Вовлечение родителей в проектную деятельность
Предметно-методическая группа инструкторов по физической культуре ДОУ
Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – создание единого образовательного пространства «ДОУ и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования, ориентированная на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ.
Для чего необходимо привлекать родителей к участию в проектной деятельности?
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка. У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них, развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.
Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
- в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого
- объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
- существует такая разновидность проектов, как семейные : «Спорт в моей семье»,«Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции» и др., которые обладают огромным развивающим потенциалом для детей. И для их осуществления участие родителей просто необходимо.
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?
Участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие,благоприятствует их успехам, расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания. Дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.
Формы участия родителей в проектной деятельности
В зависимости от целей и задач проекта степень вовлеченности в него родителей может быть разной:
- родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию,
- изготовить вместе с ним поделку,
- нарисовать рисунок,
- выполнить аппликацию,
- сделать подборку художественной литературы,
- сделать подборку картинного или иллюстративного материала по теме проекта.
Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например:
- участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях,
- игровой деятельности, экспериментировании и т.д.
Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:
- руководитель,
- участие на всех или отдельных этапах,
- консультант,
- материально-техническая поддержка и др.
Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а так же добавит уверенности в себе, укрепит родительско-детские отношения.
В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.