Информатика в школе
Библиотека
НАШ ЮБИЛЕЙ
Босова Л. Л.
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
2022/2023 учебный год знаменует собой начало нового этапа в развитии школьной информатики как одного из учебных предметов, наиболее полно отражающих социальный заказ в условиях цифровой трансформации многих сфер нашей жизни. В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах впервые зафиксирована возможность изучения информатики на базовом и углубленном уровнях уже в основной школе. Выбрав углубленный уровень изучения информатики в основной школе, образовательные организации могут выйти за рамки прокрустова ложа малоэффективного одночасового предмета, коим до настоящего времени многие специалисты справедливо считали школьную информатику. Одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию примерные рабочие программы по информатике для VII—IX классов базового и углубленного уровней, а также программа по информатике для V—VI классов позволяют образовательным организациям предложить обучающимся различные траектории освоения этого предмета.
Ключевые слова: информатика в школе, базовый уровень изучения информатики, углубленный уровень изучения информатики, непрерывный курс информатики.
Федосов А. Ю.
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ БАЗОВОГО УРОВНЯ
В статье рассматриваются возможности школьного курса информатики базового уровня по решению задач воспитания и различные аспекты организации воспитательной деятельности учителя при реализации курса школьной информатики с целью решения задачи достижения обучающимися личностных результатов освоения учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования. Автором раскрыто содержание каждого из четырех тематических разделов курса информатики VII—VIII классов («Цифровая грамотность», «Теоретические основы информатики», «Алгоритмы и программирование», «Информационные технологии») с точки зрения обеспечения возможности решения задач воспитания, необходимых для достижения обучающимся личностных результатов освоения учебного предмета. Приведены возможные формы достижения воспитательных результатов средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне. Рассмотрен практический опыт отечественных педагогов по реализации воспитательных возможностей школьного курса информатики.
Ключевые слова: школьный курс информатики, цифровая трансформация образования, патриотическое воспитание, гражданское воспитание, духовно-нравственное воспитание, экологическое воспитание, социальное воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания.
Богданова Д. А.
О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ДИЗАЙНУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
Проектирование поведения пользователя цифрового продукта представляет собой развивающееся направление в разработке пользовательского дизайна, с высокой эффективностью помогающее формировать у пользователя полезные привычки, но оно также может использоваться в манипулятивных целях. Технологические гиганты вступили в борьбу за наше внимание, необходимое им для получения сверхприбыли. Они используют технологии искусственного интеллекта для анализа поведения пользователя и разработки стратегии его «удержания». Коммерческий императив заключается в проектировании «принудительного использования» создаваемых цифровых продуктов и услуг. Однако такой подход противоречит потребностям и правам пользователей, особенно детей. В статье рассматриваются поведенческая модель Фогга, а также примеры ее использования в дизайне пользовательского интерфейса, когда у пользователя формируют привыкание к продукту или, скорее, потребность в его использовании.
Ключевые слова: дизайн пользовательского опыта, убеждающий дизайн, каптология, ФОМО, петли вознаграждения, конфиденциальность, модель поведения Фогга, эффект ИКЕА, экономика внимания.
Зубрилин А. А., Зубрилина М. С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Внеурочная деятельность по информатике предоставляет большие возможности для повышения интереса учащихся к предметному содержанию. В статье описываются те формы внеурочной деятельности, которые может с успехом задействовать учитель информатики: тематический классный час, факультатив, предметные недели, экскурсии на ИТ-предприятия, олимпиады, конкурсные мероприятия, деловые игры. Выделяются особенности указанных форм внеурочной деятельности и демонстрируются способы включения игровых элементов в некоторые из них для мотивации школьников к изучению информатики. Приводятся конкретные игровые элементы (ребусы, словесные головоломки, загадки, занимательные задачи). Акцент делается на такие конкурсные мероприятия по информатике, как викторины, эстафеты, КВН, аукционы, турниры, путешествия. Рассматриваются правила, которые необходимо соблюдать на указанных мероприятиях, описывается возможная сюжетная линия, а также роли, в которых могут находиться участники конкурсов.
Ключевые слова: внеурочная деятельность по информатике, обучение, конкурсные мероприятия, игровые элементы.
Букина Е. Ю.
