной подготовки сыграть тех персонажей, в роли которых выступить не удалось, но очень хотелось.
Постановка музыкальных спектаклей оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей. А мир музыкальной сказки является прекрасным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования основ музыкальной культуры.
Результаты обследования показали неуклонный рост уровня музыкальных способностей детей: младшая группа положительную динамику имеют 87,5% детей; показатель средней группы вырос до 50%; старшая группа положительную динамику имеют 75% детей; подготовительная группа-72%.
Мониторинг, проведённый для выявления результатов обучения, по актерскому мастерству показал:
Сентябрь 2019 года: высокий уровень – 0 человек, средний- 5человек (22%), низкий -18человек (78%).
Март 2020года: высокий уровень – 2 человека (9%), средний- 18человек (78%), низкий -3 человека (13%).
Мониторинг, проведенный по обучению импровизации в спектакле, показал следующие результаты:
Сентябрь 2019года высокий уровень – 0 человек, средний- 10 человек (43%), низкий -13 человек (57%).
Март 2020года: высокий уровень – 0 человек, средний- 23 человек (100%), низкий -0 человек.
С воспитанниками средней группы работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми мы ведём параллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое. Этот вид деятельности (театрализованные игры с элементами кукольного театра) интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).
Мною был составлен каталог сценариев (пьес), драматизаций, инсценировок, кукольных спектаклей для всех возрастных групп ДОУ разработан план работы над кукольным спектаклем, где разбираются актуальные вопросы для руководителя, учитывается ряд педагогических требований к подготовке кукольного спектакля.
Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Для плодотворной работы собрана большая фонотека «Сезонные праздники», «Классическая музыка детям», «Музыка для релаксации», «Музыка из мультфильмов». Музыка является фундаментом спектакля, знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Дети сами поют песенки с героями, пританцовывают вместе с героями, выполняя знакомые движения. Музыкальные загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь детей чистой и образной. С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры.
Мониторинг уровня развития музыкальных способностей детей через театральную деятельность показывают, что дети имеют высокий уровень развития музыкальных способностей, и способности эти развиваются целенаправленно и динамично. По результатам диагностики в 2019 – 2020 г. низкий уровень — 10%, средний уровень – 35%, высокий уровень – 55%. В 2020-2021 г. низкий уровень — 4 %, средний уровень – 40%, высокий уровень – 70%.
Проанализировав результаты, я сделала вывод, что мои воспитанники:
1.Проявляют интерес к театральной деятельности, театральным играм.
2.У детей расширился познавательный интерес.
3.Обогатился и активизировался словарь.
4. Усовершенствовались исполнительские умения. У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, активность, инициатива, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
5. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека, ярко проявляется индивидуальность в каждом воспитаннике.
6. Развилась память, мышление, воображение, внимание.
7. Повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
8.У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
Успешное решение задач по развитию музыкальных способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве с семьей. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.