Информатика в школе
Библиотека
КОНКУРС ИНФО-2021
ИТОГИ XVIII ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ИНФО-2021
Климина Н. В.
ВЕБ-ПОДХОД К СОЗДАНИЮ VR-КОНТЕНТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ В VR-КВАНТУМЕ МИНИ ТЕХНОПАРКА «КВАНТОРИУМ»
В статье предложено методическое сопровождение занятий в VR-квантуме мини-технопарка «Кванториум» по созданию VR-контента с помощью веб-технологий. Описание практических работ позволяет учащимся пошагово научиться создавать виртуальные миры, формируя код в простейшем текстовом редакторе Блокнот. Создание виртуального мира напоминает создание веб-страниц на языке HTML. Платформенная независимость и доступность программного обеспечения для создания виртуальной реальности позволяют использовать такой веб-подход как в школе на занятиях мини-технопарка, так и при самостоятельной работе учащихся дома. Данный подход идеально подходит для проведения дистанционных занятий. Проведение занятий в VR-квантуме на базе предлагаемой методики будет способствовать формированию у обучающихся навыков создания VR-контента для шлемов виртуальной реальности и умения применять информационные технологии для решения творческих задач в условиях информационного общества.
Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный мир, фреймворк, виртуальное пространство, сцена виртуальной реальности, управление сценой виртуальной реальности, событие, «Кванториум».
Курганова Н. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО СТОРИТЕЛЛИНГА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ» НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ
В статье рассматриваются основные особенности организации урока при помощи технологии цифрового сторителлинга. Выделены основные моменты, которые необходимо учитывать перед созданием цифровой истории и в процессе реализации технологии цифрового сторителлинга: место цифровой истории на уроке или в системе уроков; цель и структура цифровой истории; вид истории; цифровой продукт и цифровые инструменты; послайдовый сценарий истории. Приведен пример цифровой истории на основе повествования в сервисе Canva при изучении темы «Компьютерные вирусы», в качестве цифрового продукта выступает мультимедийная презентация. Предложены задания для учащихся, которые целесообразно реализовать при помощи технологии цифрового сторителлинга, с целью их вовлечения в учебный процесс.
Ключевые слова: сторителлинг, цифровой сторителлинг, цифровой продукт, цифровые инструменты, Canva, компьютерные вирусы.
Фоминых И. А., Довранов А. Р.
О РАЗРАБОТКЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются некоторые аспекты предпрофильной подготовки школьников, приводятся компоненты предпрофильной подготовки. Определяется роль предпрофильных курсов по выбору в профессиональном самоопределении школьников в условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Акцентируется внимание на актуальности предпрофильных курсов по программированию. Выбор языка программирования Python для этих курсов объясняется его универсальностью и возможностью увеличения функционала за счет библиотек, а также достаточной простотой освоения языка из-за особенностей написания кода. Представлена программа курса по выбору «Основы программирования на Python», в том числе цели и задачи курса, планируемые результаты обучения, содержание обучения, пояснения по реализации курса, тематическое планирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Представляет интерес реализация процесса обучения в контексте работы над реальным проектом. Также описываются структура, содержание и оформление разработанного для преподавания курса образовательного сайта. Отмечается возможность использования сайта на уроках и для самостоятельной работы школьников дома.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка школьников, предпрофильный курс по выбору, программирование на Python, образовательный сайт.
Блинов Д. М.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АНИМАЦИОННЫЕ ВИДЕОРОЛИКИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье даются понятия анимации, образовательной анимации и анимационного видео. Раскрывается актуальность использования анимационных видеороликов в образовательном процессе, в частности, описывается их использование в тех случаях, когда невозможно показать реальный объект. Описываются преимущества использования образовательных анимационных видеороликов как одного из способов наглядного представления учебной информации. Описываются форматы использования обучающих анимационных видеороликов в процессе обучения, в том числе дистанционный формат. В качестве примера описан обучающий анимационный видеоролик «Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания», созданный для использования на уроках физики, рассмотрены цель его использования и некоторые особенности. Даны рекомендации по эффективному использованию анимационных видеороликов в образовательном процессе на основе личного опыта автора.