STEAM-ПРОЕКТ «ТАЙНА ЭОЛОВОЙ АРФЫ. ПО СЛЕДАМ БРАТЬЕВ БЕРНАРДАЦЦИ»
В статье рассмотрены аспекты организации внеурочной деятельности по информатике в средней школе с использованием STEAM-подхода. Данный подход реализуется с помощью различных форм обучения и перспективных направлений цифровых технологий. Одной из форм обучения является STEAM-проект — система взаимосвязанных блоков, построенных на основе принципа междисциплинарности и нацеленных на решение обозначенной проблемы. В статье приводится пример реализованного междисциплинарного проекта, направленного на формирование у школьников умения работать с информацией, умения решать творческие задачи, на формирование и развитие информационной культуры учащихся. STEAM-проект «Тайна эоловой арфы. По следам братьев Бернардацци» посвящен Году культурного наследия народов России, который объявлен в России в 2022 году. В ходе STEAM-проекта школьники решают проблемные задачи и проблемные ситуации с межпредметным содержанием, практико-ориентированные задачи, задачи исследовательского характера.
Ключевые слова: информатика, проектная деятельность, STEAM-подход, STEAM-проект, эолова арфа, братья Бернардацци.
Кошелева Л. А., Пешкова Е. А., Егорькова И. А.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ И ИНФОРМАТИКЕ «РАДИЕВЫЕ ДЕВУШКИ. СКАНДАЛЬНОЕ ДЕЛО РАБОТНИЦ ФАБРИК, ПОЛУЧИВШИХ ДОЗУ РАДИАЦИИ ОТ СВЕТЯЩЕЙСЯ КРАСКИ»
На занятии рассматривается история «радиевых девушек», получивших радиационное поражение при окраске циферблатов часов радиолюминисцентной краской. Ученики смогут провести анализ реального исторического факта путем групповой работы над кейсами по проблеме, чтобы понимать важность объективного, доступного и всестороннего знания.
Учащиеся смогут оценить влияние радиоактивности на здоровье и деятельность человека, получат правовые знания в области безопасности труда работника на предприятии, получат навыки анализа информации для построения информационной модели.
Работа в группе способствует развитию коммуникативных качеств, а задания формируют аналитическое и креативное мышление. Для объективного рассмотрения проблемы «радиевых девушек» необходимы знания физики, обществознания, навыки работы с информацией. А владение информационными технологиями позволит создать конечный продукт, который можно использовать в просветительских целях и при организации воспитательной работы со школьниками.
Ключевые слова: радиоактивность, трудовое право, охрана труда, здоровье, «радиевые девушки».
Курганова Н. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «УСТРОЙСТВА ВВОДА И ВЫВОДА» НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ
В статье рассматриваются возможности использования устройств для погружения в виртуальную реальность при изучении раздела «Устройства ввода и вывода» школьного курса информатики. Представлены возможные этапы урока «Периферийные устройства. Устройства для погружения в виртуальную реальность». На этапе «Организационный момент» рассматривается прием «Необычная фотография», на этапе «Подведение итогов урока» — прием «Рефлексивная мишень». Раскрывая содержание этапов урока, в статье дается описание основных устройств, используемых для погружения в виртуальную реальность: базовые станции, шлем виртуальной реальности, контроллеры. Приводятся инструкции: как правильно надеть шлем виртуальной реальности; как надеть контроллер на руку. Рассмотрена техника безопасности, которую рекомендуется соблюдать в процессе работы в виртуальной реальности. В статье рассмотрены примеры заданий, которые можно предложить учащимся на каждом этапе урока. Большинство заданий на уроке учащиеся выполняют в парах.
Ключевые слова: устройства ввода и вывода, периферийные устройства, виртуальная реальность, виртуальный шлем, контроллеры, базовые станции.
Меньшиков В. В.
УРОК НА ТЕМУ «ЭЛЕМЕНТЫ СХЕМОТЕХНИКИ. ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ»
В статье представлена методическая разработка одного из уроков раздела «Элементы алгебры логики» курса информатики для десятого класса. Содержание урока соответствует УМК по информатике Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой. Особенностью урока, на котором изучаются такие понятия как логический элемент (вентиль), логическое устройство, логическая схема, инвертор, конъюнктор, дизъюнктор, является использование тематических видеороликов (со звуком и без звука) для просмотра с целью изучения нового материала и для самостоятельного озвучивания. Организованная фронтальная, самостоятельная и групповая работа направлена на изучение способов составления логических формул для логических схем и составления логических схем для заданных логических формул. В ходе урока кадеты составляют конспект по теме и осуществляют самооценивание с помощью чек-листа.
