Трансляция педагогического опыта работы с родителями в доу
Предметно-методическая группа инструкторов по физической культуре ДОУ
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании», а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Дошкольный возраст - это фундамент здоровой личности а, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Развитие физической культуры - одно из приоритетных направлений государственной политики. Формирование у ребенка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для физического развития.
Семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Для того чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
Поэтому, ведущей педагогической идеей нашего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
Прежде всего, мы попытались ответить на важные для нас вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?»
Были определены основные направления работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад - семья»; создание условий для развития и оздоровления ребенка; разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника; осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.
На основе методики Ф.Б. Филонова была разработана структурно-функциональную модель перспективного плана работы с родителями, которая состоит из трех блоков:
1.Информационный - аналитический
Предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.К этим методам относятся: опрос, анкетирование, наблюдение.
Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, планируется дальнейшая работа с ними.
2.Практический блок.
В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Используем в своей работе много ярких и интересных форм работы с родителями. Это непосредственная работа с семьей, которая осуществляется комплексно и включает: выступления на родительских собраниях, круглые столы, индивидуальные и коллективные консультации, дни здоровья, спортивные праздники, дни открытых дверей, беседы, фотоконкурсы на тему здоровья, выставки папок - передвижек.
Разработаны и внедрены новые инновационные формы работы с родителями:
- открытые просмотры утренних гимнастики и НОД, которые способствуют повышению активности родителей, формированию у них вкуса к педагогической работе со своими детьми;
- спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!», который благотворно влияет на взаимоотношения в семье, осуществляет тесную связь между дошкольным учреждением и семьей по физическому воспитанию, где ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать;
- экскурсии в бассейн и на стадион, которые способствуют развитию положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни, расширению кругозора в вопросах спортивной жизни родного города;
- походы - экскурсии, походы выходного дня в лес, к реке и т.д., где происходит совместное общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность;
- семейные конкурсы, спортивные проекты - сочинения родителей «Традиции ЗОЖ в семье», которые помогают поднять ребятам спортивный дух своей семьи, внести элемент соревнований между родителями и ребенком,расширяют границы общения взрослого и ребенка,помогают создать своеобразный семейный архив спортивных достижений, передаваемых из поколения в поколение;
- футбольный турнир с папами к 23 февраля, где родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети, являться помощниками инструктора по физической культуре, и каждый из них тренер своего ребёнка;
- библиотечка «В помощь папам и мамам», через которую они имеют возможность ознакомиться в домашних условиях с конспектами утренних гимнастик, занятий, конспектами спортивных праздников и развлечений, с консультациями, рекомендациями, с результатами диагностики по данному возрасту, а также с заинтересовавшей их литературой по физическому воспитанию;
- отчетные концерты по дополнительной программе «Аэробика» с танцевальной программой, где родители могут видеть итог работы за год;
- «Лист - вопросник инструктора по физической культуре», который располагается в каждой возрастной группе, где родители записывают вопросы волнующие их в физическом развитии и воспитании детей;
-родительский клуб «Здоровячок», который направлен на просвещение родителей, установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения, воспитание и развитие детей, проведение совместного досуга детей и родителей.
3. Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся. Используем анкетирование, опрос и самоанализ.
Здоровье детей - это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и учреждения. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость формирования ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.
В результате сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты в освоении детьми основных движений, снижению уровня простудных заболеваний и улучшение показателей физического развития, повышение уровня физической подготовленности детей.
Анализ совместной деятельности показывает: проблема оздоровления и сохранения здоровья детей компания не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива ДОУ и родителей на длительный период.
Совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и для детей, и для родителей.Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи.
Количество родителей, активно участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ возросло с 22% до 71%.
Родители стали более осознанно относиться к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата.
Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.
Сотрудничество и поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволило добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.