ИКТ компетентность музыкального руководителя ДОУ
Предметно-методическая группа музыкальных руководителей ДОУ
Актуальность: информатика и информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет – такова реальность сегодняшнего дня.
Необходимым условием модернизации российского образования и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами тесно связано с процессом переориентации со «знаниевого» на компетентностный подход.
Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения педагогами комплекса средств информационно коммуникационных технологий (ИКТ). Это одна из закономерностей, характеризующих современный учебно–воспитательный процесс в переживаемую нами эпоху всеобщей информатизации общества, которая ставит новые проблемы перед системой образования и воспитания подрастающего поколения. Как учесть особенности стремительно нарастающего информационного процесса в организации образования, как меняются требования к образованию с учётом тенденций развития информационного общества?
В профстандарте нет отдельно требований к должности «музыкальный руководитель в ДОО», но все наши трудовые функции – трудовая деятельность, необходимые умения, необходимые знания – указаны по должности «Воспитатель», трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования». Так вот, в разделе «необходимые умения» прописано « … владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста». А в разделе «необходимые знания» - «… современные тенденции развития дошкольного образования».
Что же такое Информационно КомуникаТивная компетентность?
Под ИКТ–компетентностью педагога подразумевается личное качество, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ–компетентности педагога должен носить развивающий характер. ИКТ компетентность педагога становится важной составляющей его профессионализма.
Информационно КомуникаТивная компетентность состоит из трёх уровней:
1. Общая Информационно КомуникаТивная Компетентность
- поиск информации в различных источниках;
- использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;
- критическое осмысление найденной информации;
- выбор способов изучения информации пользователем с учётом собственных возможностей, а так же готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе;
- способность к моделированию и конструированию информационно образовательной среды в своей собственной профессиональной деятельности.
2. Базовая Информационно КомуникаТивная Компетентность
- наличие общих представлений в сфере ИКТ;
- наличие представлений об электронных образовательных ресурсах;
- владение интерфейсом операционной системы;
- наличие общих представлений в сфере мультимедиа;
- владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе
растровой графики;
- владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов;
- владение базовыми Интернет–сервисами и технологиями;
- владение основами технологии построения web–сайтов.
3. Предметно – ориентированная Информационно КомуникаТивная Компетентность
- предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.
Почему же именно сегодня так необходимо владение ИнформационноКоммуникаТивными Компетентностями?
Я уже рассказывала вам о Национальном проекте «Образование». Так вот, Свердловская область – участник восьми региональных составляющих федеральных проектов национального проекта «Образования», в том числе «Цифровая образовательная среда», задача которого: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Как можем мы, музыкальные руководители, внедриться в этот проект? Где мы и где цифровая образовательная среда? Всё очень просто! Мы же с вами педагоги, специалисты, а современным специалистам просто необходимо обладать ключевыми навыками. В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие):
Hard– skills(«твердые» или «жесткие» навыки в переводе с английского) — это технические способности или наборы навыков, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать (Технологии, регламенты, стандарты). К ним относятся:
-Технические навыки
-Работа с оборудованием
-Управление процессами
-Анализ и цифры
Soft – skills - надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми (Искусство, интуиция, опыт) К ним относятся:.
-Коммуникативные навыки
-Работа с людьми
-Управление отношениями
-Ощущения и экспертиза
Цифровая образовательная среда музыкального руководителя ДОУ. Направления применения:
- обогащение РППС:
1. дидактический материал
2. видео иллюстрации для слушания музыки
3. видео партитуры для оркестра
4. визуальные подсказки при разучивании музыкального материала
5. конкурсные задания
6. видео задания, викторины, тесты
7. различные мультимедийные материалы (тематические презентации, мини фильмы, виртуальные концерты, экскурсии и т.д.)
8. создание фонотек, картотек и т.д.
9. полезные ссылки
- оформление документации;
- мониторинг;
- повышение квалификации, переподготовка;
- профессиональные конкурсы;
- личные сайты, распространение опыта;
- консультирование семей, работа с родителями;
- общение в педагогических сообществах;
Обо всём этом мы говорим во время аттестации, в аналитическом отчёте.
Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.
Риски:
- предпочтение цифровым ресурсам в ущерб традиционным составляющим развивающей предметно – пространственной среды и видам детской деятельности, определённым ФГОС ДО;
- сложившийся стереотип ЗУНовской системы и использование цифровых ресурсов исключительно в качестве «тренажёра навыков».
В принципе, все мы уже достаточно давно в цифровом пространстве:
- информацию в Интернете находить умеем;
- некоторые из нас имеют персональные сайты на разных платформах, где постоянно пополняют контент;
- кое – кто умеет работать в различных программах онлайн (различные видеоредакторы и конверторы, создание фильмов, программы для изменения темпа, тональности музыки и т.д.);
- на профессиональном уровне мы общаемся в рамках сетевого взаимодействия на портале «Методсовет»;
- практически все музыкальные руководители хот раз да участвовали в дистанционных и Интернет – конкурсах;
- дистанционные курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка – всё это для нас – пройденный этап!
- заказывать одежду на сайтах – умеем;
- общаться в мэссенджерах и соцсетях – пожалуйста!
То есть, можно сказать, «куда нажимать и как прикреплять» нам известно! Поэтому, нет смысла бояться или относиться с опаской к таким понятиям, как Информационно КомуникаТивная Компетентность (ИКТ – компетентность) и цифровая образовательная среда (ЦОС).
Безусловно, каждый музыкальный руководитель решает сам как ему организовывать свою образовательную среду, как вести документацию и каким уровнем ИКТ – компетентности владеть, но есть профессиональные стандарты, по которым мы с вами работаем, воспитываем, обучаем и развиваем дошкольников.
Желаю всем удачи!