Консультация "Образовательные и культурные практики в музыкальной деятельности дошкольников"
Предметно-методическая группа музыкальных руководителей ДОУ
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию структурированный материал по теме «Образовательные и культурные практики в музыкальной деятельности дошкольников».
Модернизация дошкольного образования определила существенные изменения в практике работы дошкольного учреждения. Наметились основные тенденции развития образовательного процесса. Педагогу необходимо знать эти тенденции и проектировать образовательный процесс в соответствии с ними.
Требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является иное, чем ранее, представление о содержании образования. Оно сводится к усвоению ребёнком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков как ранее.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: «Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнёра, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребёнка»
Культурные практики дошкольника – это обычные для ребёнка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов (Н.Б. Крылова).
Среди культурных образовательных практик можно выделить следующие:
- игра
- манипуляции с предметами
- фантазирование
- творческая деятельность
- продуктивные виды деятельности
- коллекционирование
- экспериментирование
- поисково – исследовательская деятельность
Какое место в образовательном процессе детского сада занимают культурные образовательные практики?
- культурные практики как способ организации НОД;
- культурные практики как способ совместной деятельности взрослого и детей (игры, творческие мастерские и т.д.);
- культурные практики как способ организации самостоятельной деятельности детей;
- досуговая деятельность.
Что такое практика? | В чём особенности практики дошкольника? |
Усилия, прилагаемые человеком к разрешению задач, выдвигаемых жизнью. | Ребёнок решает задачи (проблемы), связанные с содержанием образовательной деятельности. |
Источник опытности, умения | Ребёнок осваивает новый культурный опыт. |
В основе практики лежат знания и способности человека. | Решение задач основано на имеющемся опыте, склонностях ребёнка |
Деятельность человека, способ создания материальной и духовной культуры. | Практика включает в себя творчество |
5 «НЕ» культурных образовательных практик:
1.Культурная практика НЕ требует полного и всестороннего погружения в тему.
2.В культурной практике педагог НЕ должен быть активнее детей.
3.Культурная практика – это НЕ проектная деятельность.
4.Культурная практика – это НЕ набор видов деятельности по темам
(дидактические игры, чтение стихов, составление рассказов и т.д.)
5.Культурная практика – это НЕ учебная модель взаимодействия взрослого с детьми.
Откуда берутся проблемы для решения в культурных образовательных практиках?
Понимание психологических особенностей и интересов детей дошкольного возраста | «… сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п. 1.4(2)) |
Вопросы детей | |
Детские догадки | |
Детские разговоры, обсуждения | |
Случайные происшествия |
Какие мотивы образовательной деятельности значимы для ребёнка?
«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности …» (ФГОС ДО п. 2.6.) | |
!!! Навязанная ребёнку извне мотивация блокирует развитие собственной познавательной мотивации ребёнка!!! | |
Игровые моменты | Полноценное развитие сюжетно – ролевой игры, адекватность |
Моменты общения со взрослыми | Партнёрские отношения со взрослыми |
Познавательные мотивы | Наличие проблем, противоречий, учёт вопросов детей |
«Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом»
(Лорис Малагуцции, итальянский педагог)
!!! ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО - здесь можно посмотреть о шести правилах воспитания по реджио – педагогике, системе Лориса Малагуцции https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/9835246-regio
Технология организации культурных образовательных практик
(в основе лежит поисково – исследовательская технология)
ШАГ 1. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание о незнании») в виде:
- проблемного вопроса ребёнка или взрослого
- задания
- демонстрации опыта
- рассказ о каком- либо необычном факте.
ШАГ 2. Решение проблемы (Коммуникация по поводу происходящего):
- организация деятельности (опыт, эксперимент, пробующие действия) и оценка результатов деятельности (что получилось?)
- использование аналогий и фантазирования
- сообщение детям дополнительной информации.
ШАГ 3. Формулирование вывода, установление связи с известным.
ШАГ 4. Решение задачи на наглядное моделирование на основе вывода (создать, придумать, изобрести …)
В чём особенности позиции педагога в организации культурных образовательных практик???
