Консультация "Образовательные и культурные практики в музыкальной деятельности дошкольников"

Предметно-методическая группа музыкальных руководителей ДОУ

Консультация "Образовательные и культурные практики в музыкальной деятельности дошкольников"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию структурированный материал по теме «Образовательные и культурные практики в музыкальной деятельности дошкольников».

Модернизация дошкольного образования определила существенные изменения в практике работы дошкольного учреждения. Наметились основные тенденции развития образовательного процесса. Педагогу необходимо знать эти тенденции и проектировать образовательный процесс в соответствии с ними.

Требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является иное, чем ранее, представление о содержании образования. Оно сводится к усвоению ребёнком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков как ранее.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: «Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнёра, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребёнка»

Культурные практики дошкольника – это обычные для ребёнка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов (Н.Б. Крылова).

                                         Среди культурных образовательных практик можно выделить следующие:

- игра

- манипуляции с предметами

- фантазирование

- творческая деятельность

- продуктивные виды деятельности

- коллекционирование

- экспериментирование

- поисково – исследовательская деятельность

            Какое место в образовательном процессе детского сада занимают культурные образовательные практики?

- культурные практики как способ организации НОД;

- культурные практики как способ совместной деятельности взрослого и детей (игры, творческие мастерские и т.д.);

- культурные практики как способ организации самостоятельной деятельности детей;

- досуговая деятельность.

                           Что такое практика?                     В чём особенности практики дошкольника?
Усилия, прилагаемые человеком к разрешению задач, выдвигаемых жизнью.

Ребёнок решает задачи (проблемы), связанные с содержанием образовательной деятельности.


Источник опытности, умения

Ребёнок осваивает новый культурный опыт.

В основе практики лежат знания и способности человека.

Решение задач основано на имеющемся опыте, склонностях ребёнка

Деятельность человека, способ создания материальной и духовной культуры.


Практика включает в себя творчество


                                                    5 «НЕ» культурных образовательных практик:

1.Культурная практика НЕ требует полного и всестороннего погружения в тему.

2.В культурной практике педагог НЕ должен быть активнее детей.

3.Культурная практика – это НЕ проектная деятельность.

4.Культурная практика – это НЕ набор видов деятельности по темам

(дидактические игры, чтение стихов, составление рассказов и т.д.)

5.Культурная практика – это НЕ учебная модель взаимодействия взрослого с детьми.


                                  Откуда берутся проблемы для решения в культурных образовательных практиках?

Понимание психологических особенностей и интересов детей дошкольного возраста



«… сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»


(ФГОС ДО п. 1.4(2))

Вопросы детей

Детские догадки

Детские разговоры, обсуждения

Случайные происшествия

                                                Какие мотивы образовательной деятельности значимы для ребёнка?

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности …»

(ФГОС ДО п. 2.6.)

!!! Навязанная ребёнку извне мотивация блокирует развитие собственной познавательной мотивации ребёнка!!!

Игровые моменты

Полноценное развитие сюжетно – ролевой игры, адекватность

Моменты общения со взрослыми

Партнёрские отношения со взрослыми

Познавательные мотивы

Наличие проблем, противоречий, учёт вопросов детей

«Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом»

(Лорис Малагуцции, итальянский педагог)

!!! ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО - здесь можно посмотреть о шести правилах воспитания по реджио – педагогике, системе Лориса Малагуцции https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/9835246-regio


                                              Технология организации культурных образовательных практик

                                                      (в основе лежит поисково – исследовательская технология)

ШАГ 1. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание о незнании») в виде:

- проблемного вопроса ребёнка или взрослого

- задания

- демонстрации опыта

- рассказ о каком- либо необычном факте.

ШАГ 2. Решение проблемы (Коммуникация по поводу происходящего):

- организация деятельности (опыт, эксперимент, пробующие действия) и оценка результатов деятельности (что получилось?)

- использование аналогий и фантазирования

- сообщение детям дополнительной информации.

ШАГ 3. Формулирование вывода, установление связи с известным.

ШАГ 4. Решение задачи на наглядное моделирование на основе вывода (создать, придумать, изобрести …)

                              В чём особенности позиции педагога в организации культурных образовательных практик???

