"Организация образовательной среды в ДОУ"
МАДОУ № 18
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении. Её создание является необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО.
Функции образовательной среды:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
- взаимодействие участников педагогического процесса (социально-психологический компонент);
- развивающая предметно-пространственная среда (пространственно-предметный компонент);
- содержание дошкольного образования (информационно-образовательный компонент).
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда — это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования — это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательных отношений.
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания.
Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать:
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
- возможность двигательной активности детей.
- возможность для уединения.
Психолого – педагогические требования к созданию предметно - пространственной развивающей среды:
- содержательно- насыщенной (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе, которое должно соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы);
- полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, ширмы, мягкие модули и т. д.);
- трансформируемой (возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
- доступной (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования);
- безопасной (соответствие всех элементов предметно-пространственной среды по обеспечению надёжности и безопасности);
- вариативной (наличие различных пространств для деятельности детей, разнообразие материалов и игрушек, периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей).
Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования.
Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.
Содержание дошкольного образования определяется:
- Федеральными государственными образовательными стандартами;
- Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;
- Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, развивающая образовательная среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребёнка.