Как начать преподавать дистанционно

Электронное обучение

Как начать преподавать дистанционно

В публикации представлены адаптированные материалы онлайн курса компании Яндекс "Как начать преподавать дистанционно".

Материал ещё находится на этапе редактирования и адаптации под систему образования ГО Карпинск.

Планирование дистанционного обучения

Перед началом дистанционных занятий важно понять, как вы будете распределять собственную нагрузку, и эффективно организовать работу учеников.

Составьте расписание занятий

Ученики и родители должны понимать, когда подключаться к видеоконференциям, а когда сдавать задания. Поэтому первый шаг — это составление расписания дистанционных уроков.

Приготовьтесь к тому, что расписание будет отличаться от привычного. Закладывайте больше времени на подготовку занятий. Учитывайте, что ученикам будет сложно сохранять внимание на нескольких видеоконференциях подряд.

Составление расписания занятий

В расписание стоит включить:

  • время проведения видеоконференций (онлайн-трансляций, вебинаров);
  • время на контрольные работы (тесты, проекты);
  • даты сдачи и приема домашних заданий.

Оптимальным решением будет, если расписание будет составлено в АИС «Сетевой Город. Образование», как обычное расписание, что позволит избежать согласования графика между учителями.

Можно организовать работу в рамках действующего расписания, но учтите, что надо учитывать время проведения дистанционных занятий, так как оно отличается от принятого академического часа. Например, если урок 40 минут, а дистанционный урок в 5 классе, то вы на дистанционную форму должны отвести только 15 минут, остальное время можно оставить для отдыха.

Если на неделе стоит два урока, то один можно провести дистанционно, а второй посвятить самостоятельной работе учеников на закрепление пройденного материла, либо выполнение домашней работы. Ученики должны четко понимать, что они должны будут делать на каждом уроке.

Планирование урока

Как подготовить урок в дистанционном формате?

Примерный алгоритм:

  1. Определите цели и задачи урока.
  2. Подумайте про особенности класса (возраст, буйность, технические возможности).
  3. Решите, как будете взаимодействовать с учениками во время занятия.
  4. Выберите нужный учебный материал.
  5. Подготовьте и структурируйте материал так, чтобы он отвечал вашим целям и задачам.
  6. Подберите инструменты, которые помогут вам достигнуть цель урока и разнообразить занятие.
  7. Составьте технологическую карту урока.

Технологическая карта дистанционного урока

Цель урока:

Задачи урока:

Оборудование, сервисы:

Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


Актуализация знаний обучающихся


Изучение нового материала


Закрепление пройденного материала


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Рефлексия (подведение итогов занятия)


При составлении технологической карты дистанционного урока необходимо учитывать несколько правил:

  • Расписать каждую минуту, так как время дистанционных занятий не должно превышать: 1 класс – 10 минут, 2-5 классы – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классы – 25 минут, 10-11 классы – 30 минут.
  • В начальной школе лучше отказаться от разбора нового материала;
  • Подготовить заранее все материалы;
  • Обязательно предусмотреть чередование видов активности;
  • Первую неделю не оценивать домашние работы, проверять только факт ее выполнения.

Самый первый дистанционный урок можно протестировать на коллегах или друзьях. Попросите их созвониться с вами накануне занятия и быстро прогоните запланированные действия: напишите в чат, поделитесь экраном, включите и отключите микрофон, отправьте ссылки.

Работа с учениками разных возрастов

Выбирая формат занятия, ориентируйтесь на возраст учеников и важность информации. Чем старше дети, тем больше им можно давать на самостоятельное изучение. Например, в старшей школе можно проводить видеоконференцию по предмету один раз в неделю, а остальной материал давать в виде самостоятельной работы.

Если материал важный, независимо от возраста учеников посвятите разбору несколько видеоуроков. Дети смогут задать все появляющиеся вопросы, а вы сразу увидите, насколько класс разобрался в теме.

Для некоторых предметов, наоборот, будет достаточно дать ученикам посмотреть фильм или прочитать статью, а потом провести обсуждение в групповом звонке.

