Комплексная метапредметная диагностическая работа
Методическая разработка
Галлямшиной Марии Ахметовны,
учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №16
«Комплексная метапредметная диагностическая работа
для обучающихся 7-х классов»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает достижение не только предметных результатов, но и формирование универсальных учебных действий в совокупности с личностными результатами каждого ребенка. Однако если с мониторингом предметных результатов все довольно ясно и просто, то перед каждым учителем, перед каждой школой рано или поздно встает вопрос: «Как оценить степень сформированности универсальных учебных действия обучающихся?». Как отследить, есть ли у ребенка положительная динамика? Какие УУД вызывают наибольшие трудности у отдельных классов?
Для поиска ответов на поставленные вопросы в МАОУ СОШ №16 была организована работа творческой группы. Каждый член группы разрабатывал и апробировал контрольно-оценочные материалы, которые помогут учителю определить уровень сформированности УУД, представить мониторинг для выстраивания дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.
Разработанные контрольно-оценочные материалы для оценки УУД соответствуют требованиям Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3, Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Контрольно-оценочные материалы включают в себя процедуру оценивания УУД обучающихся 2-9-х классов. Ее рекомендуется проводить 1 раз в течение учебного года.
Я представляю вам свою учебно-методическую разработку диагностической работы для 7 класса. Оценивание уровня УУД в этой работе проходит в 3 этапа: письменная работа, групповая работа над ошибками и практико-ориентированные задания.
1й этап — письменная работа. Целью является оценка уровня развития познавательных УУД, знакомство с одной из популярных на сегодняшний день профессий (рекламный агент). Работа состоит из текста и компетентносто-ориентированных заданий на межпредметной основе, которые включают текстовую информацию, рисунки, таблицы, как следствие оценивание навыков смыслового чтения. Задания требуют использование знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. При разработке заданий учитывалось одно из концептуальных направлений ФГОС – профориентационная работа с обучающимися. При формировании материалов учитывалась ориентация содержания работ на раннюю профориентацию обучающихся, что предполагает их участие в социально-значимой деятельности. К письменной работе прилагается модель проведения и технологические карты оценивания.
2-й этап – это работа над ошибками в форме группового и коллективного обсуждения. Ученикам возвращаются выполненные ими работы, и предлагается вместе с учителем провести работу над ошибками по каждому заданию в соответствии с презентацией. Во время проведения работы над ошибками наблюдатели от школы проводят оценку коммуникативной активности учащихся в соответствии с технологической картой оценивания. Наблюдателями являются родители и учителя предметники.
Практико-ориентированный этап предоставляет возможность учащимся решить те вопросы, с которыми они сталкивались в ходе письменной работы, но уже на практике, проводя опыты, ставя эксперименты по составленным алгоритмам. Проведение практико-ориентированного мероприятия подразумевает предварительную подготовку необходимого оборудования и материалов. Данное мероприятие предполагает деление на 5 секций, деятельность которых объединена ситуацией создания рекламы.
На этапах работы над ошибками и практико-ориентированных заданий проводится проверка уровня развития умений участвовать в совместной деятельности.
Универсальной чертой данной системы служит не только профориентация и преемственность оценивания УУД, но и вовлечение в процесс всех участников образовательных отношений, это непосредственно сами учащиеся и учителя, а также старшеклассники в качестве консультантов-помощников и родители в лице экспертов. Данная разработка может быть использована любым педагогом независимо от учебной области.
ДКР можно посмотреть в прикрепленном PDF-файле.