- изучает текущие и перспективные интересы детей
- предлагает проблемы для решения, побуждает к выбору
- побуждает к самостоятельному поиску решения и пробам, осуществляет индивидуальную поддержку
- восполняет недостающую информацию
- помогает сформулировать выводы и поставить новые проблемы
- участвует в реализации творческого замысла
- организует рефлексивную оценку решения задач
- РАДУЕТСЯ, УДИВЛЯЕТСЯ, ВОСХИЩАЕТСЯ, ДЕЛАЕТ ОТКРЫТИЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!
Зачем дошкольнику культурные образовательные практики?
1.Самоопределение ребёнка. Потребность делать что – то важное, осуществление разнообразных выборов.
2.Самореализация ребёнка. Опыт успешной творческой деятельности, переживание удовольствия.
3.Саморазвитие. Способность к самостоятельному решению задач.
Культурные образовательные практики формируют общую культуру личности дошкольников, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, являются мощным инструментом в формировании предпосылок к учебной деятельности.
На основе культурных практик у дошкольников формируются:
- привычки
- пристрастия
- сопереживания
- интересы и излюбленные занятия
- обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми
- приобретается свой нравственный эмоциональный опыт.
В основе культурной образовательной практики – ПРОБЛЕМА, сформулированная как вопрос. Вопрос побуждает не к прямому ответу, а к поиску – к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Каковы основные условия организации культурных образовательных практик?
1.Культурные образовательные практики организуются во второй половине дня, ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в различных видах деятельности (досуги, развлечения, музыкальные игры и т.д.).
2.Как правило, культурные образовательные практики носят кратковременный характер (краткосрочная образовательная практика – КОП), совместно организованная деятельность, имеющая конкретный образовательный результат.
3.Темы КОП выбираются исходя из интересов детей.
4.Участвуя в КОП, дошкольник учится планировать свою деятельность, по окончании КОП, получать определённый продукт.
Со стороны педагога:
1.Воспроизводить жизненные ситуации, опираясь на детские впечатления повседневной жизни.
2.Исключить давление на ребёнка.
3.Вызвать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности.
4.Предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой.
5.Предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
6.Поддерживать инициативу!!!
Каковы основные формы организации культурной образовательной практики по музыкальному развитию?
1.В игровой деятельности:
- музыкальные игры с правилами, сюжетные игры;
- совместная игра музыкального руководителя и детей;
- музыкальные сенсорные и развивающие игры;
- игровые музыкальные ситуации.
2. В продуктивной деятельности:
- мастерская по изготовлению продуктов детского творчества на основе прослушивания и обсуждения музыкальных инструментов.
3. В коммуникативной деятельности:
- беседы, ситуативные разговоры о музыке;
- речевые ситуации в музыкальной деятельности.
4. В познавательно – исследовательской деятельности:
- музыкальное экспериментирование;
- творчество во всех видах музыкальной деятельности.
5. В художественно – эстетической деятельности:
- творческая мастерская;
- музыкальная и театральная гостиные;
- детская студия, детские досуги;
- музицирование.
Подробнее о видах культурных образовательных практиках, их организации, задачах, содержании можно посмотреть здесь: http://detstvogid.ru/moi-knigi - «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей». Автор Б.Г. Головина, музыкант, кандидат педагогических наук, доцент дошкольного образования по кафедре дошкольное образование.
Я приобрела эту книгу 4 года назад и нисколько не жалею! Если кто- нибудь заинтересуется, могу выслать электронной почтой полную версию. (Пишите в личку)
Об авторе этой книги можно посмотреть здесь: http://detstvogid.ru/o-sebe
P.S.: Коллеги! Помните, что наша деятельность не замыкается только на подготовке детей к праздникам, конкурсам и т.д. Изучайте методическую литературу! Я не зря рекомендую вам книгу этого автора, поскольку здесь вы найдёте массу интересного и полезного для своей педагогической деятельности, изложенного доступным языком профессионала дошкольного образования.