Младшие классы

На дистанционных уроках в начальной школе важно соблюдать общие требования для безопасной работы за компьютером. В этом нет ничего страшного. Постарайтесь выполнить несколько советов:

  • Организуйте работу в первой половине дня.
  • Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.
  • Разбивайте урок на 15-минутные блоки с перерывами на физминутки.
  • Обучите детей гимнастике для глаз.
  • Продумайте альтернативную деятельность для самостоятельной работы: рисование, лепка, чтение бумажных книг, правописание и т.д.

Средние и старшие классы

Скорее всего, подростки уже привыкли к цифровой среде, и вам будет немного легче. Однако, им тоже потребуется ваша поддержка. Придерживайтесь следующих принципов:

  • Организуйте самую активную и сложную работу в середине дня — подросткам сложнее заниматься с утра.
  • Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.
  • Делайте 5-минутные перерывы каждые 20-30 минут.
  • Просите учеников держать камеры включенными. Так вы сможете следить, чтобы они не сидели во время урока в мессенджерах или играх.
  • Продумайте альтернативную деятельность для самостоятельной работы: рисование, спорт, чтение бумажных книг и т.д.

Долгосрочное планирование

Корректируем план работы

План работы в дистанционном формате — это не просто перенос обычного плана в онлайн. У вас появляются новые методики и инструменты, и формат занятий меняется.

Запланируйте время на корректировку учебного материала, выбор инструментов, освоение новых каналов общения.

Чтобы грамотно скорректировать план, задайте себе несколько вопросов:

  • Чему я хочу научить учеников?

(Каких учебных результатов они достигнут?)

  • Как они этому научатся?

(Каким образом они достигнут учебных результатов?)

  • Сколько на это понадобится времени?

(За какое время ученики достигнут нужных учебных результатов?)

  • Каким образом я могу поддержать их в этом?

(Как я помогу им достичь учебных результатов?)

  • Какие инструменты нам понадобятся?

(Какие инструменты я буду использовать, чтобы помочь ученикам добиться нужных учебных результатов?)

  • Как я пойму, что ученики усвоили материал?

(Какие инструменты сбора обратной связи и контроля буду использовать?)

Планирование учебной недели

На дистанционке вам понадобятся дополнительные материалы: онлайн-тренажеры, презентации, видеоролики. Заложите время на их подготовку.

Чек-лист материалов на неделю:

  • Расписание обязательных видеоуроков на неделю.
  • Материалы для видеоуроков: презентации, ссылки на дополнительные задания, видеоролики и т.д.
  • Тесты и проверочные работы, ссылки на ресурсы с тренажерами для проверки знаний.
  • Материалы для самостоятельной проработки: ссылки на онлайн-упражнения, записи лекций, страницы в учебниках и т.д.
  • Расписание сроков сдачи заданий на самостоятельную проработку⎕ Расписание созвонов с родителями (если нужно).

Вы можете распечатать этот список и сверяться с ним каждую неделю. Допишите в него свои собственные пункты — он станет только лучше!

Составьте план работы для учеников. Вы можете включить туда:

  • расписание обязательных видеоуроков;
  • ссылки на трансляции и платформы проведения видеоуроков;
  • рекомендуемые даты и время для начала выполнения заданий на самостоятельную проработку;
  • сдачи заданий на самостоятельную проработку;
  • ссылки на учебные материалы.

Корректируйте планы в зависимости от возраста учеников. Начальной школе стоит выдать подробный план работы на неделю, а старшеклассникам можно просто обозначить сроки сдачи самостоятельных заданий.

Как провести урок

Перед уроком

Проверьте свою готовность к учебному дню:

  • У всех учеников есть расписание на текущий день.
  • Ученики подтвердили присутствие на занятии.
  • У всех учеников есть нужные ссылки и материалы (в случае, если им нужно сделать что-то до занятия).
  • Оборудование настроено и готово к работе
  • Готовы материалы для видеоуроков.
  • Готовы материалы для самостоятельной работы.

Вы можете распечатать чек-лист и сверяться с ним перед каждым занятием.

Чтобы не волноваться, отдельно проверьте техническую готовность к уроку:

  • Все устройства заряжены или подключены к питанию.
  • Вы заранее вошли в нужные программы.
  • Нужные вкладки открыты.
  • Все лишние программы, сайты и вкладки закрыты или остановлены.
  • Есть средства связи на случай форс-мажора (например, возможность подключиться к мобильному интернету).

