"Организация образовательной среды в ДОУ"

МАДОУ № 18

"Организация образовательной среды в ДОУ"

     Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении. Её создание является необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО.

     Функции образовательной среды:

  •  гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  •  обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  •  способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  •  создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  •  обеспечивает открытость дошкольного образования;
  •  создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

       Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.

        Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

  • взаимодействие участников педагогического процесса (социально-психологический компонент);
  • развивающая предметно-пространственная среда (пространственно-предметный компонент);
  • содержание дошкольного образования (информационно-образовательный компонент).

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.

2. Развивающая предметно-пространственная среда — это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

3. Содержание дошкольного образования — это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

      Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

      Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательных отношений.

      Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями. 

      Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

       Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания.

       Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

       Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

       Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. 

        Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. 
  • возможность двигательной активности детей. 
  • возможность для уединения. 

        Психолого – педагогические требования к созданию предметно - пространственной развивающей среды: 

  • содержательно- насыщенной (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе, которое должно соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы);
  • полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, ширмы, мягкие модули и т. д.);
  • трансформируемой (возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • доступной (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования);
  • безопасной (соответствие всех элементов предметно-пространственной среды по обеспечению надёжности и безопасности);
  • вариативной (наличие различных пространств для деятельности детей, разнообразие материалов и игрушек, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей).  

          Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования. 

           Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ. 

           Содержание дошкольного образования определяется: 

  •  Федеральными государственными образовательными стандартами; 
  •  Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;
  •  Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.

          Таким образом, развивающая образовательная среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребёнка.

12:31
134
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!