- изучает текущие и перспективные интересы детей

- предлагает проблемы для решения, побуждает к выбору

- побуждает к самостоятельному поиску решения и пробам, осуществляет индивидуальную поддержку

- восполняет недостающую информацию

- помогает сформулировать выводы и поставить новые проблемы

- участвует в реализации творческого замысла

- организует рефлексивную оценку решения задач

- РАДУЕТСЯ, УДИВЛЯЕТСЯ, ВОСХИЩАЕТСЯ, ДЕЛАЕТ ОТКРЫТИЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!


                                            Зачем дошкольнику культурные образовательные практики?

1.Самоопределение ребёнка. Потребность делать что – то важное, осуществление разнообразных выборов.

2.Самореализация ребёнка. Опыт успешной творческой деятельности, переживание удовольствия.

3.Саморазвитие. Способность к самостоятельному решению задач.

Культурные образовательные практики формируют общую культуру личности дошкольников, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, являются мощным инструментом в формировании предпосылок к учебной деятельности.

На основе культурных практик у дошкольников формируются:

- привычки

- пристрастия

- сопереживания

- интересы и излюбленные занятия

- обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми

- приобретается свой нравственный эмоциональный опыт.

В основе культурной образовательной практики – ПРОБЛЕМА, сформулированная как вопрос. Вопрос побуждает не к прямому ответу, а к поиску – к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

                                         Каковы основные условия организации культурных образовательных практик?

1.Культурные образовательные практики организуются во второй половине дня, ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в различных видах деятельности (досуги, развлечения, музыкальные игры и т.д.).

2.Как правило, культурные образовательные практики носят кратковременный характер (краткосрочная образовательная практика – КОП), совместно организованная деятельность, имеющая конкретный образовательный результат.

3.Темы КОП выбираются исходя из интересов детей.

4.Участвуя в КОП, дошкольник учится планировать свою деятельность, по окончании КОП, получать определённый продукт.

Со стороны педагога:

1.Воспроизводить жизненные ситуации, опираясь на детские впечатления повседневной жизни.

2.Исключить давление на ребёнка.

3.Вызвать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности.

4.Предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой.

5.Предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

6.Поддерживать инициативу!!!


                  Каковы основные формы организации культурной образовательной практики по музыкальному развитию?

1.В игровой деятельности:

- музыкальные игры с правилами, сюжетные игры;

- совместная игра музыкального руководителя и детей;

- музыкальные сенсорные и развивающие игры;

- игровые музыкальные ситуации.

2. В продуктивной деятельности:

- мастерская по изготовлению продуктов детского творчества на основе прослушивания и обсуждения музыкальных инструментов.

3. В коммуникативной деятельности:

- беседы, ситуативные разговоры о музыке;

- речевые ситуации в музыкальной деятельности.

4. В познавательно – исследовательской деятельности:

- музыкальное экспериментирование;

- творчество во всех видах музыкальной деятельности.

5. В художественно – эстетической деятельности:

- творческая мастерская;

- музыкальная и театральная гостиные;

- детская студия, детские досуги;

- музицирование.

Подробнее о видах культурных образовательных практиках, их организации, задачах, содержании можно посмотреть здесь: http://detstvogid.ru/moi-knigi - «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей». Автор Б.Г. Головина, музыкант, кандидат педагогических наук, доцент дошкольного образования по кафедре дошкольное образование.

Я приобрела эту книгу 4 года назад и нисколько не жалею! Если кто- нибудь заинтересуется, могу выслать электронной почтой полную версию. (Пишите в личку)

Об авторе этой книги можно посмотреть здесь: http://detstvogid.ru/o-sebe

P.S.: Коллеги! Помните, что наша деятельность не замыкается только на подготовке детей к праздникам, конкурсам и т.д. Изучайте методическую литературу! Я не зря рекомендую вам книгу этого автора, поскольку здесь вы найдёте массу интересного и полезного для своей педагогической деятельности, изложенного доступным языком профессионала дошкольного образования.

Приложения:


14:09
589
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!