Вы можете распечатать чек-лист и сверяться с ним перед каждым занятием.

Инструменты: Онлайн-встречи

Во множестве платформ для онлайн-коференций довольно легко запутаться. Какие из них лучше всего подходят для проведения уроков? Чем они различаются? Как выбрать самую удобную? На наш взгляд самым апаптированным решением для образования является платформа Яндекс.Учебник (см. публикацию на Методсовете).

Правила проведения видеоуроков:

  1. Необходимо убедиться, что все ученики вас видят
  2. Поздороваться, сделать акцент;
  3. Озвучиваем правила работы, которые будут приняты на занятии: отключить микрофоны, общение в чате, когда задавать вопросы;
  4. Использование демонстраций, презентаций, рабочего стола;
  5. Каждые 2-3 минуты надо задавать вопросы детям, задайте вопрос конкретному ребенку, пусть выйдет в эфир, задать вопрос, чтобы написал ребенок в чате, либо задать вопрос в чате всем, либо, поставить 1 всем, кто слышит хорошо, 2 – кто не очень хорошо;
  6. Не стоит выходить за рамки обговоренного времени проведения урока;
  7. Делать запись уроков.

Как организовать взаимодействие группы в онлайне

  • Установите контакт со всеми участниками видеоконференции: обратитесь по именам, сделайте перекличку, похвалите за присутствие на уроке.
  • Покажите действия, которые понадобятся во время урока: как отключать и включать микрофон, как писать в чат, как использовать условные обозначения. Попросите детей повторить.
  • Проговорите правила поведения во время урока. Озвучьте ученикам свои ожидания от них.
  • Начните с простых заданий, чтобы ученики освоились в онлайн-среде. Усложняйте работу, когда они почувствуют себя уверенно.
  • Поддержите учеников, у которых возникнут технологические трудности. Не ругайте их. Объясните, что все в порядке, и помогите разобраться.
  • Организуйте групповую работу, чтобы повысить интерес и мотивацию детей. Для выполнения групповых заданий подойдут онлайн-доски. Эти инструменты также помогут организовать работу над проектом.
  • Придумайте систему поощрений. Можно завести таблицу с баллами или выдавать детям «медальки» в мессенджерах. В качестве медалек подойдут стикеры, картинки, смайлики. Поводов похвалить ребенка много: за активную работу, за быстроту, за внимательность, за умение установить новую программу.

Не забудьте подвести итог

И вы, и ученики работали в новом формате, поэтому после занятия попросите ребят поделиться впечатлениями. Примерные вопросы:

  • Что на уроке было самым простым, а что самым сложным?
  • Какие задания показались вам интересными, а какие скучными?
  • Что бы вы хотели сделать на следующем занятии?

Ответы учеников помогут вам вовремя заметить проблемные места и грамотно спланировать дальнейшие процесс обучения онлайн.

Если у вас есть время, можно создать небольшой опрос с помощью Yandex Форм или Google Форм. Ученики смогут заполнить его анонимно. На заполнение опроса лучше отвести время в конце урока — иначе есть риск, что ученики либо забудут про опрос и вовсе его не заполнят, либо к моменту заполнения забудут, что было на уроке.

После урока отправьте ученикам презентацию или составьте тезисы, обобщающие информацию занятия.

Что делать с проблемами на уроке

Что делать, если во время онлайн-урока возникли проблемы? Первое и главное — не паниковать. Из каждой проблемной ситуации есть выход. Давайте разберем основные варианты решения трудных ситуаций.

Ситуация 1. Ученики не подготовили задание, на котором основана большая часть вашей работы

Во-первых, заранее говорите детям, что эту часть задания нужно сделать обязательно, потому что на ней будет основа следующий урок.

Во-вторых, накануне занятия дополнительно спросите, кто готов к работе — пусть поставят плюсы или минусы в чате, чтобы вы видели, на какое количество активных участников ориентироваться.

Во время самого урока имейте под рукой 1-2 запасных источника. Это может быть ссылка на онлайн-тренажер или вопросы для онлайн-викторины. Даже если изначальный план не сработает, урок не пострадает.

