Аналитическая записка о деятельности инициативной группы в 2019 - 2020 учебном году
МАДОУ № 25
Тема работы группы:
"Развивающие возможности образовательной технологии ТИКО-моделирования в работе с детьми"
Цель:
Ознакомление педагогов с развивающими возможностями ТИКО - моделирования с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с конструктивными особенностями и составом конструктора ТИКО;
- раскрыть приемы и методы ТИКО - моделирования;
- рассказать о возможностях использования конструктора ТИКО в образовательной деятельности;
- формировать мотивацию на использование конструктора ТИКО в образовательной деятельности.
Участниками инициативной группы стали 10 воспитателей детских садов города: МБДОУ № 1, МБДОУ № 2, МАДОУ № 4, МАДОУ № 23, МАДОУ № 25.
Содержание деятельности инициативной группы:
В течение 2019 - 2020 учебного года было проведено четыре заседания инициативной городской группы, которые проходили на достаточно хорошем рабочем уровне.
Были рассмотрены следующие темы:
Первое заседание состоялось в октябре на тему: «Приемы и методы ТИКО - моделирования», в ходе которого были решены следующие задачи:
- педагоги познакомились с задачами образовательного конструктора ТИКО;
- освоили методы и приемы работы с конструктором.
В ходе первого заседания педагоги проявляли большой интерес к теме, делились своими знаниями по использованию конструктора ТИКО, задавали интересующие вопросы. В заключении участники группы получили информационные буклеты с описанием методов и приемов ТИКО – моделирования.
Второе заседание прошло в декабре на тему «Использование ТИКО - конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста». Встреча проходила в игровой форме, где педагоги вначале узнали о роли конструирования в логическом мышлении, а затем уже сами проиграли логические ситуации и задания с использованием конструктора ТИКО. Педагоги не только пополнили свои знания, но и обогатили свою методическую копилку в виде сборника заданий на логику.
Решением заседания было предложено попробовать проиграть игровые ситуации с использованием логических заданий с детьми своей группы, и предоставить на следующей встрече результат.
Третье заседание прошло в январе на тему «Использование технологии ТИКО – моделирования в развитии творческой активности дошкольников».
Встреча началась с представления опыта работы воспитателей использования конструктора ТИКО в развитии логического мышления. Педагоги делились, с какими трудностями столкнулись, какие задания вызывают интерес у детей. В ходе общения был сделан вывод, что конструктор ТИКО играет большую роль в развитии, способствует как формированию общих конструктивных умений, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
В ходе конструирования дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
Результатом работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей на 12%, конструктивных навыков на 16%.
В марте 2020 г. прошло четвертое заседание на тему «Методические рекомендации по организации и проведению образовательной деятельности с использованием ТИКО – моделирования». Данная тема вызвала большой интерес у педагогов, ведь именно организация образовательной деятельности по конструированию с использованием нового конструктора ТИКО вызывает трудности. Педагоги, зная основы методов и приемов, затрудняются в применении конструктора на занятиях. Главной задачей было показать, как использовать конструктор в разных видах деятельности в образовательном процессе.
Воспитатели на примере конструктов ознакомились с особенностями организации образовательной деятельности с использованием ТИКО – моделирования.
В качестве содержательной базы в технологии ТИКО-моделирование предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольников. В практической деятельности с конструктором ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объемным моделированием.
Работу с детьми по ТИКО-моделированию необходимо начинать с блока «Плоскостное моделирование»: знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами, исследование формы и свойства многоугольников, сравнение, классификация, выявление закономерности, выполнение заданий на пространственное ориентирование, выделение части и целого.
Дальнейшая работа продолжается с блоком «Объемное моделирование»: исследование и конструирование сложных многогранников, предметов, имеющих форму призмы, предметов пирамидальной формы.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, познанию. Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различные тематики, которые можно объединить в эффектные масштабные экспозиции. Используя конструктор «ТИКО» в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Получив рекомендации по организации образовательной деятельности, педагогам было предложено к следующему заседанию составить конструкт занятия с использованием конструктора ТИКО.
Пятое заседание должно было быть посвящено подведению итогов и рассмотрению конструктов педагогов. Но в связи с карантином проведено не было. Продуктом деятельности работы группы должен был стать комплект конструктов с использованием технологии ТИКО – моделирования. Работа по созданию методического комплекта будет продолжена в следующем учебном году.
Деятельность инициативной группы проводилась в соответствии с планом. На заседаниях рассматривались и обсуждались теоретические и практические вопросы; проводился обмен опытом воспитания и обучения дошкольников; заслушивались отчёты воспитателей по самообразованию; проводился обзор новинок педагогической и научной литературы по вопросам воспитательно – образовательной работы. Заседания инициативной группы готовились и продумывались с использованием как теории, так практических результатов, что позволяло делать определённые выводы и обобщения. В ходе работы группы поставленные задачи были полностью реализованы. Педагоги настроены на дальнейшую работу по теме и сотрудничество.