Ключевые слова: физика, анимация, анимационное видео, электронное обучение, компьютерная модель, дистанционное обучение, электронный урок, дидактический материал.
Баракина Т. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Сегодня мы наблюдаем цифрую трансформацию в самых разных сферах жизни, в том числе в образовании. Образовательные учреждения укомплектовывают новым оборудованием, подключают к высокоскоростному интернету, создается цифровая система документооборота и т. д. Разрабатываются новые и модернизируются уже существующие образовательные технологии с учетом возможности использования цифрового оборудования, способствующие развитию новых личностных качеств у обучающихся, «цифрового» мышления.
В статье рассматривается влияние цифровой трансформации образования на особенности восприятия информации обучающимися, на развитие знаково-символической деятельности. Описаны функции знаково-символических средств в деятельности (коммуникативная, познавательная, замещающая), виды знаково-символической деятельности человека (моделирование, кодирование, схематизация, замещение), влияние социальных сетей и мессенджеров на восприятие информации обучающимися, процесс изменения в восприятии человеком письменной (цифровой) информации. Представлены две серии упражнений: 1) по ознакомлению младших школьников с информационными процессами с использованием языка эмодзи, 2) по ознакомлению с редактированием информации в «искаженных текстах».
Ключевые слова: цифровая трансформация, информация, информационные процессы, редактирование, кодирование, моделирование, схематизация, замещение, знаково-символическая деятельность, информатика, младшие школьники.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
Сальникова О. С., Селяничев О. Л.
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ГЕОИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СО ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются вопросы организации занятий по геоинформационным технологиям со школьниками в рамках дополнительного образования. Дополнительное образование рассматривается как деятельность Дома научной коллаборации на базе Череповецкого государственного университета. Целью работы является описание системы заданий в рамках программы «Геоинформационные технологии» через призму мотива путешествия. С опорой на анализ психолого-педагогической литературы в статье выделены следующие положения для системы занятий: освоение понятия «геоинформационные технологии»; учет основных характеристик понятия «путешествие»; опора на личный опыт учеников и эмоциональную составляющую; использование активных и интерактивных методов обучения. В работе описаны творческие кейсы по образовательной программе «Геоинформационные технологии», которые направлены на изучение новой информации, анализ полученной информации, фиксацию и представление полученных результатов. В основу планирования занятий заложены межпредметные связи. Комплекс кейсовых заданий направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, а также позволяет развивать интерес к изучению географии и истории планеты Земля с использованием современных информационных технологий. В качестве инструментов для выполнения кейсовых заданий выступают Google Карты и Яндекс.Карты.
Ключевые слова: геоинформационные технологии, геоинформационные системы, дополнительное образование, Дом научной коллаборации.
Букина Е. Ю.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИНФОРМАТИКЕ «МУЖИЧОК С НОГОТОК» (VI КЛАСС)
В статье рассматривается проведение интегрированного урока литературы и информатики. Данный урок посвящен 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова, которое отмечалось 10 декабря 2021 года. На уроке ученики знакомятся с произведением великого русского поэта и писателя Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», узнают о том, как жили дети в прошлом. В среде программирования Scratch учащиеся создают анимацию (мультфильм) по отрывку из поэмы «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок». Урок направлен на формирование у учащихся представления о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, развитие интереса к проектной деятельности и программированию, стимулирование использования школьниками среды программирования Scratch для создания мультимедийных проектов. На уроке созданы условия для овладения основными универсальными учебными действиями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Ключевые слова: проектная технология, стихотворение, Некрасов, программирование, Scratch, Cкретч.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Маркушевич М. В.
ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «СОЗДАНИЕ И ОБРАБОТКА ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОБОДНОГО ЗВУКОВОГО РЕДАКТОРА AUDACITY
В статье представлен каркас методики обучения теме «Создание и обработка звуковой информации» курса информатики на уровне основного общего образования с использованием свободного кроссплатформенного офлайнового звукового редактора Audacity. Под понятием «методика обучения» понимается процесс передачи от преподавателя обучающемуся некоего необходимого и достаточного набора алгоритмов создания тех или иных информационных объектов, соответствующих изучаемой информационной технологии.
