Семинар-практикум « Здоровьесберегающие технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
Предметно-методическая группа инструкторов по физической культуре ДОУ
В современном мире в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них — физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление реализуется инструкторами по физической культуре в работе с дошкольниками.
Здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья ( ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности,оздоровительный бег, фитнес -технологии, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика и т.д.).
-технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры – занятия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж и т.д.).
С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физической культуре в процессе своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи:
1. Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и соответствии с требованиями СанПин и ФГОС;
2. Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров;
3. Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом, соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий;
4. Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением организма, способствующие формированию у дошкольников ценности здорового образа жизни и потребности в нем;
5. Применять методы и приёмы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения дошкольников;
6. Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам и учитывать их личностные и физические возможности;
7. Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон;
8. Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течение каждого занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
9. Не допускать травм и состояния переутомления у детей;
10. Помнить, что развивая физические качества, нельзя забывать про психическое, социальное и духовно-нравственное воспитание ребенка.
11. Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе;
12. Создавать искренние и доверительные взаимоотношений с воспитанниками — с одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком в частности.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
«Банк методических материалов»
Мастер-классы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками:
Фитбол - гимнастика «Мяч здоровья» МАДОУ №1
Спортивная игра "Пионербол" МАДОУ №4
Динамическая пауза "Ребятам о зверятах" МАДОУ №4
Стретчинг "Сказка о жаднои императоре" МАДОУ №16
Игра "В гости через лужи", релаксирующая игра "Выполни вслепую" МАДОУ №17
Подвижная игра "Паук" МАДОУ №18
Очень много интересного. Возьму на заметку. Спасибо.