Ситуация 2. Ученики не умеют пользоваться программой

Освойте функцию «демонстрация экрана» и будьте готовы показать ученику все необходимые действия. Когда вы определитесь с инструментами работы онлайн, сделайте небольшое руководство для учеников со скриншотами. В случае необходимости вы сможете быстро направить его ученику. Кроме того, простые инструкции по установке и использовании программ зачастую можно найти на сайте самих программ или на YouTube.

Ситуация 3. Родители недовольны процессом проведения уроков

Важно заранее объяснить родителям, как вы построите процесс занятий. Устройте с ними отдельную видеоконференцию и попросите задать вопросы, которые их волнуют. Старайтесь быть с родителями на связи и сразу обсуждать новые вопросы.

Ситуация 4. Ученик пропустил ваши инструкции из-за проблем со связью

Параллельно с устным объяснением старайтесь фиксировать самые важные вещи в чате. Так вам не придется повторять заново для каждого «пропадающего».

Ситуация 5. Ученик мешает вести урок

Переход на онлайн-формат — стресс для детей, и некоторые могут начать вредничать. Главное для вас — сохранять позитивный настрой и равновесие. Вы можете отключить микрофон тем, кто шумит. Другой вариант — предложить ученику на 2-3 минуты отойти от экрана и выпить стакан воды.

Ситуация 6. Ученики постоянно отвлекаются на посторонние дела

На первый взгляд кажется, что в онлайн-формате у вас меньше средств контроля, чем в классе. Но если вы будете не просто рассказывать материал, а постоянно взаимодействовать с учениками: обращаться к ним, задавать вопросы, давать короткие задания, — это не позволит им отвлекаться.

Например, видя, что ученик невнимателен, вы можете назвать его по имени и попросить написать в общий чат ответ на вопрос. А остальных ребят попросить согласиться или не согласиться с ответом.

Ситуация 7. Ученик пропускает уроки

Не пренебрегайте контролем посещаемости даже в онлайн-формате. Если ученик пропустил занятие, свяжитесь с ним или его родителями. Узнайте, по какой причине это произошло и предложите способ восполнить пропущенное занятие.

Чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления. Отправляйте напоминание об уроке за час до начала. Постепенно ребята войдут в ритм и привыкнут к новому формату.

Выдача домашних заданий

При планировании домашних заданий для учеников следует ориентироваться на технические возможности каждого ребенка.

Дистанционные технологии позволяют использовать индивидуальные домашние задания, когда у каждого ребенка свой вариант.

Важно учитывать, что домашние задания должны состоять из двух частей: обязательной для всех учеников и дополнительной, предназначенной для учеников с высоким уровнем внутренней мотивации к изучению предмета.

Как подготовить материалы для самостоятельного изучения

Чтобы ученикам было интересно работать с вашими материалами, используйте несколько правил:

  • Избегайте большого объема. На случай, если детей заинтересует тема, приложите к обязательному материалу дополнительные ссылки.
  • Структурируйте информацию так, чтобы ученик мог легко визуально сориентироваться. Делите на блоки, пишите списки, добавляйте иллюстрации.
  • Используйте инфографику и схемы. Визуализация поможет понять и запомнить материал.
  • В конце текста добавьте список главных тезисов. 
  • Чередуйте тексты с упражнениями в онлайн-тренажерах и видеороликами.
  • Сбалансируйте блоки заданий по объему и сложности таким образом, чтобы они занимали примерно одинаковое время.
  • В конце каждого блока заданий добавьте вопросы для самопроверки. Используйте сервисы для создания онлайн-викторин.

Инструменты: Тесты

Провести промежуточный контроль в онлайн-формате можно проще, чем в оффлайн-режиме. Теперь вам не придется вручную проверять каждую тетрадь. Позже мы напишем, на какие сервисы с автоматической проверкой тестов стоит обратить внимание.

Взаимодействие с родителями

Как подключить родителей к организации дистанционного обучения?

