Восприятие музыки на музыкальных занятиях в ДОУ
Предметно-методическая группа музыкальных руководителей ДОУ
Слушание музыки — уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического и эмоционального развития ребёнка. Слушая музыку, ребенок познаёт мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.
Слушание музыки — универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел. Без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой — драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Откройте любую программу музыкального развития детей дошкольного возраста, и посмотрите самую первую задачу:
1.Программа «Ладушки»: Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2.Программа «Детство»: ….. в связи с этим задачи в каждой возрастной группе ориентированы на: 1. Детское музыкальное восприятие – слушание – интерпретацию.
3.Программа «Вдохновение»: 1. Создать благоприятные условия для развития у ребёнка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности …..
4.Программа «От рождения до школы»: 1. Развитие способности эмоционально воспринимать музыку
5.Федеральная образовательная программа (с 01.09.2023), раздел «Целевые ориентиры»: …ребёнок с интересом вслушивается в музыку…
Хочу вас познакомить с несколькими взглядами, направленными на развитие детского восприятия при слушании музыки.
1.Учебное пособие «Музыкальное развитие детей»
Автор книги Ольга Петровна Радынова — доктор педагогических наук, профессор высшей школы музыки А. Шнитке, зав. кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического Государственного университета.
Книга является учебным пособием, в котором обобщаются достижения науки и практики в области музыкального развития детей, обосновываются положения о необходимости формирования основ музыкальной культуры начиная с дошкольного возраста. В ней содержатся примерные конспекты бесед о музыке с детьми
дошкольного возраста. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (сейчас Министерство Просвещения РФ) в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
Восприятие музыки в книге «Музыкальное развитие детей» - это активный творческий процесс, требующий включения детей в разные виды музыкальной и художественной деятельности: музыкально-ритмические движения, подпевание, пение, игра на
детских музыкальных инструментах, рисование, музыкально- театральная деятельность, разные виды творчества детей
(принцип синкретизма, объединения разных видов художественной деятельности).
Систематизированный по темам репертуар предполагается использовать гибко (принцип адаптивности программы), с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, применяемых методов и форм организации музыкальной деятельности, принципов доступности музыкальных произведений детям определенного возраста. Однако каждое произведение не закреплено за одним возрастом, а предполагает вариативное его применение в разных возрастных группах (длина фрагмента, активность детей, особенности пояснений музыки, количество занятий, включение разных видов музыкальной и художественной деятельности и пр.).
Материал для слушания распределён по шести темам:
Часть I
1 тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»
2 тема «Песня, танец, марш»
3 тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»
Часть II
4 тема «Природа и музыка»
5 тема «Сказка в музыке»
6 тема «Музыкальные инструменты»
Чем привлекательна эта книга?
1.Музыкальный материал каждой темы распределён по возрастам.
2.Каждая тема состоит из нескольких музыкальных произведений, ноты которых находятся тут же.
3.Для каждого музыкального произведения есть рекомендации по исполнению.
4.На прослушиваемое музыкальное произведение отведено несколько занятий.
5.К каждому занятию есть конспект!!! В котором прописаны программное содержание и речь педагога.
6.Книга может быть использована вместе с аудиокмплектом «Музыкальные шедевры»
7.Книга является практико – ориентированным пособием.
!!!!! Фотографии разделов книги можно посмотреть в фотоальбоме.
Книга расположена здесь:
https://www.studmed.ru/radynova-o-p-muzykalnoe-razvitie-detey-chast-1_9e9dcbd8f53.html
2. Второй автор – это Бэла Геннадьевна Головина -кандидат педагогических наук, Доцент дошкольного образования по кафедре дошкольного образования, г. Мурманск, автор сайта «ДЕТСТВО-ГИД» (http://detstvogid.ru/) . Если вы ещё ни разу не посещали этот сайт, я вам его очень рекомендую, поскольку автор – не просто теоретик, а практик, в прошлом наш коллега. Она без проблем ответит на ваше письмо, если вы отправите его по электронной почте, даст рекомендации, не оставит без внимания. На сайте можно публиковать свои материалы, с последующим получением подтверждающих документов.
