Семинар-практикум «Фестиваль подвижных игр»

Предметно-методическая группа инструкторов по физической культуре ДОУ

Семинар-практикум «Фестиваль подвижных игр»

          Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

        Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

         По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

         А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств.

       Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной ему деятельности. Именно подвижная игра делает процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребенка, но и окружающих его взрослых.

        Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем более полно удовлетворяют жизненные потребности малышей. Ведь подвижные игры представляют естественный путь «оттачивания» моторики. Кроме того, они позволяют полнее узнать мир, поэтому играют важную роль в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

       Подвижные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,  Игры необходимы для полноценного развития каждого ребенка, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни. С помощью игры мы можем показать самому ребенку адекватную оценку социума на его поведение, решения, поступки в реальной для дошкольника форме.Игра также дает возможность ребенку координировать свои взгляды в игровой ситуации: радоваться, переживать.

        Подвижная игра- одна из видов здоровьесберегающих технологий, а именно технологии сохранения и стимулирования здоровья. Именно в дошкольном возрасте в результате правильного педагогического воздействия на организацию подвижных игр формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

         Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности – потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В подвижных играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свои умения и навыки. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, 

         Велико так же значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувство солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения. Сдерживать эгоистические порывы.

Методика проведения подвижных игр

Процесс обучение игре должен носить воспитывающий характер. Педагог должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.

Организация играющих

Первое важное условие — разместить играющих, правильно выбрать место для объяснения игры. Дети расставляются так, чтобы они видели  и слышали педагога .

Объяснение игры

Рассказ должен быть кратким, лаконичным, последовательным. В младшей группе все объяснения игры делаются, как правило, в ходе игры. Не прерывая ее, педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать,а старших группах объясняет правила до начала игры.

Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения

Название игры (можно сказать, с какой целью проводится игра),цель игры (определение победителя), ход игры, роль играющих и расположение их на площадке,правила игры.Объяснение игры нужно сопровождать показом.

Выделение водящих

Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

Выделить водящих можно разными способами

Способ выбора по жребию (считалка), по выбору играющих ( коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных),по результатам предыдущих игр.

Руководство процессом игры

Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком). Затем педагог следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков. Необходимо заинтересовать детей игрой.

Дозировка в процессе игры

-Установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов.

-Увеличение или уменьшение количество повторений игры или ее отдельных эпизодов.

-Увеличение или уменьшение общего времени на игру.

-Удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или уменьшение площадки для игры.

-Увеличение или сокращение числа игроков в команде.

Окончание игры

Очень важно закончить игру своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее.  Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий» и т.д.

«Банк методических материалов»
Мастер-классы  по проведению подвижных игр с дошкольниками:

Подвижная игра "Медведь" МАДОУ №25

Подвижная игра "Совушка"МАДОУ №17

Подвижная игра "Найди свой домик" МАДОУ №4(2 здание)

Подвижная игра "Кот и мыши" МАДОУ №4 (1 здание)

Подвижная игра "Найди пару" МАДОУ №4 (1 здание)

Русская игра "Снежная баба" МАДОУ №16

Русская народная игра"Гуси - лебеди"МАДОУ №18

Русская народная игра "Жмурка" МАДОУ № 2

Русская народная игра "Солнышко" МАДОУ №1

Подвижная игра "Самолеты" МАДОУ №23

Русская народная игра "Цепи кованные" МАДОУ №23

23:14
250
RSS

 Понравились ролики с играми.  На самом деле получилась хорошая копилочка игр. Некоторые игры  представлены в новой для меня форме. В некоторых играх новый текст к игре. Возьму себе на заметку. Спасибо.

09:31 (отредактировано)

Все большие молодцы! И хорошая копилочка. Это точно.