Применение дистанционной технологии в преподавании истории
Современное общество характеризуется тем, что постоянно увеличивается роль информации во всех сферах жизни человека, в том числе и в сфере образования. Для современного же образования характерна ускоренная тенденция в обновлении знаний, так же происходит ужесточение требований к учителям как специалистам. Все это ведет к изменению образовательного процесса, внедрению новых технологий и методов в образовании. Таких технологий и методов, которые бы удовлетворяли запросы общества в целом и способствовали наилучшему усвоению преподаваемых дисциплин. Дистанционные технологии обучения в наибольшей мере соответствуют перечисленным требованиям, при этом дают возможность передачи знаний и получения образования для так называемых маломобильных групп, например, для лиц с ограниченными возможностями.
Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение, Интернет, учебный портал и сетевой город. Дистанционное образование опирается на различные средства информации, как для передачи содержания, так и для обеспечения взаимодействия учителя и обучающихся.[1]
Основными технологиями дистанционного обучения являются: кейс-технология, интернет и телекоммуникационная технология. Все эти технологии следует рассматривать как результат сложения более элементарных технологий дистанционного обучения. Классификационным признаком указанного деления технологий в основном служит способ доставки учебного материала от образовательного учреждения к обучаемому и обратной связи. Как правило, ни одна из этих технологий не используется в чистом виде, а реализуется совместно с элементами других дистанционных образовательных технологий.
Среди разработчиков дистанционных курсов обучения история не является приоритетным предметом. Большей популярностью пользуются «модные» экономические предметы, естественно-научные, информатика. Тем временем, возможности дистанционного обучения по истории позволяют шире и глубже, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал учебного предмета. Целью дистанционного обучения является не столько обучение готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в историческом материале, в первую очередь, с помощью источников. Активизируется познавательная активность обучающихся, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем-куратором, появляется возможность организации групповых форм работы в виде совместных проектов. Спецификой курсов по истории является большая опора на средства наглядности (компьютерная графика, видеоизображение и звук); опора на изучение в рамках курсов не готовых текстов, а первоисточников – исторических документов, трудов историков, статистических и картографических материалов. [2]
В МАОУ СОШ № 5 создана виртуальная среда «Учебный портал» по предмету история, данный портал размещении на сайте образовательного учреждения и в нем зарегистрированы все обучающиеся 5 — 9 классов.
В этой образовательной среде общение преподавателя и обучающегося проходит на двух уровнях: on-line общениев соответствии с расписанием занятий в сетевом городе и виртуальное общение в учебном портале. Учебный портал включает в себя различные курсы по истории – это История Древнего мира, История Средних веков и История России с древнейших времен до 20 века. Все эти курсы выложены на сайте школы. Курс по предмету состоитиз интернет-уроков. Преподаватель создаёт учебные материалы, содержащие разнообразные мультимедийные объекты, задания разного типа и уровня сложности. Автор курса, имеет возможность смоделировать различные типы уроков. Например, с помощью такого элемента, как «Лекция», можно не просто преподнести готовый материал, но и организовать виртуальную «эвристическую беседу» с обучающимся.
Обучаемый, записанный на курс, получает доступ к учебным материалам, заданиям к каждому уроку, информационным ресурсам (презентациям, историческим картам и документам, схемам, таблицам, иллюстрациям и анимации).
Для того чтобы обучающийся был заинтересован в изучении истории, ему предлагается решить исторический кроссворд, выполнить задания на соответствие дат и событий, понятий и определений. Из опыта работы можно сделать вывод, что ученики заинтересованы в таком виде деятельности. В связи с этим повышается качество знаний по истории, развивается логика и мыслительная деятельность обучающихся.
Учитель проверяет и оценивает работу ученика, исправляет допущенные ошибки, консультирует по всем возникающим вопросам. Дистанционное образование позволяет учителю выставлять объективные оценки так как, некоторые виды заданий проверяется компьютером. Результаты выполнения текстовых заданий ученик получает сразу же и в случае неудовлетворительной оценки он имеет право на повторную попытку. По итогам он-лайн тестов система ставит оценку. В уроках есть «Задания с открытым ответом», на которых ученик должен написать развёрнутый ответ. Учитель его проверяет и оценивает.
Задания для каждого урока могут быть разнообразными: кроссворды, тесты, задания на соответствие, соотнесение событий и дат. Ответы обучающихся могут быть выполнены и оформлены в виде текста или прикреплённого файла. Самой распространенной и наиболее привычной для учащихся можно считать задание в виде теста.
Например, работая над темой «Столетняя война» в 6 классе, ученик может воспользоваться иллюстрированной презентацией, поработать с интерактивной картой, просмотреть галерею портретов с биографией исторических персонажей того времени, прочитать дополнительный интересный материал. Весь процесс осуществляется на фоне беседы с учителем или самостоятельно. При выполнении заданий обучающийся отвечает на вопросы в устной и письменной форме и выполняет задание на соответствие.
Интерактивные карты, созданные через конструктор исторических контурных карт так же можно использовать на уроке. Каждый ученик получает данную контурную карту и отправляет результат работы в почту учителя. Эта работа помогает сэкономить время учителя при оценке данного задания.
Обучающиеся при подготовке ответов могут пользоваться школьными учебниками, печатными изданиями и интернет – ресурсами.
Дистанционное обучение может показаться чем-то статичным, неизменным, но это не так.На электронных курсах по предметам учитель, так же, как и на обычном уроке, имеет возможность добавить новую информацию, разрабатывать дополнительные курсы по данному предмету.
Обучение, с применением дистанционных технологий, творческий и увлекательный процесс, который обогащает не только учеников, но и учителей.
2.Толочкова Э.Р Творческая работа современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе . [Электронный ресурс] - Режим доступа http://nenuda.ru/творческая-работа-современные-образовательные-и-информацио.html.