Этот материал представляет собой методические рекомендации по развитию музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Итак, вот её взгляд на вопрос слушания/восприятия в детском саду.
Модель развития музыкального восприятия
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыке и формирование потребности в этом виде искусства.
Задачи: 1. Накопление и обогащение опыта восприятия доступных стилей и жанров музыки.
2. Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
3. Развитие музыкальных способностей: эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, способности к музыкальному творчеству, музыкального мышления, музыкальной памяти.
Содержание деятельности
Музыкальное восприятие - сложный многоплановый психологический процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения (высота, тембр, сила звука), осмысление предыдущего музыкального опыта, индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Музыкальное восприятие дошкольника развивается, прежде всего, в процессе специального прослушивания музыкального произведения и отличается творческим характером, а также высокой эмоциональной отзывчивостью. Не случайно такая задача, как «развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение», является одной из главных в художественно-эстетическом развитии.
Этапы действий педагога по развитию музыкального восприятия:
I этап - привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие, первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.
II этап - повторное слушание с последующим обсуждением, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
III этап - закрепление представлений о прослушанной музыке, формирование готовности рассуждать о нем, оценивать. Способствовать желанию детей послушать его еще раз.
IV этап - создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.
Организационные формы:
1. Образовательные ситуации: - проблемные ситуации; - игровые ситуации; - сюжетные ситуации; - творческие ситуации; - предметно-игровые образовательные ситуации (дидактические игры и пособия); - сюжетно-игровые образовательные ситуации (сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной, творческой мастерской).
2. Концерт, викторина, проект.
3. Ситуативные разговоры о музыке; сценарии активизирующего общения в процессе восприятия музыки.
4. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.
Методы и приёмы (по Г.А. Прасловой):
1. Метод создания композиций. Позволяет активизировать творческую инициативу дошкольников, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие музыки. Например, первую часть музыкального произведения дети могут вокализировать, вторую – слушать, последующие – подыгрывать на музыкальных инструментах или отражать в пластике движений.
2. Словесный метод. Развивает творческую активность, воображение в процессе постижения смысла музыкального произведения. Помогает разобраться в выразительных средствах музыки. Образный рассказ, беседа, пояснение позволяют конкретизировать содержание музыкального произведения, способствуют более глубокому пониманию и эмоциональному переживанию.
3. Практический метод. Сопровождает музыкальное восприятие определенными действиями. Например, передача впечатлений от музыки в движениях и в рисунках, вокализация музыки, дидактические игры, оркестровка, инсценировка.
4. Метод создания художественного контекста. Обогащает представления дошкольников о связях воспринимаемой музыки с другими видами искусства или явлениями действительности. Это могут быть литературные произведения, произведения живописи, а также жизненные ситуации. Благодаря чему, музыкальное мышление обогащается новыми ассоциативными связями.
5. Метод переинтонирования. Развивает восприятие музыки на интонационной основе посредством приемов сравнения, контрастного сопоставления различных произведений. Метод дает возможность проследить за развитием интонаций музыкального произведения, их изменением, установить ассоциативные связи между вновь услышанным и предшествующим музыкально-слуховым опытом.
Психолого-педагогические условия:
1. Подбор музыкального материала в соответствии с основными требованиями к нему:
- художественная ценность;
- воспитательная направленность;
- доступность содержания музыкального репертуара.
2. Субъект - субъектное взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий и в условиях нерегламентированной музыкальной деятельности.
3. Организация единой музыкальной развивающей среды в ДОУ, включающая синтез музыкальной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности дошкольников, предметной среды.
4. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них музыкальных видах деятельности.
Результат:
- сформированный интерес к восприятию музыки;
- эмоциональная реакция на музыкальное произведение и желание рассказать о своих музыкальных впечатлениях;
- знание жанровой принадлежности музыкальных произведений (марш, песня, танец);
- развиты музыкальные способности в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память.
Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.