  • Перед переходом в новый формат организуйте собрание. Дайте родителям максимум нужной информации и обозначьте, какой помощи ждете от них. Будьте морально готовы к тому, что не все родители активно включатся в процесс. Заранее узнайте, на какую степень их участия вы можете рассчитывать.
  • Объясните родителям, что при работе в дистанционном формате нужно учитывать психолого-возрастные особенности ребенка. Объясните, чем различается онлайн-работа с учениками начальной, средней и старшей школы.
  • Расскажите, как вы будете проводить обучение и какие инструменты использовать. Объясните, что вам понадобится их помощь с установкой программ, дайте необходимые ссылки.
  • Попросите родителей помочь ребенку с освоением новых для него программ, которые потребуются для уроков. По возможности дайте родителям инструкции к этим программам.
  • Сделайте родителей своими союзниками — опишите им правила работы ребенка за компьютером и попросите контролировать их соблюдение. Сделайте акцент на том, что, поскольку время за компьютером увеличилось за счет обучения, его стоит сократить на развлечениях.
  • Если родители не готовы подключать ребенка к онлайн-обучению, подготовьте для них задания и список тем для изучения по учебнику.

Памятка для родителей

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЙТИ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. Устройте семейное собрание: обсудите новый распорядок дня, объясните ребенку, что дистанционное обучение — это не каникулы, установите зоны ответственности.
  2. Соберите в одном месте контакты учителей, ссылки на платформы и пароли. Покажите этот список ребенку.
  3. Будьте на связи с учителем, не пренебрегайте первыми онлайн-собраниями.
  4. Составьте список заданий от всех учителей. Обязательно запишите даты сдачи.
  5. Старайтесь разделить время учебы и время игр. Чтобы соблюдать режим, вместе с ребенком составьте распорядок дня и план заданий на неделю. Такое расписание можно повесить возле рабочего стола.
  6. Просматривайте работу, которую ребенок выполнил за день. Не ругайтесь, если недовольны результатом. Первое время смысл не в качестве, а в самом факте выполнения заданий в новых условиях.
  7. Ребенку, как и вам, трудно перестроиться на новый формат. Хвалите его за любой успех, пусть даже самый незначительный.
  8. Регулярно спрашивайте ребенка, чем вы можете помочь.

Памятка для учеников

ЧТОБЫ БЫСТРЕЕ ПРИВЫКНУТЬ К НОВОМУ РЕЖИМУ, СЛЕДУЙ ЭТИМ ПРОСТЫМ ПРАВИЛАМ:

  1. Начинай день с привычных действий: умойся и оденься, позавтракай, разложи на столе все, что тебе понадобится на уроке. Это поможет тебе настроиться на учебный день.
  2. Перед первым занятием выйди на короткую прогулку или пробежку. Это заменит дорогу в школу и поможет лучше себя чувствовать в течение дня.
  3. Каждые 30 минут делай пятиминутный перерыв. Во время перерыва встань из-за стола, походи по комнате, помограй, чтобы расслабить глаза.
  4. Не забывай про завтраки, обеды и ужины. Обязательно ешь овощи и фрукты.
  5. Если раньше ты приходил из школы и отдыхал за компьютерной игрой, теперь ты учишься за компьютером, а отдыхать нужно по-другому. Найди занятия, которые не требуют монитора. Собери паззл, построй здание школы из лего, поиграй с семьей в настольные игры, разбери старые игрушки, почитай книжку, наведи порядок в своих вещах.

Памятка для учеников

ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО, ПОПРОБУЙ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  1. Начинай день с планирования. Проверь, какие занятия у тебя будут, и какие материалы нужно изучить. Составь список дел на день.
  2. Постарайся не пропускать дистанционные занятия для класса. Самостоятельно наверстывать упущенное на дистанционке сложнее.
  3. Не стесняйся задавать вопросы учителям и родителям. Всем сложно, все понимают.
  4. Учителю сложно перестроиться на новый формат. Помоги ему. на время урока убери телефон, держи камеру включенной, не открывай другие ссылки.
  5. В онлайне появятся новые форматы, с которыми ты раньше не сталкивался. Внимательно слушай инструкции учителя, чтобы освоить их.
  6. Если ты нашел интересные материалы или задания, которые можно включить в онлайн-уроки, поделись с учителем и классом. Занятия станут еще интереснее!
  7. Не волнуйся, если что-то не получается с первого раза. Это нормально. Ты осваиваешь крутой навык учиться онлайн. Он пригодится на всю жизнь. Если сейчас ты научишься быть продуктивным, то потом сможешь проходить онлайн-курсы и даже осваивать целые профессии дистанционно.
16:10
4689
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!