«Организация безопасной среды в детском саду»

МАДОУ № 18

Добрый день уважаемые педагоги, представляю Вашему вниманию вторую тему нашего инициативного заседания, надеюсь кому - то данная статья будет полезна.

Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Причины происшествий, несчастных случаев, травматизма воспитанников ДОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от воспитанника или работника.

Часто причинами и негативными факторами возникновения опасных ситуаций являются:

-отсутствие необходимой правовой и социальной информации;

-непонимание серьезности проблем безопасной жизнедеятельности;

-слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения;

-недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;

-недисциплинированность и бесконтрольность персонала и воспитанников.

Как видно, комплекс причин опасностей в образовательном учреждении не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Никакие дорогостоящие суперсистемы безопасности не гарантируют снижения травматизма в ДОУ, если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи.

Поэтому главным звеном остается воздействие на воспитанников, родителей и персонал образовательного учреждения, т. e. на человеческий фактор. Для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход c участием всех субъектов безопасности: воспитанников, педагогов, родителей.

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая:

-постоянное обновление нормативно-правовой базы ДОУ по формированию безопасного образовательного пространства;

-совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей;

-материально-техническое оснащение;

-создание эффективной системы обучения работников ДОУ; -внедрение инновационных образовательных технологий, программ по ОБЖ;

-совершенствование системы взаимодействия с органами безопасности (службой МЧС, ГИБДД);

-разработку и внедрение системы мониторинга безопасности образовательного пространства ДОУ.

Интеграция всех элементов системы безопасности обеспечивает эффективность решения проблем данного направления. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ДОУ.

1. Безопасность дошкольного образовательного учреждения

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью.

К основным объектам безопасности в детском саду относятся: личность (её права, свободы и здоровье); общество, детский сад (его материальные и духовные ценности). Основным субъектом обеспечения безопасности является администрация, осуществляющая функции в этой области вместе с охраной ДОУ, органы опеки, уполномоченного по правам ребёнка и т. д.

2. Требования к организации безопасности в условиях ДОУ

- Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений

- Гигиенические требования к освещенности

- Воздушный режим помещения

- Санитарное содержание помещений группы

-Требования к оборудованию группового помещения, игровому и дидактическому материалу

Гигиенические требования к проектированию ДОУ охватывают широкий круг вопросов, от правильного решения которых зависит здоровье детей при осуществлении в учреждениях деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению.

Основные гигиенические принципы устройства и оборудования детских учреждений:

  • возрастная, групповая и индивидуальная изоляция;
  • создание благоприятного светового режима;
  • создание оптимального воздушно-теплового режима;
  • создание условий для обеспечения достаточной двигательной активности;
  • создание условий для рационального питания детей.

Следует обратить внимание на то, что дошкольное образовательное учреждение - это не только здание. Неотъемлемой частью ДОУ является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, активного отдыха, физического воспитания, закаливания и других форм оздоровления детей. Поэтому требования санитарных норм предъявляются как к зданию, так и к территории дошкольной организации.

При подборе оборудования игровых площадок необходимо учитывать росто - возрастные особенности детей, предусматривается установка одинакового набора оборудования на площадках как младшей, так и подготовительной групп. Оборудование подбирается без учета двигательной активности детей (чаще всего это песочница, качалка-балансир и скамейки по периметру).

Воздушно-тепловой режим помещений в дошкольной организации является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей. Чистота воздуха помещений ДОУ достигается правильной организацией проветривания помещений.

Санитарными нормами регламентируется необходимость сквозного и углового проветривания помещений, а также наличие форточек и фрамуг для притока наружного воздуха на высоте не менее 2 м от пола. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника).

Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников - не реже 2 раз в год.

Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, кубатурой, приходящейся на одного ребенка, с другой - правильным воздухообменом.

В последние годы вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней уделяется самое пристальное внимание. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, массовые заболевания и отравления учащихся и воспитанников, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

В дошкольном учреждении, как и в любом другом образовательном учреждении, исключительно важным является создание безопасной среды. Проблемы обеспечения безопасности в дошкольном учреждении затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.

В физической безопасности выделим три фактора:

- Экологический. Сохранение здоровья детей сегодня актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. На детях легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды. При этом слабые раздражения не всегда проходят бесследно, а могут изменять сопротивляемость и функциональные свойства организма. И на таком фоне даже безвредный фактор среды может негативно сказаться не только на состоянии ребенка в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровень здоровья, готовность к социальным воздействиям

-Медико-гигиенический. В данный фактор входят два компонента:

а) соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и

б) медицинское сопровождение образовательного процесса.

-Биолого-педагогический. В данном факторе целесообразно выделить также два компонента:

а) оптимизация режима двигательной активности детей и б) обеспечение безопасности занятий физическими упражнениями.

Согласно Федеральному закону РФ № 238-ФЗ от 23.07.2013 г «О техническом регулировании» «безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности».

Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения безопасности ДОУ разработан САНПИН ПО ДОУ.

10:54
91
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!