Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук
МАДОУ № 23
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если, конечно, посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами-
Такими ловкими, умелыми руками.
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является работа с бумагой.
Аппликация для дошкольников считается одной из разновидностей художественно – творческой деятельности. На занятиях дети знакомятся с материалами, техникой, способами работы с бумагой, они приобретают навыки в изображении предметов, овладеют умением в процессе работы.
Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и так далее. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Вот уже несколько лет в группе раннего возраста ведётся работа по разработанной мной программе «Волшебные салфеточки».
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
-формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации;
-учить работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции;
-обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
-развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер,
речевые навыки, творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
-воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Организация работы с детьми раннего возраста по данной программе активизировала творческий потенциал не только детей, но и их родителей. В начале учебного года в организованной в рамках детско- родительского клуба «Школе молодых матерей» всегда знакомлю своих родителей с работой в этом направлении. Вместе с родителями делаем аппликации в технике «Бумажная пластика». Во время совместных занятий детей и родителей всегда включаю продуктивную деятельность. Мамы вместе с малышами и лепили, и делали различные аппликации. Также родители всегда участвуют в проектной деятельности, дети выполняют дома совместно с мамами творческие задания, после которых всегда проходят выставки работ. Таким образом, выполняемые детьми поделки из ярких бумажных салфеток обогатились новыми оригинальными образами, у детей закрепились навыки и умения сминания салфеточек, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, что способствовало развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости. Благодаря проделанной систематической групповой и индивидуальной работе результаты освоения материала и программы заметно улучшены.
Но пока говорить о высоких достижениях рано, считаю, что нужно продолжать двигаться в данном направлении, продолжать развивать у детей мелкую моторику самыми разнообразными способами, тем самым формировать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус, стимулировать развитие памяти