По результатам анализа возможных вариантов программного обеспечения для поддержки преподавания рассматриваемой темы курса информатики делается вывод о том, что оптимальным вариантом являются офлайновые свободные кроссплатформенные звуковые редакторы, обладающие невысокими минимальными системными требованиями. Один из наиболее удачных вариантов программного обеспечения — аудиоредактор Audacity, который имеет целый ряд преимуществ по сравнению со своими аналогами.
В статье подвергается сомнению принцип инвариантности методики обучения информационным технологиям, в частности технологии создания и обработки звуковой информации, относительно программного и аппаратного обеспечения, используемого в учебном процессе, и обосновывается вывод о частичной несостоятельности данного принципа.
Приводится возможный вариант каркаса методики обучения рассматриваемой теме курса информатики, включающий в себя разбиение содержания обучения на семь этапов. Каждый из этапов включает описание изложения соответствующего учебного материала, в том числе технологию выполнения практических работ, направленных на овладение учащимися основными элементами функционала звукового редактора Audacity. Описание авторской методики обучения также содержит соответствующее ей поурочное планирование по теме «Создание и обработка звуковой информации» курса информатики для основной школы.
К преимуществам предлагаемой методики обучения можно отнести возможность ее использования как для очной, так и для дистанционной форм обучения, а также низкий уровень стоимости ее применения в учебном процессе общеобразовательной школы. Кроме того, рассматриваемая методика обеспечивает высокую устойчивость учебного процесса к деструктивному влиянию на информационную структуру российских образовательных организаций, заключающемуся в том числе в немотивированном отказе в лицензиях на использование проприетарного программного обеспечения иностранного производства.
Ключевые слова: цифровой звук, Audacity, свободное программное обеспечение, методика обучения.
Дженжер В. О., Денисова Л. В.
ДИНАМИЧЕСКИЕ МАССИВЫ И СПИСКИ В PASCALABC.NET
В статье описывается методика преподавания школьникам и студентам темы «Одномерные динамические массивы» на языке PascalABC.NET. Показывается, что переход от изучения статических массивов к динамическим хотя и потребует от преподавателя времени и некоторых усилий, но все затраты окупаются приобретением нового мощного инструмента. Помимо динамических массивов излагаются основы работы со списками List, которые во многих случаях оказываются удобнее массивов. Списки являются одной из основных структур данных во многих современных языках программирования. В статье описываются область применимости списков и отличие их от массивов. Приводятся примеры написания функций, входными и/или выходными параметрами которых являются массивы или списки. Рассматривается техника использования срезов для работы с массивами и списками. Срезы предоставляют лаконичный синтаксис для обращения к части массива. Это позволяет существенно сократить код, который в традиционном стиле содержит много циклических действий. В заключение делается вывод о том, что изучение динамических массивов и списков позволяет легче перейти к программированию на других современных языках.
Ключевые слова: программирование, динамический массив, список, PascalABC.NET.
ЗАДАЧИ
Магомедов А. М., Раджабова Н. Ш.
ЗАМОЩЕНИЕ КЛЕТЧАТОЙ ПОЛОСЫ ШИРИНОЙ 4
Рассматривается проблема подсчета числа всевозможных покрытий клетчатого прямоугольника nxm (n строк, m столбцов) плитками размером 1×2 без пропусков и наложений. Поскольку при нечетных n и m покрытий не существует, предполагается, что хотя бы один из этих двух параметров имеет четное значение. Предлагается решение задачи о подсчете количества всевозможных покрытий плитками размером 1×2 полосы клетчатой бумаги с шириной 4 и заданной высотой.
Приведен краткий обзор известных подходов к решению задачи определения числа всевозможных покрытий an при m = 2 и m = 3. В данной статье получена рекуррентная формула для вычисления an в случае m = 4.
Для этого предлагается метод начальной клетки для укладки плиток, на основе которого построена система из трех рекуррентных формул для вычисления an при n >= 3 и m = 4. Затем из системы выведена одна рекуррентная формула для an.
Ключевые слова: задача «Паркет», замощение костями домино, количество покрытий, рекуррентное соотношение.