3. Игровая методика развития музыкальных способностей детей «Музыка. Дети. Здоровье». Авторы методики: О.В. Кацер и С.А. Коротаева.Основная идея методики – направить внимание детей на восприятие музыкального произведения.
Коротаева Светалана Алексеевна – педагог, методист, музыкант, активно пропагандирующий, распространяющий свой педагогический опыт, транслируя его на сайте сообщества педагогов d-seminar. Коллеги, пройдя по ссылке, вы попадёте на площадку постоянно действующих семинаров – практикумов: https://d-seminar.ru/
Пройдя по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=vq1X8d0WMmQ&t=142s – вы можете посмотреть фрагмент вебинара «Активное слушание музыки с дошкольниками».
Здесь: https://d-seminar.ru/video/slushanie-muzyki-v-detskom-sadu - расположены комплекты вебинара – практикума. Возможно, вас заинтересует.
А здесь: https://forum.d-seminar.ru/threads/korotaeva-svetlana-alekseevna.3806/ - фрагменты мастер – классов игровой методики развития музыкальных способностей детей.
4. Ну, и ещё один педагог, музыкант, для меня с БОЛЬШОЙ БУКВЫ – это Алла Евтодьева.
Здесь: https://www.youtube.com/watch?v=ml0WzyjNJ40 - можно увидеть её подход к активному слушанию с позиции развития детской инициативы.
Коллеги! Надеюсь, представленный здесь материал, будет вам интересен!
Ольга Викторовна, СПАСИБО! Отличный материал: актуальный, интересный, полезный!
Благодарю, Юлия Владимировна! Возможно, представленные авторские методики дадут некий толчок для творчества!
Ольга Викторовна, замечательно подобранный методический материал! Надо развивать восприятие музыки как активную деятельность, подобную пению и игре на инструментах. Спасибо!
Спасибо, Екатерина Вафеевна! Зачастую музыкальные руководители говорят о нехватке времени именно для слушания, но!!! если его, слушание/восприятие музыки, рассматривать и применять на занятиях в плоскости «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ», то будет вполне достаточно двух — трёх — пяти минут!
Ещё раз благодарю!!!
Ольга Викторовна, спасибо за материалы для размышления. Поскольку я адепт орф-подхода, то рассматриваю слушание музыки только как активное, а не сидение на стульчиках в статичной позе. Многие орф-педагоги предлагают свои модели слушания, одна из самых удобных у Т.Э.Тютюнниковой. Предлагаю посмотреть!
Евгения Валерьевна, благодарю за Ваше мнение! Вот основная мысль Татьяны Эдуардовны: «Придётся всю работу начать сначала и придумать: как вы эту музыку сможете объяснить и принести детям...»
И вот в чём собственно говоря дилемма: готов ли сам педагог меняться, менять свой подход, развиваться ИЛИ иметь простую и удобную отговорку: у меня не хватает времени для слушания.
Спасибо за видео! Тютюнникова, как всегда, бесподобна! Вот где нужно заряжаться!!!
Ольга Викторовна, соглашусь: педагог, а особенно музыкальный педагог — это такая профессия, где невозможно один раз выучиться и прочитать книжки, а потом всю жизнь работать, ничего не меняя, не приобретая новые знания, навыки, новый опыт. Иначе это не творческая профессия, а ремесло. Поэтому — развиваться, иметь пытливый ум и желание узнавать новое)))
Для того, чтобы слушание/восприятие было интересным и увлекательным, для дошкольников нужны и зрительные ощущения. Есть пособие С. Конкевич «Мир музыкальных образов». Выпуск 1, 2. Это иллюстрации к популярным классическим музыкальным произведениям. Рисунки яркие, понятные для дошкольников. Формат А 3 — самый удачный размер, чтобы на занятии показать детям. Всем музыкальным руководителям рекомендую!
Спасибо за информацию, Елена Николаевна! Я не слышала о таком пособии.
Серия развивающих альбомов «Слушаем и рисуем музыку» (авт. Радынова, Барышева, Панова). Слушаем, рассматриваем; потом рисуем, дорисовываем или раскрашиваем (для этого в альбомах есть листы — заготовки для детского творчества!).