Ключевые слова: логический элемент (вентиль), логическое устройство, логическая схема, инвертор, конъюнктор, дизъюнктор, строгий дизъюнктор, антиконъюнктор (элемент Шеффера), антидизъюнктор (элемент Пирса).
Заславская О. Ю., Любутов О. Д.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИКЛА FOR В ЯЗЫКЕ PYTHON В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Сегодня во многих учебных заведениях в программу по информатике включено изучение языка программирования Python. Обладая бесспорными достоинствами, которые отмечаются и педагогами-исследователями, и учителями-практиками, язык Python имеет ряд особенностей, на которые следует обратить внимание школьников, чтобы предотвратить ошибки, которые могут быть допущены ими в будущем при переходе на другие языки программирования. Это касается в том числе изучения циклических конструкций, в частности цикла For. Реализация цикла For в языке Python принципиально отличается от реализации цикла с параметром, использующегося в процедурных языках программирования, которые изучались в рамках школьной программы ранее (BASIC, Pascal, C/C++ и т. п.). На сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда методика изучения цикла с параметром не может быть применена к циклу For языка Python. Методике изучения этой циклической конструкции посвящена данная статья.
Ключевые слова: теория и методика обучения информатике, языки программирования, Python, цикл с параметром, цикл For.
Климина Н. В.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА МАШИННОЙ ВЫШИВКИ
В статье описываются возможности и педагогический потенциал облачной платформы TurtleStitch для знакомства школьников с применением программирования для создания дизайна машинной вышивки. Даны алгоритмы нескольких дизайнов вышивки. Представленные в интернете материалы о работе в TurtleStitch исключительно иноязычные, поэтому содержание данной статьи будет полезно учителям, преподающим курсы внеурочной деятельности в школе, учителям технологии и информатики для первоначального знакомства с этой платформой. Информация, представленная в статье, может лечь в основу развивающих занятий по программированию в среде TurtleStitch со II по XI класс. Знакомство школьников с программным способом создания дизайна машинной вышивки на базе данной статьи будет способствовать расширению у учащихся представления о сферах применения программирования, формированию у них навыков практического применения программирования, умения применять информационные технологии для решения творческих задач.
Ключевые слова: машинная вышивка, дизайн машинной вышивки, стежок, шаблон вышивки, визуальная среда программирования.
Блинов Д. М.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ
В статье представлены две практические работы по компьютерному моделированию реальных процессов из разных сфер деятельности человека с помощью электронных таблиц. Подобные практические работы позволяют обучающимся самостоятельно научиться создавать математические и компьютерные модели, выполнять вычислительные эксперименты, что, в свою очередь, развивает их функциональную грамотность.
Описанные практические работы — из авторского сборника практических работ по информатике, который был отмечен дипломом на республиканском конкурсе методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся «Учимся для жизни».
Практические работы предназначены для обучающихся, изучающих математику, физику и информатику, а также будут полезны всем, кто интересуется использованием электронных таблиц при решении различных задач.
Ключевые слова: компьютерная модель, моделирование, функциональная грамотность, информатика, электронные таблицы, интегрированный урок.
Баракина Т. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием медиаинформационной грамотности в начальной школе. При этом под медиаинформационной грамотностью понимаются начальные знания человека о современном информационном и медиамире, умения работать с различными источниками и видами информации для решения конкретных поставленных задач как в образовании, так и в профессиональной деятельности, повседневной жизни. Описываются восемь основных категорий, выделяемых в структуре медиаинформационной грамотности: использование информации, отношения в медиасреде, язык медиа, творческое использование медиасредств, этика и ценности в информационной и медийной среде, безопасность в информационной и медийной среде, право в информационной и медийной среде, экономические аспекты действия медиа. Представлены содержание подготовки младших школьников в рамках указанных категорий, методические приемы, используемые в начальной школе для обеспечения достижения планируемых результатов в области медиаобразования.
Ключевые слова: информационная грамотность, медиаинформационная грамотность, медиа, каталог навыков, информационная безопасность, цифровая гигиена.